Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков
учебно-методический материал

Артемова Мария Владимировна

Комплекс артикуляционной гимнастики,

способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения

 шипящих звуков [Ш], [Ч‘], [Ж], [Щ‘].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_art._gimn-ki_dlya_shipyashchih.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики,

способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения

 шипящих звуков [Ш], [Ч‘], [Ж], [Щ‘].

  1. «Наказать непослушный язык» («Месим тесто»)

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

              Краткое описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

              Методические указания.  1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

  1. «Лопатка» («Блинчик»)

Цель. Выработать умение делать  язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном положении.

              Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

              Методические указания.  1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3) Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4) Боковые края языка должны касаться углов рта. 5) Если это упражнение не получается,  надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»

  1. «Приклей конфетку»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

               Краткое описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

               Методические указания.  1)Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижной. 2) рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3)если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4) выполнять упражнение надо в медленном темпе.

  1. «Кто дальше загонит мяч?».

Цель.  Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, направленную вперед воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.

Методические указания. 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не Х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

  1. «Грибок».

Цель.  Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Методические указания. 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно, ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

  1. «Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

               Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

               Методические указания.  1)Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.

7. «Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

               Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, , так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

               Методические указания.  1)Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 3 до десяти. 3) следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. «Чашечка»

Цель. Вырабатывать подъем кончика языка вверх, умение придавать языку форму чашки-пиалы.

               Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Загнуть кончик языка и боковые его края вверх, чтобы получилась чашечка-пиала.

               Методические указания.  1)Следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык. 2) Удерживать язык в таком положении под счет до 5, потом до 10.

9. «Фокус»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

               Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

               Методические указания.  1)Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.                 2) Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. 3) Если это не получается, можно слегка придержать язык.               4) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Предлагаемый материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке шипящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребен...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Р], [Р‘].

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Р], [Р‘]....

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Л], [Л‘].

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘]....

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения свистящих звуков [С], [С&lsquo...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада звука [Р]

В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З,...