Диагностика депрессивных расстройств.
тест

Опросник Бека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bek.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика депрессивных расстройств

           Выявление депрессивных расстройств является актуальной проблемой, поскольку почти половина больных депрессиями вообще не обращается за специализированной помощью, а 80% лечатся у врачей общей практики, предъявляя лишь соматические жалобы  (Остроглазова В.Г. 1988). Врачи общей практики не могут поставить диагноз и соответственно лечить от 50 до 70% пациентов с тревогой и депрессивными расстройствами, поскольку правильный диагноз в этих случаях устанавливается лишь у 0,5-4,5% больных (Freeling P., 1985; Harton В., 1989). Многие пациенты врачебной практики страдают депрессией, которая не распознается и не лечится. Как правило, они имеют более легкие депрессивные эпизоды, существенно не ограничивающие их активность.

По данным Ustun T., Sartorius N. (1995), более чем у половины пациентов, обратившихся за медицинской помощью, депрессия была нераспознана или рассматривалась как не значащая в медицинском отношении по сравнению с каким – либо соматическим заболеванием.

В целях ранней диагностики расстройств депрессивного спектра широко используются специальные шкалы, позволяющие выявлять и лечить депрессию уже на ранних этапах ее развития (Вялова М. М., Жумаева О.В., 2000). В процессе диагностики депрессии важно оценить выраженность ее симптомов, определить давность их существования, уточнить особенности динамики и характер взаимосвязи (Минутко В.Л. 2006).

Для диагностики и терапии депрессии наиболее часто используются следующие шкалы: шкала Гамильтона (HAMD) ( Hamilton M.,1960), шкала оценки депрессии  Бека (Beck A., et.al., 1961) , шкала оценки депрессии Монтгомери – Асберг ( MARDS) (Montgomery S., Asberg M., 1979), шкала депрессивной самооценки Цунга (W.Zung,1965), Нью-Кастловская шкала оценки эндогенной и реактивной депрессии (NEDRS) (Carney M., Garside R.,1965). 

Для выявления и оценки выраженности симптомов депрессии c успехом используется шкала Бека, созданная на основе клинических наблюдений и описаний симптомов, встречающихся у депрессивных пациентов, обратившихся за помощью в специализированное психиатрическое учреждение. По мнению отечественных исследователей, шкала Бека  позволяет не только выявить наличие депрессивных симптомов, но и определять степень их выраженности  (Тарабрина Н.В., 2001).

R. Bowler et.al. (2003) описывают опыт применения шкалы Бека для диагностики депрессии при посттравматическом стрессовом расстройстве. R Nixon, R. Bryant (2003) также сообщают об использовании опросника Бека для оценки уровня депрессивной симптоматики у пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством.

M Vandeputte, A. de Weerd (2003) применяли опросник Бека при обследовании 917 пациентов с нарушениями сна. Депрессия была выявлена у более, чем 50% пациентов. У 3,5% пациентов была обнаружена выраженная депрессия. Авторы делают вывод, что использование шкалы Бека показано при проведении рутинного обследования пациентов с нарушениями сна. В работе M. Mendes et.al. (2003) предложено использовать шкалу Бека  для диагностики депрессии у больных рассеянным склерозом. Р.Radziwillowicz et.al. (2003) использовали опросник Бэка для диагностики симптоматических депрессий, обусловленных органическим поражением головного мозга.

Опросник Бека традиционно используется для диагностики депрессий различной степени выраженности ( Sahin N. et.al. 2003). T. Joiner et.al. (2003) указывают, что депрессия, диагностированная при помощи опросника Бека, является золотым стандартом по сравнению с клиническими показателями. Кроме того, шкалы Бека используется в качестве золотого стандарта для оценки валидности других шкал, предназначенных для диагностики депрессии  (Boratav С., 2003).

В ряде работ описано использование опросника Бэка в общесоматической практике (Tani Р. et. al. 2003). Так опросник Бека традиционно используется для оценки тяжести депрессивных симптомов у больных сахарным диабетом (Leonardson G, Daniels M 2003; Kojima M, 2003).

Шкала Бека позволяет оценить эффективность проводимой  терапии антидепрессантами (Avila A. et.al.  2003; Kosel M. et.al. 2003). Karst M., et.al. (2003) использовали опросник Бека  для оценки эффективности лечения алкоголизма. В работе D. Silove et.al. (2003) описано успешное использование опросника Бека с целью прогнозирования возникновения аффективных расстройств депрессивного спектра у 83 участников дорожно-транспортных аварий в течение 1,5 лет после катастрофы продемонстрировало чувствительность этого метода исследования, равную 89 %, и специфичность равную – 95 %.

Для диагностики расстройств депрессивного спектра и фармакологических исследований, посвященных терапии депрессии  также широко используется шкала Гамильтона. D. et.al. (2004) описывают применение шкалы Гамильтона для оценки динамики аффективных нарушений в структуре большой депрессии. K. Evans et.al. (2004) использовали в эпидемиологических исследованиях: изучение корреляции между уровнем депрессии среди выборки первично здоровых людей и заболеваемостью депрессией среди населения. Результаты исследования показали наличие положительной корреляции между показателями опросника Гамильтона и заболеваемостью депрессией. D. Adson et.al. (2004) использовали шкалу Гамильтона для оценки  эффекта селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. R. Lydiard et.al. (1999) проводили оценку эффективности лечения большой депрессии сертралином.

Шкала Гамильтона используется для исследования депрессий коморбидных с другими психическими заболеваниями. В Турции шкала Гамильтона использовалась для измерения уровня аффективных нарушений среди больных алкоголизмом (Mirsal H., Kalyoncu A., Pektas O., 2004).
Итальянские ученые описывают использование опросника Гамильтона в качестве золотого стандарта для оценки эффективности других опросников, используемых для выявления депрессии в общесоматической практике (M Balestrieri, MG Carta 2004).

Также шкала Гамильтона используется в общесоматической практике. Так G Chapagain, KC Rajbhandari, VD Sharma (2003) проводили оценку уровня депрессии среди больных инфарктом миокарда. По результатам исследования, 45-57 % симптомов были связаны с соматическим состоянием, 36-44 % - психологическими нарушениями.

K.Wisner, J.Perel (2004) описано использование шкалы Гамильтона в акушерской практике для изучение риска возникновения депрессии среди женщин, имеющих в анамнезе депрессивный эпизод, в течение года после рождения у них ребенка. ES Brown, JD Woolston, A Frol (2004) проводилась оценка с помощью шкалы Гамильтона способности кортикостероидной терапии вызывать расстройства депрессивного спектра.Fortner M, Brown K, Varia I. ( 1999) описано использование шкалы Гамильтона для оценки качества жизни среди пожилых пациентов, страдающих депрессией.

Депрессию можно оценивать различными способами: с помощью субъективной оценки больными своего состояния и оценки специалиста. Многие ученые отмечают, что при использовании шкал самооценки их результаты существенно расходятся с оценкой постороннего наблюдателя (Минутко В.Л. 2006). Кроме вышеперечисленных методов, в последние годы для диагностики депрессивных расстройств также используется множество других опросников.


Хашба Беслан
Врач-психотерапевт, психолог
Кандидат медицинских наук

Филичева Кира
Психолог-консультант

Опросник Бека

Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.
Несмотря на то, что утверждения теста очень прямые и позволяют испытуемому скрывать свое истинное состояние, использование опросника Бека в клинической практике показало его высокую эффективность при скрининговых и предварительных обследованиях.
Тестирование можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах.
Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией.
Все утверждения опросника Бека являются прямыми, поэтому для подсчета общего результата необходимо просто просуммировать все баллы, соответствующие выбранным утверждениям.
Бланк опросника
Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий тринадцать групп (А — Н) из четырех утверждений (О— 3). Прочитывайте, пожалуйста, каждую группу утверждений целиком. Затем выбирайте из каждой группы одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как вы себя чувствуете сегодня, то есть прямо сейчас.
Обведите номер выбранного вами утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся вам одинаково хорошо подходящими, то обведите все их номера. Прежде чем сделать свой выбор, убедитесь, что вы прочитали все утверждения в каждой группе.
А 0 Мне не грустно
1 Мне грустно или тоскливо
2 Мне все время тоскливо или грустно, но я ничего не могу с собой поделать
3 Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести
Б О Я смотрю в будущее без особого пессимизма или разочарования
1 Я чувствую разочарование в будущем
2 Я чувствую, что мне нечего ждать впереди
3 Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может
В О Я не чувствую себя неудачником
1 Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других людей
2 Когда я оглядываюсь на жизнь, я вижу лишь цепь неудач
3 Я чувствую, что потерпел неудачу как личность (родитель, муж, жена)
Г О Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности
1 Ничто не радует меня так, как было раньше
2 Ничто больше не дает мне удовлетворения
3 Меня не удовлетворяет все
Д О Я не чувствую никакой особенной вины
1 Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтожным
2 У меня довольно сильное чувство вины
3 Я чувствую себя очень скверным и никчемным Е О Я не испытываю разочарования в себе
1 Я разочарован в себе
2 У меня отвращение к себе
3 Я ненавижу себя

Ж О У меня нет никаких мыслей о самоповреждении
1 Я чувствую, что мне было бы лучше умереть
2 У меня есть определенные планы совершения самоубийства
3 Я покончу с собой при первой возможности 3 О У меня не потерян интерес к другим людям
1 Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми
2 У меня потерян почти весь интерес к другим людям, и почти нет никаких чувств к ним
3 У меня потерян всякий интерес к другим людям, и они меня совершенно не заботят
И О Я принимаю решения примерно так же легко, как и всегда
1 Я пытаюсь отсрочить принятие решений
2 Принятие решений дается мне с трудом
3 Я больше совсем не могу принимать решения
К О Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно
1 Меня беспокоит то, что я выгляжу старо и непривлекательно
2 Я чувствую, что в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным
3 Я чувствую, что выгляжу гадко или отталкивающе
Л О Я могу работать примерно так же хорошо, как и раньше
1 Нужно делать дополнительные усилия, чтобы начать что-то делать
2 Мне нужно с трудом пересилить себя, чтобы что-то сделать
3 Я совсем не могу выполнять никакую работу

 МО Я устаю не больше, чем обычно
1 Я устаю быстрее, чем раньше
2 Я устаю от любого занятия
3 Я устал чем бы то ни было заниматься

Н 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно
1 Мой аппетит не так хорош, как бывало
2 Мой аппетит теперь гораздо хуже, чем раньше
3 У меня совсем нет аппетита
Оценка результатов

Считается, что испытуемый страдает депрессией, если он набрал более 25 баллов. Результат менее 10 баллов говорит об отсутствии депрессивных тенденций и хорошем эмоциональном состоянии испытуемого. Промежуточную группу составляют испытуемые с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза.
В любом случае, интерпретируя результаты опросника, необходимо помнить о том, что состояние депрессии устанавливается специалистом в результате обследования и подробной клинической беседы, а результаты опросника могут дать лишь предварительное и приближенное представление о состоянии испытуемого.

Опросник Бека  Бланк опросника
Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий тринадцать групп (А — Н) из четырех утверждений (0— 3). Прочитывайте, пожалуйста, каждую группу утверждений целиком. Затем выбирайте из каждой группы одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как вы себя чувствуете сегодня, то есть прямо сейчас.
Обведите номер выбранного вами утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся вам одинаково хорошо подходящими, то обведите все их номера. Прежде чем сделать свой выбор, убедитесь, что вы прочитали все утверждения в каждой группе.
А 0 Мне не грустно
1 Мне грустно или тоскливо
2 Мне все время тоскливо или грустно, но я ничего не могу с собой поделать
3 Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести

Б 0 Я смотрю в будущее без особого пессимизма или разочарования
1 Я чувствую разочарование в будущем
2 Я чувствую, что мне нечего ждать впереди
3 Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может

В 0 Я не чувствую себя неудачником
1 Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других людей
2 Когда я оглядываюсь на жизнь, я вижу лишь цепь неудач
3 Я чувствую, что потерпел неудачу как личность (родитель, муж, жена)

Г 0 Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности
1 Ничто не радует меня так, как было раньше
2 Ничто больше не дает мне удовлетворения
3 Меня не удовлетворяет все

Д 0 Я не чувствую никакой особенной вины
1 Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтожным
2 У меня довольно сильное чувство вины
3 Я чувствую себя очень скверным и никчемным

Е 0 Я не испытываю разочарования в себе
1 Я разочарован в себе
2 У меня отвращение к себе
3 Я ненавижу себя

Ж 0 У меня нет никаких мыслей о самоповреждении
1 Я чувствую, что мне было бы лучше умереть
2 У меня есть определенные планы совершения самоубийства
3 Я покончу с собой при первой возможности

3 0 У меня не потерян интерес к другим людям
1 Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми
2 У меня потерян почти весь интерес к другим людям, и почти нет никаких чувств к ним
3 У меня потерян всякий интерес к другим людям, и они меня совершенно не заботят

И 0 Я принимаю решения примерно так же легко, как и всегда
1 Я пытаюсь отсрочить принятие решений
2 Принятие решений дается мне с трудом
3 Я больше совсем не могу принимать решения

К 0 Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно
1 Меня беспокоит то, что я выгляжу старо и непривлекательно
2 Я чувствую, что в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным
3 Я чувствую, что выгляжу гадко или отталкивающе


Л 0 Я могу работать примерно так же хорошо, как и раньше
1 Нужно делать дополнительные усилия, чтобы начать что-то делать
2 Мне нужно с трудом пересилить себя, чтобы что-то сделать
3 Я совсем не могу выполнять никакую работу

М0  Я устаю не больше, чем обычно
1 Я устаю быстрее, чем раньше
2 Я устаю от любого занятия
3 Я устал чем бы то ни было заниматься

Н 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно
1 Мой аппетит не так хорош, как бывало
2 Мой аппетит теперь гораздо хуже, чем раньше
3 У меня совсем нет аппетита


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...

Специфика психологической диагностики, психотерапии и социальной адаптации детей с аутистическими расстройствами.

Статья "Специфика психологической диагностики, психотерапии и социальной адаптации детей с аутистическими расстройствами"....

Депрессивные личности (Консультация для родителей)

Депрессивная личность хочет постоянно получать доказательства своей нужности, сократить дистанцию с любимым человеком вплоть до полного слияния – до библейской «единой плоти». Эти люди очень боятся по...

Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.

В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...

Профилактика депрессивных состояний несовершеннолетних с использованием жизнеутверждающих установок и элементов телесной терапии

Занятие дает возможность подросткам самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, автоматизированно использовать способы вербальных и действенных форм общения в трудные мо...