Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи: " Сказка весёлого Язычка о фруктах".
план-конспект

Скуратова Галина Николаевна


Целью занятия является развитие фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи

            Сказка весёлого Язычка о фруктах.

Цели: развитие фонематического восприятия.

Задачи:

образовательные

-  продолжать формировать представления о фруктах.

развивающие

- развивать слуховое внимание,

- развивать артикуляционную моторику;

- учить детей выделять гласный звук из ряда звуков;

  обозначать звуки [А], [У] [И], картинками-символами;

- вырабатывать направленную воздушную струю;

- развивать голосовые модуляции;

- развивать мелкую и общую моторику.

воспитательные

- вызывать положительные эмоции, связанные с

  новыми впечатлениями.

Оборудование:

Кукла – Язычок; большое  зеркало;  раздаточное зеркало; картинки–символы звуков [А], [И],  [У];  салфетки; листики для развития дыхания; карточки – фрукты.

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог:

-  Здравствуй ( имя). Посмотри, кто пришёл сегодня к нам на занятие (показ игрушки)

- Кукла - Язычок.

- Сегодня я расскажу сказку о весёлом Язычке. А ты мне будешь помогать. Садись на стульчик, спинка ровная и  внимательно слушай.

Дефектолог рассказывает сказку:

- Жил-был  Язычок. Жил он в своём домике, он назывался ( как?)…

- Ротик.

-  Открыл Язычок в домике окошко.

(ребенок широко открывает рот – упражнение  «Окошко»)

-  Посмотри на свой ротик в зеркало. Открыл окошко (удерживает позу несколько секунд), закрыл (повторить упражнение два раза).

-  Выглянул Язычок из домика, спрятался.

(Ребенок  высовывает язык изо рта, потом убирает; повторяет упражнение несколько раз, контролирует выполнение упражнения в зеркале).

-  Погода хорошая, решил Язычок погреться на солнышке.

(Ребенок выполняет упражнение «Лопатка», удерживает позу под счёт  до 5).

- Посмотри на свой язычок, какой он широкий, как спокойно лежит на нижней губе.

-  Сел Язычок на свою лошадку и поскакал на прогулку.

(ребенок  выполняет упражнение «Лошадка», сопровождая его движениями пальцев по столу – лошадка скачет).

Пальчиковая игра «Лошадка»

По дорожке ровной гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

-  Скакал Язычок, скакал и прискакал на полянку. А там домик стоит.

Пальчиковая игра «Домик»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

- А в этом домике жила бабушка. Она варила очень вкусное варенье. Давай мы с тобой подумаем из чего можно сварить варенье?

(ответ ребенка)

- Правильно, варенье варят из фруктов, можно и из ягод. Мы поговорим с тобой сегодня о фруктах. Какие фрукты ты знаешь?

( ответ ребенка)

- Какие фрукты растут у нас, в нашей местности?

( ответ ребенка)

- Правильно молодец! Как называется варенье из яблок ( слив, груш, персиков, абрикосов, апельсинов и т.д.).

   Съел Язычок варенье и стал облизывать верхнюю  и нижнюю губу.

(ребенок выполняет упражнение «Вкусное варенье», контролирует выполнение в зеркале).

А что еще можно приготовить из фруктов.

( ответ ребенка)

- Да, из фруктов можно приготовить и сок.

- Сок из яблок, называется ……

- Сок из слив - …… и т.п.

- Молодец!

- Во дворе у бабушки стояли качели. Качели качались вверх – вниз.

(ребенок вместе с дефектологом поднимает, а затем опускают правую ладошку).

-  Захотел Язычок покачаться на качелях.

(ребенок выполняет упражнение «Качели» - движение языка вместе с движением ладони – вверх, вниз, смотрит на свой язычок в зеркало).

-  Наелся Язычок, накачался на качелях. Сказал бабушке …

( Спасибо. До свидания».)

-  Сел на лошадку и поскакал дальше.

(ребенок выполняет упражнение «Лошадка»).

-  Прискакал Язычок на полянку. А на полянке праздник!!! Веселая ярмарка!

На ярмарке чего только нет…. Такой огромный выбор овощей, ягод,  фруктов, не знаешь, что же взять?!

Физкультминутка.

Дефектолог:

- Сейчас мы с тобой возьмем мяч и поиграем вот в такую игру. Я буду называть тебе слова, а ты будешь ловить мяч только тогда, когда услышишь название какого -  либо фрукта ( только фруктов).

Дыхательные упражнения:

Дефектолог:

- Мы знаем, что фрукты растут на деревьях. А что же еще растет на всех деревьях, не только на фруктовых?

( листья)

- Правильно, листья.  Иногда, фрукты срываются с деревьев с маленькими веточками или листочками. Давай возьмем на ладошку маленький листочек и подуем на него, будто это ветерок.

- Сложим губы в трубочку и подуем легко, будто легкий ветерок.  Вот  налетел сильный,  порывистый ветер. ( дуем сильно, отрывисто). Ветер был сильный и холодный. Ручки замерзли на ветру. Давай погреем их.

(Ребенок, глядя на дефектолога, трет ладошки рук, поочерёдно дышит  на каждую руку: Х – Х – Х – Х).

- Согрелись наши ручки, садимся на лошадку. (совместно  выполняют упражнение «Лошадка»

Дефектолог:

- Прискакал Язычок в гости к звукам–песенкам. Отгадайте, какие там жили звуки. Смотри внимательно на мои губы, какой звук я хочу спеть?

(дефектолог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребенок  угадывает и произносит их.)

- Какой это звук?

Дефектолог показывает символ звука [А].

(ребенок произносит звук).

Дефектолог показывает символ звука [У].

(Ребенок произносит звук). 

Дефектолог показывает символ звука [И].

(Ребенок произносит звук). 

Дефектолог:

- Звук [А] можно спеть по-разному:

как Аня плачет, попробовала на язычок горячее варенье: А-А-А;

покажем доктору горлышко: А-А-А (протяжно);

девочка уколола пальчик: А- -А- -А (отрывисто);

Мишка поёт: А-А-А (низким голосом);

Белочка поёт: А-А-А (высоким голосом). 

Дефектолог:

-Звуки-песенки хотят с нами поиграть. Положи перед собой карточки (символы звуков [А], [У] [И]). Я произнесу звук, а ты покажи нужную карточку.

(Дефектолог произносит гласные звуки [А], [У], [И].  Ребенок поднимает соответствующие карточки-символы).

Дефектолог:

- Молодец! Поиграл Язычок со звуками-песенками, сказал им…

(Ребенок: «До свидания»). И поскакал Язычок на лошадке домой.

(Ребенок  выполняет упражнение «Лошадка») 

Дефектолог:

- Прискакал Язычок домой. Он очень устал, лёг Язычок на кроватку и заснул. Открой свой ротик, покажи, как твой язычок лежит спокойно во рту, за зубками.

(Ребенок  открывает рот, смотрит на свой язык в зеркало).

Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Дефектолог:

- Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!  Понравилась сказка ?

Ты сегодня  очень старался. Молодец! Кукла-Язычок говорит вам: «До свидания». Она обязательно придёт к нам в гости ещё раз и расскажет новую сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе по теме" Звуки К-КЬ"

Конспект занятия в старшей группе по разфитию фонетической стороны речи...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

Конспект фронтально занятия по формированию фонетической стороны речи для детей 5 - 6 лет, I период обучения Тема: «Звук [ Н] и буква Н»

Конспект фронтально занятия по формированию фонетической стороны речи для детей 5 - 6 лет, I период обучения Тема: «Звук [ Н] и буква Н»...

Конспект фронтального занятия по развитию фонетической стороны речи для детей 6-7 лет с ФФНР Тема: «Звук и буква [Э]»

Цель: закрепление правильного произношения звука Э.Задачи:коррекционно-образовательные:•закрепить навыки правильного произношения звука [Э] в слогах, словах, предложениях;  - формировать печатный...

Конспект логопедического занятия по развитию просодической стороны речи

Конспект  логопедического занятия по развитию просодических компонентов речи с молодыми инвалидами с актуальным уровнем развития, сниженным относительно возрастной нормы....

Презентация занятия по формированию фонетической стороны речи "Звуки Ф-В".

Материал адаптирован для работы родителей с детьми во время режима самоизоляции...

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи у детей и навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе

На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Т, учатся характеризовать звук по акустическим и артикуляционным звукам. анализировать слоги с этим звуком....