Главные вкладки

    Комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков [Л], [Л‘].
    методическая разработка

    Артемова Мария Владимировна

    В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘].

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompleks_art._gimn-ki_dlya_l.docx15.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс артикуляционной гимнастики,

    подготавливающий артикуляционный аппарат

    для правильного произношения звуков [Л], [Л‘].

    1. «Наказать непослушный язык» («Месим тесто»)

    Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

                  Краткое описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

                  Методические указания.  1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

    1. «Лопатка» («Блинчик»)

    Цель. Выработать умение делать  язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном положении.

                  Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

                  Методические указания.  1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3) Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4) Боковые края языка должны касаться углов рта. 5) Если это упражнение не получается,  надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»

    1. «Вкусное варенье»

    Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

                   Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

                   Методические указания.  1)Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.

    1. «Пароход гудит»

    Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

                   Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.

    Методические указания.  1) Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

    1. «Грибок».

    Цель.  Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

    Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

    Методические указания. 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно, ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

    1.  «Лошадка» (Пощелкать кончиком языка)

    Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

    Краткое описание.  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

    Методические указания. 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 3) Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4) Проследить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

    1. «Качели»

    Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [Л] с гласными а, ы, о, у.

                   Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

                   Методические указания.  1)Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    1. «Индюк»

    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.

    Методические указания. 1) Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2) Чтобы движения языком были вперед – назад, а не из стороны в сторону. 3) Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не высовываться вперед.                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для формирования правильного произношения звуков Р, Р\'

    Упражнения для формирования правильного произношения звуков Р, Р\'...

    Как закрепить правильное произношение звуков.(Памятка для родителей)

    Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.      Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно ...

    закрепление правильного произношения звуков

    консультация для родителей по автоматизации поставленных звуков...

    «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

    laquo;Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»....

    Доклад на тему: «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»

    На сегодняшний  день  каждый второй ребенок имеет различные  нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога,  в  соответствии  с  о...