Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей младшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.
статья

Коннова Людмила Юрьевна

Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями. Главная цель взаимодействия  педагога и семьи – это включение родителей в совместный  образовательный  процесс работы  и создание единого речевого пространства.Применение традиционных и новых   (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах  речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей  работы по   профилактике  речевых нарушений. В   данной  статье  представлены   оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей   младшего  дошкольного возраста  в современных условиях ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями.

Порой они подходят ко всему с позиции требующей  инстанции: « Вы должны, Вы обязаны!»

Так вот, чтобы растопить лед недоверия, стать близкими по духу, необходимыми людьми  мы часто задаем себе вопрос:  « Как?»

Своим отношением к детям, к работе в целом, своим внешним видом и « внутренним содержанием».

        Как ненавязчиво, без упреков,  нравоучений рассказать молодым, порой амбициозным родителям мамам и папам  о пользе прогулок, о необходимости разумной любви к ребёнку?

Начиная с ранних лет жизни своего ребёнка, некоторые родители пытаются повлиять на формирование его речи. Они стараются, чтобы их ребёнок слышал правильную, выразительную и отчётливую речь, читают ребёнку сказки, стихи, рассказы, расширяют кругозор.

Но так получается не у всех. Часто семья не в

состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи.

В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьёй. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями.

Главная роль в развитии речи детей принадлежит взрослым – родителям, педагогам. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у малыша трудности в становлении речи.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. И очень важно, чтобы это общение, с самого раннего возраста, было грамотным – логичным,  последовательным, доступным по возрасту.

Научить родителей детей раннего возраста такому общению и является основной задачей  педагога.

Главная цель взаимодействия  педагога и семьи – это включение родителей в совместный  образовательный  процесс работы  и создание единого речевого пространства.

        

Задачи:

•        сформировать у родителей желание помогать ребенку;

•        формирование мотивации к участию в образовательном процессе;

•        повышение уровня педагогической компетенции родителей;

•        информационная и дидактическая поддержка семьи.

Формы работы с родителями детей раннего возраста

Формы работы с семьей многогранны.

Это  традиционные формы и инновационные:

Популярной и традиционной формой работы является проведение родительских собраний.

На них родители могут поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, получить ответы на интересующие вопросы, рекомендации по использованию игр и специальных игрушек, способствующих развитию моторики пальцев рук.

 В конце собраний родители получают памятки. В них они могут найти ответы на свои вопросы, какие лучше проводить игры с детьми, как правильно общаться.

  • Родительские собрания 

         «Главное – не опоздать!»

        «Роль семьи в профилактике и преодолении нарушений речи»

        Тренинг по развитию артикуляционной и мелкой моторики.

         «Учимся у тех, кого мы любим»

        Рекомендации о создании полноценной речевой среды в  семье.

         «Рука развивает мозг»

        Пальчиковый  игротренинг

     «Чистая речь с раннего возраста»,

     «Развитие речи ребенка 2-4 лет»,

    «Значение подражания для речевого развития ребенка».

  • Тестирование и анкетирование позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.
  • Одна из продуктивных форм работы, особенно, с родителями детей раннего возраста является игротека.

Эта работа показывает, что для игры с ребёнком не надо много времени и средств, а необходимо лишь желание взрослых.

 Ведь всё очень доступно. Игротека позволяет в игровой форме показать молодым родителям, как общаться, играть, развивать своего малыша, не прикладывая огромных усилий. Эта форма работы помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего малыша.

  • Родительские пятиминутки.

Родители получают возможность кратковременной личной консультации специалистов( логопеда, психолога)

  • Консультации-практикумы.

(Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику «Веселого язычка», учатся выполнять задания вместе с детьми).

        Народная педагогика также  даёт блестящие образцы своеобразного обучения   ребёнка речи .

Потешки, песенки, прибаутки являются ценным материалом для воспитания и усвоения музыки родной речи.

Ребенок учится «тонкостям родного языка».

Чем иным, как не игрой звуками,словами, можно назвать такие песенки    и потешки:

        Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду

        Сидит ворон на дубу…

Или:

        Ток-ток-тока- ток,

Что ни день, то моток.

Или:

        Ай, качи- качи- качи,

Под подушкой калачи,

В ручках прянички,

В ножках яблочки…

Такое многократное повторения простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка.

  • Информационные стенды в группе.

          «Окно логопеда»

        «Причины речевых нарушений»

         «К логопеду нужно обратиться, если….»

        «10 простых советов родителям от     логопеда»

         «Быть вместе»

         «Веселые и полезные игры на кухне»

  • Индивидуальные буклеты, памятки  для родителей:

«Мама, папа – поиграем»,

«Игры на кухне»,

 «Сказка веселого язычка»,

«Комплекс дыхательных упражнений для детей раннего возраста»

«15 советов родителям по профилактике речевых нарушений»

«Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение»

  • Встречи в «Домашней гостиной»-это  на официальном языке-семинары- практикумы.

Для родителей это:

-возможность послушать, посмотреть своих детей в деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками;

- возможность познакомиться  с теми людьми, которые окружают малыша в течение дня ;

- возможность встретиться с узкими специалистами

( психологом, логопедом, врачом) и получить ответы на волнующие  вопросы;

Тематика семинаров разнообразна:

        «Давайте познакомимся»

        « Роль колыбельных в психологическом   здоровье   детей раннего возраста»

«От   эмоций к здоровью»

«Все мы знаем: без игры нет веселой детворы»

Наряду с общеприменимыми формами, следует учитывать новые, но не менее эффективные методы взаимного сотрудничества с семьей.

  • Это создание сайтов   с возможностью обратной связи.
  • Личный кабинет позволит иметь постоянную двухстороннюю связь с семьей.

Родители смогут задавать вопросы, а логопед имеет возможность отвечать на вопросы, оставлять индивидуальные задания и управлять  образовательным процессом .

Изучая новые педагогические технологии, обнаружила очень интересную идею использования в своей работе совершенно нового, интересное незаменимое дидактического пособия - лэпбук.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка.

Что такое лэпбук, зачем он нужен?   Лэпбук – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга»

Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Лэпбук по развитию мелкой моторики руки.

Через нервные окончания на кончиках пальцев рук передаются ощущения в мозг ребенка. Дети с развитой моторикой раньше говорят и вообще опережают своих сверстников в интеллектуальном развитии.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

-информативен

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

- вариативный

позволяет решать сразу несколько задач:

•        пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

•        повысить познавательную активность и работоспособность детей;

•        активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

•        плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

•        увеличить объем коррекционного воздействия.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с  ребёнком

Его можно использовать как в дошкольном учреждении с воспитанниками, воспитанниками и их родителями, воспитанниками и воспитателями, так и дома в круге семьи и близких родственников.

Компактность, простота  и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне.

Это  такое  средство обучения через особую форму организации учебного материала или своеобразная форма детской отчетности, представляющее собой самодельную книгу, в которой в сжатом виде собраны материалы по изучаемой теме или направлениям работы   по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников.

            Лэпбук – попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность педагогов, родителей и детей, т.е. развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и дошкольным учреждением.

  • «Не трогай! Нельзя! Опасно!» - как часто наши дети слышат это? Конечно, опасно – трогать розетку, баловаться дверным замком, кусать электропровода… А что если у ребенка будут свои взрослые «игрушки»? Тем более что «изобретать велосипед» не нужно, ведь все уже придумано:

Бизиборд – умная игрушка, которая познакомит ребенка с бытовыми предметами-мелочами и отвлечет от настоящих «опасностей»

Почему бизиборды становятся все востребованней? Приобретая такую «умную» доску, родители реализуют сразу несколько задач:

-развивающую;

-обучающую;

-воспитательную

Все по законам педагогики! А почему? Да потому что вдохновителем этого изобретения является педагог и методист, создатель всемирно известной системы воспитания Мария Монтессори.

        Чем поможет малышам бизиборд?

Правильно сделанный, хорошо продуманный еще на этапе «проектирования», бизиборд имеет много маленьких деталей, которые не просто можно щупать, но и совершать с ними определенные действия: щелкать выключателем, втыкать вилку в розетку, вдавливать кнопки, защелкивать щеколду и прочее. Все это тренирует маленькие пальчики, а еще – учит обращению с реальными аналогами этих предметов в быту.  Бизиборды для мальчиков и девочек, для малышей и малышек, конечно же способствуют накоплению предметного и глагольного словаря, развитию словаря признаков, развитию мелкой моторики.

        Годичный лекторий для родителей детей 2-4 лет.

Такая форма работы позволяет проконсультировать родителей по вопросам  успешного овладения  ребенком родным языком, улучшению звукопроизношения, формированию слухового восприятия и фонематического слуха, развитию целенаправленной воздушной струи и речевому дыханию, развитию мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа проводится в 2 этапа:

1 этап – ознакомительный.    Педагог   дает характеристику детей раннего возраста при нормальном речевом развитии. Проводится анкетирование родителей. Результаты анкетирования родителей по вопросам компетентности в речевом развитии, показывают: многие выражают свою обеспокоенность о речевом развитии ребенка. Однако некоторые родители не замечают особенностей личности ребенка, не догадываются, что у малыша есть речевые недостатки.

Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь.

2 этап – обучающий.  Педагогу следует научить родителей развивать артикуляционную моторику и подвижность  органов артикуляционного аппарата, развитию целенаправленной воздушной струи и речевому дыханию в домашних условиях.

Родителей на лектории  знакомят с комплексами артикуляционной гимнастики для различных групп звуков с помощью ТСО (родителям предлагался просмотр роликов по проведению артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста).

Далее родители выполняли артикуляционные упражнения самостоятельно с зеркалами.

  • Тренировка движений пальцев и кисти руки является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

С помощью мультимедийного оборудования родители    могут познакомиться с презентацией игр на развитие мелкой моторики «Необычное повсюду».  В презентацию включена подборка традиционных игр (мозайка, рисование карандашами, мелом, красками, лепка пластилином, соленым тестом, глиной, складывание матрешек, игры с вкладышами, различные виды конструктора, кубики, нанизование бус на леску и т.д.) и нетрадиционных игр (выкладывание по образцу пластилиновыми жгутиками.

игра «Найди игрушку» в воде, в крупе,  в песке; игра «Помоги маме» – «Разложи бусины по цвету, размеру» …). Так же родители    могут  разучить несколько пальчиковых игр в стихах.

По окончанию лектория родители  получали памятки по проведению артикуляционной гимнастики дома «Сказки веселого язычка» (в стихах), «Игры на кухне» с перечнем игр способствующих развитию мелкой моторики,

«Комплекс дыхательных упражнений для детей раннего возраста».

Работая без поддержки родителей детей раннего возраста, трудно достичь  определенных результатов. Однако, родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания, находятся в стадии формирования родительской компетентности.

Поэтому необходимо заниматься просвещением родителей, начиная с младшего возраста, предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить практические занятия, лектории т. е. учить видеть проблемы у своих детей и своевременно и адекватно на них реагировать.

Применение традиционных и новых

(с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах  речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей  работы по   профилактике  речевых нарушений.

Проводя данную работу   можно  отметить, что гораздо легче установить доверительно-партнерские отношения между всеми участниками   образовательного процесса, и тогда успешнее преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка раннего возраста, но и решаются многие   внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей, формируются детско-родительские отношения.

Таким образом, работа с детьми раннего возраста позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.

        Сама проблема конструктивного сотрудничества детского сада и семьи не нова.

Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра психолого-медико-социального сопровождения и воспитателя ДОУ»

Предлагаемый материал был озвучен на Районной  конференции дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района «Дошкольное образование О...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

«Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях работы в школе»

Взаимодействие школы и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников....

Методическая разработка: Инновационная форма взаимодействие учителя-логопеда с семьей – творческий мастер-класс «Мои достижения»

В данной методической разработке представлена инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи - тво...

Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....