Рабочая программа "Двигательно-моторная стимуляция"
рабочая программа

Иванова Светлана Викторовна

Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelno-motornaya_stimulyatsiya.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мантуровская школа-интернат Костромской области
для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

индивидуальной работы учителя-дефектолога

«ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»

(для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и для обучающихся с ТМНР)

Составила: Иванова С.В.

учитель-дефектолог

Мантурово 2018 год

«ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»

Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.  Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.

Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

СОДЕРЖАНИЕ

Согласно исследованиям и выводам, предложенным в МКБ-10, большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях. Двигательные расстройства,         обусловленные детским         церебральным параличом, гипотонией и         т.п., обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорноперцептивной сферы приводят к        невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.

Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.

Уроки включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, проведение, по возможности, подвижных игр.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на расслабление и нормализацию поз и положений головы и конечностей;
  • упражнения для координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы;
  • практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений.

В коррекционно-развивающей работе с учащимися с глубокой умственной отсталостью, имеющими множественные нарушения развития, значим индивидуальный подход на основе учета индивидуально-типологических особенностей указанного контингента обучающихся и целей профилактики вторичных нарушений.

Тема

Количество часов

Дата

Первое  полугодие

1 четверть – 9 часов

Обследование двигательной сферы

1

 

Ходьба в заданном направлении

1

 

Ходьба в заданном направлении с различными предметами (игрушки, флажки, …)

1

 

Ходьба по заданной траектории

1

 

Ползание на животе по прямой линии до определенной цели

1

 

Прыжки на месте на двух ногах

1

 

Прокатывание мяча двумя руками друг другу

1

 

Перекладывание предмета из одной руки в другую

1

Перекладывание предмета из одной емкости в другую

1

Первое полугодие

2 четверть -  8 часов

Ходьба с перешагиванием через незначительные препятствия

1

 

Ходьба с огибанием препятствий

1

 

Ползание на четвереньках по прямой линии до определенной цели

1

 

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед

1

 

Прокатывание мяча между предметами

1

 

Ловля мяча двумя руками с небольшого расстояния

1

 

Перекладывание мелких предметов рукой

2

 

Второе полугодие

3 четверть -  10 часов

Ходьба назад

1

Ходьба со сменой направления

1

Проползание на четвереньках под препятствием

1

Прыжки на одной и двух ногах попеременно

1

Спрыгивание вниз с небольшой высоты, сохраняя равновесие

1

Подбрасывание мяча вверх

1

Бросание мяча взрослому

1

Бросание мяча в цель

1

Бросание в сосуд мелких предметов

1

Постройка башни из 2-3 кубиков

1

Второе полугодие

4 четверть -  10 часов

Ходьба по лестнице вверх и вниз приставным шагом

1

Ходьба по лестнице вверх и вниз попеременным  шагом

1

Подвижные игры с включением прыжков

2

Прыжки на надувных игрушках

1

Прокатывание цилиндров

1

Прокатывание цилиндров до определенной цели

1

Нанизывание колец на стержень (вертикально, горизонтально)

2

Распаковывание мелких предметов

1

Педагогические ориентиры:

  • стимулировать общее физическое развитие обучающегося, проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для каждого диапазоне;
  • поддерживать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций обучающегося, стимулируя его потребность к доступной двигательной активности; развивать общую и тонкую моторику – основу для формирования предпосылок предметно-практической деятельности;
  • формировать у обучающихся элементарные ощущения собственного тела и его положения в пространстве;
  • обучать ползанию и сидению в соответствии с психофизическими возможностями обучающихся;
  • развивать навыки поискового поведения и обучать элементарным действиям, направленным на преодоление препятствий;
  • учить брать предметы одной рукой/ двумя руками;
  • учить держать предметы, фиксировать их и действовать ими;
  • учить брать предметы различным захватом (всей ладонью, плоский щипцовый захват (большой палец противопоставлен ладони), пинцетный захват (указательный и большой пальцы противопоставлены всей ладони), щипцовый захват (большой и указательный пальцы согнуты и противопоставлены): раскрытие ладони —> противопоставление большого пальца -> ладонный захват –> захват щепотью -> пинцетный захват.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по стимуляции речи движением.

Рабочая учебная программа по предмету «Стимуляция речи движением» составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного...

Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)

Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для  ученика 2сп-4   класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...

Рабочая программа По коммуникативной стимуляции

Пояснительная записка Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для 1 «Г» класса) разработана  на основе Проекта  программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубок...

Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция»

Данная программа презназначена для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Рабочая программа "Коммуникативная стимуляция"

Программа направлена на установление положительного взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающими, на обучение выполнению простейших инструкций, на включение в игровую деятельность....

Рабочая программа "Тактильная стимуляция"

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.О...

Рабочая программа "Зрительно-слуховая стимуляция"

Дети с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными тяжелыми нарушениями развития, в отличие от своих сверстников, не овладевают поисковыми способами ориентировки. Хаотичное манипулир...