Артикуляционные уклады звуков
презентация к уроку по теме

Презентация - ознакомление учащихся с артикуляционными укладами часто нарушаемых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyacionnye_uklady_zvukov.pptx670.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционные уклады звуков Автор: учитель-логопед МБОУ Молодежнинская СОШ Забайкальского края Мироманова Н.В .

Слайд 2

Артикуляционный уклад звука “С” • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, • зубы сближены до расстояния 1-2 мм, • кончик языка упирается в нижние резцы, • передняя часть спинки языка выгнута, • боковые края языка прижаты к коренным зубам, • вдоль языка по его средней линии образуется желобок , • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, • голосовые складки разомкнуты – не производят голос. При произнесении звука “ Сь ” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Слайд 3

Артикуляционный уклад звука “З” • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, • зубы сближены до расстояния 1-2 мм, • кончик языка упирается в нижние резцы, • передняя часть спинки языка выгнута, • боковые края языка прижаты к коренным зубам, • вдоль языка по его средней линии образуется желобок, • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, • голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “ Зь ” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Слайд 4

Артикуляционный уклад звука “Ц” • положение губ нейтральное, • зубы сближены до расстояния 1-2 мм, • кончик языка упирается в нижние резцы, • передняя часть спинки языка выгнута, • боковые края языка прижаты к коренным зубам, • вдоль языка по его средней линии образуется желобок, • артикуляция в два этапа: 1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; 2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, • сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум, • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Слайд 5

Артикуляционный уклад звука “Ш” • губы вытянуты вперед и округлены, • зубы сближены до расстояния 4-5 мм, • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, • средняя часть спинки языка прогибается, • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Слайд 6

Артикуляционный уклад звука “Ж” • губы вытянуты вперед и округлены, • зубы сближены до расстояния 4-5 мм, • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, • средняя часть спинки языка прогибается, • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, • голосовые складки сомкнуты – производят голос

Слайд 7

Артикуляционный уклад звука “Ч” • губы вытянуты вперед и округлены, • зубы сближены до расстояния 1-2 мм, • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, • кончик языка касается резцов, • средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, • весь язык несколько продвинут вперед, • артикуляция в два этапа: 1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; 2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, • струя воздуха сильная и короткая, • голосовые складки разомкнуты – голос не производят

Слайд 8

Артикуляционный уклад звука “Щ” • губы вытянуты вперед и округлены, • зубы сближены до расстояния 4-5 мм, • кончик языка поднят до уровня верхних зубов, • передняя часть спинки языка несколько прогибается, • средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, • задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, • сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, • голосовые складки разомкнуты – голос не производят

Слайд 9

Артикуляционный уклад звука “Л” • положение губ нейтральное, • зубы сближены до расстояния 2-4 мм, • кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, • спинка языка опущена, • задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, • боковые края языка опущены, • слабая струя воздуха проходит по бокам языка, • голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Слайд 10

Артикуляционный уклад звука “Р” • положение губ нейтральное, • зубы сближены до расстояния 4-5 мм, • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, • спинка языка опущена, • задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, • сильная струя воздуха проходит посередине, • голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “ Рь ” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед

Слайд 11

Удачи в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Р], [Р‘].

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Р], [Р‘]....

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [Л], [Л‘].

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘]....

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения свистящих звуков [С], [С&lsquo...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения шипящих звуков [Ш], [Ч‘]...

Комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада звука [Р]

В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З,...