Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Р], [Р‘].
учебно-методический материал

Артемова Мария Владимировна

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Р], [Р‘].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики,

подготавливающий артикуляционный аппарат

для правильного произношения звуков [Р], [Р‘].

  1. «Наказать непослушный язык»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Краткое описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

Методические указания.  1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

  1. «Кто дальше загонит мяч?»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.  1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не звук [Х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

  1. «Чьи зубы чище?»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.

Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.  1) Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2) Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3) Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

  1. «Маляр»

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад.

Методические указания.  1) Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2) Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

  1. «Грибок».

Цель.  Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Методические указания. 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно, ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

  1. «Гармошка»

Цель. Укреплять  мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.  1) Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3) Следует, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

  1. «Лошадка» (Пощелкать кончиком языка)

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Краткое описание.  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 3) Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4) Проследить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

  1. «Индюк»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.

Методические указания. 1) Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2) Чтобы движения языком были вперед – назад, а не из стороны в сторону. 3) Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не высовываться вперед.

  1. «Барабанщик»

Цель. Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, по бугоркам,  многократно и отчетливо произнося звук [Д]: д-д-д. Сначала звук [Д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания. 1) Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2) Следить, чтобы звук [Д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3) Кончик языка не должен подворачиваться . 4) Звук [Д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

  1. «Заведи мотор»

Описание упражнения.  Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

Методические указания аналогичны предыдущим.

  1. «Комарик»

Описание упражнения.  Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Методические указания. 1) Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2) Нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные уклады звуков

Презентация - ознакомление учащихся с артикуляционными укладами часто нарушаемых звуков....

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Л], [Л‘].

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘]....

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения свистящих звуков [С], [С&lsquo...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения шипящих звуков [Ш], [Ч‘]...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада звука [Р]

В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З,...