Доклад "Комплексное использование современных подходов к организации занятий с обучающимися, находящимся на заочном обучении»
материал

Ефимова Надежда Михайловна

Решение проблемы социального воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребѐнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, в реализации которых большую роль играет общее образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_defektologov.docx45.49 КБ
Файл doc1.docx483.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ртищевская средняя общеобразовательная школа Саратовской  области»

Доклад

«Комплексное использование современных подходов к организации занятий с обучающимися, находящимся на заочном обучении»

Выполнил

Учитель математики -дефектолог

«МОУ СОШ №1 г.Ртищево

Саратовской области»

Ефимова Н.М.

                                                                                     

                                                                             2019 г

   


 По данным статистики более 8 % детей имеют ограничения по состоянию здоровья и нуждаются в особых условиях для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Решение проблемы социального воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребѐнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, в реализации которых большую роль играет общее образование.

  Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья  направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   Семье предоставляется информация о диапазоне возможных достижений ребенка в выбираемом варианте ФГОС в разных условиях организации обучения.

Право выбора формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) принадлежит родителям (лицам их заменяющим).

Сегрегационный подход

                         

В образовательных учреждениях (реже - медицинских или учреждениях социальной защиты населения) складываются относительно гомогенные (достаточно однородные по составу) группы воспитанников, обучающихся.

С учетом типических особенностей и образовательных потребностей каждой из таких групп создаются специализированные программы (адаптированные основные общеобразовательные программы).

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

  Порядок обучения учеников с ОВЗ на дому устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. По окончании обучения ученик получает аттестат об окончании школы общего образца.

Такое обучение предполагает участие ребенка в общешкольных и классных мероприятиях, общение со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.

Положительным фактором в данном случае является тот факт, что дети учатся и воспитываются в семье

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

     

●В качестве альтернативной формы организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, стала широко применяться дистанционная форма обучения.

Дистанционное обучение как одна из форм электронного обучения представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде

         

                   Интегративный подход к обучению детей с ОВЗ

Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.

В основе интеграционного подхода лежит концепция нормализации, принятая в США и Канаде в 70-х годах ХХ века, она делает упор на воспитание в духе культурных норм, принятых обществе, в котором живет человек.

Существуют три модели интегрированного обучения:

  1. Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ и нормально развивающиеся.
  2. Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.
  3. Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися  не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Цель инклюзии – не интеграция детей с ограниченными возможностями, а «одна школа для всех».

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность. Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы инклюзии

  • дети ходят в местные детский сад и школу;

●программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному детскому саду;

●методология разрабатывается для поддержки в обучении детей с различными способностями;

●все дети участвуют во всех мероприятиях;

●индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку .

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

 Но некоторые заболевание сами по себе осложняет пребывание детей в среде нормально развивающихся сверстников, они приковывают взгляды людей, чувствуют напряженность. В отличие от своих сверстников, им тяжело заниматься в течение 45 минут на уроке без перерыва, им сложнее даются задания, которые остальными детьми выполняются легко и т.д.

 Поэтому не каждый ребенок с ОВЗ готов обучаться со здоровыми сверстниками.Следовательно приоритетным остается –домашнее обучение.

Дети, обучающиеся индивидуально на дому - это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны общеобразовательного учреждения.

В связи с чем учителя,  постоянно  находятся  в  поиске  ответа  на  вопрос  «как  обучать  детей  со сложными дефектами в условиях индивидуального обучения на дому?».

Характеристика педагогических технологий, применяемых в условиях индивидуального обучения на дому.

1.1. Тестовые технологии.

Тест – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и навыках обучающегося. Т.о. тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимся ЗУН. Тестовые задания по уровню сложности и по форме вариантов ответов следующие:

1) Тест открытого типа – нужно дописать предложение.

2) Тест (задание) закрытого типа – даётся два варианта отве

  3) Задания с множественным выбором. Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формируется задание, и предлагаются варианты ответов.

4) Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить  соответствие между элементами двух списков.

1.2. Информационно-коммуникационные технологии.

Использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Например, дискокартотека: аудиоэнциклопедии, методические разработки, презентации к урокам, видеофильмы, мультимедийные физминутки, фоновая музыка для хорошего настроения, развивающие, обучающие игры и пр.Использование ноутбука, планшета, других современных гаджетов и пр.

1.3.  Технология опорных сигналов.

Технология опорных сигналов и конспектов была создана В.Ф. Шаталовым. С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с обучающимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения. Технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал обучающегося за счёт активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.

Опорный сигнал – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. (

1.4. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, это две физминутки на уроке: офтальмотренажеры и упражнения для глаз, для опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, контроль правильной осанки в течение урока в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Во-вторых, применение лечебной педагогики А. А. Дубровского.

В работе с детьми-инвалидами используются такие приемы: отвлечение ребенка от ухода в болезнь, использование лечебного воздействия деревьев и растений; занятие гимнастикой, движение; включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов; помощь в занятиях творчеством. (Приложение 4).

1.5. Игровые технологии.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания. В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина: предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Игровая форма занятий, либо сочетание элементов игры и обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающегося к учебной деятельности, что актуально коррекционной педагогике для обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации к учебной деятельности.

Игровые технологии остаются «инновационными» в системе российского образования.

1.6. Технологии театрализации.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

О.В. Дыбина  указывает на связь театрализации с игрой. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры обучающийся создает образ действием, словом и (или) звукоподражанием, что дает ему возможность развивать речевую деятельность.

Театр на пальцах способствует развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки.

1.7.Сказкотерапия.

1.8.Песочная терапия.

В организации индивидуального обучения на дому с обучающимся с ОВЗ нужно использовать различные методы, приемы и средства для достижения положительной динамики у обучающегося. При подготовке к урокам учитывать принципы индивидуализации, связи с жизнью, сознательности и активности, наглядности и др.Учитель надомного обучения должен максимально оборудовать учебную комнату в условиях дома, где проходят уроки.В надомном обучении связь с родителями имеет основное направление взаимодействия учителя и семьи в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями интеллекта: от легкой степени умственной отсталости до глубокой. Важна роль родителей, как они относятся к родительским обязанностям, как создают условия для обучения ребенка.

Используемая литература:

  1. http://dsteremok.edusite.ru/DswMedia/3.pdf
  2. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/01/23/effektivnye-korrektsionno-razvivayushchie


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок - форма организации занятий для детей, находящихся на домашнем обучении

Данная статья знакомит учителей с возможностями дистанционного обучения....

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.

Переосмысление подхода к организации занятий физической культуры и спорта, содержания физкультурно-спортивной работы, оценка воспитанников по итогам их физической подготовленности....

Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.

Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом....

Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»

Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»...

Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся

Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...

"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...