Совместная деятельность дефектолога с детьми по развитию речи и коммуникативным навыкам:"Наши имена".
план-конспект

Скуратова Галина Николаевна

Цель совместной деятельности: дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, оно невидимое и отличается от других. Рассказать  о том, что имя растет вместе с человеком, по имени можно определить полчеловека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnaya_deyatelnost.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность дефектолога с детьми по развитию речи и коммуникативным навыкам

                                                «Наши имена»

Цель: дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, оно невидимое и отличается от других. Рассказать о том,  что имя растет вместе с человеком, по имени можно определить пол человека.

Задачи:

Образовательные:

 - Формировать положительное отношение к себе через имя.

-  Отрабатывать модель  коммуникативного общения. 
 Развивающие:

 - Развивать  силу голоса.

 - Развивать динамическое восприятие.  

 - Развивать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией  

   взрослого.

 - Развивать словообразование,  слуховое внимание, воображение.

Воспитательные:

  - Воспитывать  навыки самоконтроля при выполнении заданий.

  - Воспитывать интерес к рассматриваемой теме и желание правильно обращаться к людям.

Оборудование: волшебная палочка с улыбающимся смайликом, зеркало, карточки – схемы с изображением мужчины и женщины, мальчика и девочки, карточки с написанными именами людей.

Ход занятия:

Организационная  часть.

Дефектолог делает краткий пересказ отрывка из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

«- Однажды в магазин «Овощи и фрукты» из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами.

Когда их стали открывать,  оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не осталось, зато на дне его спит какой-то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек секунду стоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула – на пол.

-Фу, ты чебурашка какой! – сказал продавец.

Зверек открыл глаза и огляделся.

- Ты кто?- спросил его продавец.

- Не знаю…

- А как тебя зовут?

- Не знаю…

- Может, ты медведь?

- Не знаю…

- Ну ладно! Тогда тебя буду звать Чебурашка».

 Так у Чебурашки появилось имя.

- И у каждого человека есть свое имя.

Игра  «Волшебная палочка».

- Имена есть и  у всех нас. Меня зовут Галина Николаевна. А  как  зовут вас?

Давайте по команде «Раз, два, три! Имя назови!»-  назовем свое имя громко, тихо,  шепотом. Затем по просьбе дефектолога ребенок называет свое имя, при ответе  получает волшебную палочку со смеющимся смайликом.

Игра с гостями «Давайте познакомимся».

Дети подходят к гостям, дарят волшебную палочку гостям. Знакомятся, называя свое имя, а гости называют свое имя.

  Беседа с детьми.

Бывают ли люди, у которых нет имен?

-А для чего нужны имена?

-Посмотрите внимательно друг на друга. И скажите, чем мы похожи и чем мы отличаемся?

- Несмотря на то, что у нас много общего, все- таки у каждого есть такое, что нельзя увидеть.

Дефектолог  просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы.

- А  ты видишь свое имя?

- А что ты видишь?

- Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы не видим. Имя не видно, но все друг другу обращаются по именам. Значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.

- А что такое имена? Это слова, но особые. Имя для человека имеет огромное значение, с именем он идет  до конца своей жизни.

 Имя дается  сразу после рождения. Пока вы маленькие и имена  ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Когда вы пойдете в школу,  вас будут называть полным именем, а когда вы станете совсем взрослыми,  вас будут называть по имени и отчеству. Отчество дается по имени отца.

Игра «Имена по-разному»

Дети по сигналу дефектолога начинают двигаться и здороваться со всеми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила: один хлопок – здороваются за руки и говорят имя маленькое: два хлопка – здороваются за руки и произносят свои имена полные; три хлопка – здороваются за руки и произносят имя  и отчество.

Игра – упражнение «Обратись по имени».

К человеку нужно  обращаться по имени. Не знать имя, обращаться по кличкам - это невежливо.  Именно, поэтому всегда надо знать имя, имя -  отчество родных, знакомых, имена своих друзей и не лениться приветливо, называть их и обращаться с просьбой.

Например:

- Лиля, у тебя трудная пуговица, ты не можешь ее застегнуть. Попроси Федю помочь. Как это ты сделаешь? А как ответит Василиса?

-  Дима у тебя нет зеленого карандаша, а у Лили  есть. Попроси у нее. Как это ты сделаешь? А что ответит тебе Лиля?

- У Василисы  в руках мяч. Арине очень хочется поиграть с ней. Арина обратись к Василисе, попроси мяч. Как ты обратишься? А что ответит Василиса?

- Молодцы,  ребята, вежливо, красиво обратились к своим друзьям!

 Игра «Торопись обрадоваться!»

« Дарить радость - значит творить добро» - гласит пословица. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которую назовем «Торопись обрадоваться!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать? Друг другу  передается ленточка,  пока  дефектолог не скажет «Стоп». Тот, у кого в этот момент окажется лента, может порадовать  своих соседей, находящихся слева, а затем  справа, называя их имена ласково.

Игра «Солнечные лучики».

Дефектолог предлагает детям вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.

 Итог занятия. Рефлексия деятельности.

- О чем мы сегодня говорили?

- Как надо обращаться к людям?

- Что понравилось вам на занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагога с детьми художественно-эстетического направления «Улыбка»

Данная Данная программа, предназначенная для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей детей 5-7 лет, способствует более углублённой подготовке воспитанников к...

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по письму и развитию речи в 5 классе школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по письму и развитию речи на учебный год...

Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий

Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...

Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"

Статья  на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...

Методическая разработка конспекта совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны»

Цель: Создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ. В конспекте описаны методы и приемы, обеспечивающие многократное повторение необходимого педагогу материала, ...