Рабочая программа "Тактильная стимуляция"
рабочая программа

Иванова Светлана Викторовна

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.

Осуществляя сенсомоторное развитие ребенка, важно знать и учитывать его особенности и сложности. Сенсорный опыт приобретается и обогащается детьми в процессе ориентировочно-поисковой деятельности. Ребенок может познать окружающий мир, только совершая поисковые способы ориентировки, т. е. методом проб и ошибок, который потом сменяется зрительной, слуховой, осязательно – тактильной, вкусовой и обонятельной ориентировкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnaya_stimulyatsiya.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мантуровская школа-интернат Костромской области
для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

индивидуальной работы учителя-дефектолога

«ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»

(для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и для обучающихся с ТМНР)

Составила: Иванова С.В.

учитель-дефектолог

Мантурово 2018 год

«ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»

Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.  Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.

Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

СОДЕРЖАНИЕ

Нарушение сенсорно-перцептивной деятельности, двигательные расстройства у детей с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными нарушениями в развитии, ограничивают восприятие сенсорной информации. Для целей образовательной деятельности с учащимися указанной категории выделить несколько групп детей:

Первая группа - дети с гипочувствительностью. Они пассивно воспринимают окружающий мир, не реагируя на различные виды раздражителей. При гипочувствительности дети могут стремиться к получению ощущений в той области, где чувствительность понижена.

Вторая группа - дети с гиперчувствительностью. Они не переносят прикосновения, не могут взаимодействовать с предметами и различными материалами (вода, песок и пр.).

Третья группа - дети, которые при сохранном слухе, зрении, органов ротовой полости не воспринимают поступающие раздражители.

Четвертая группа — дети, которые дифференцируют различные раздражители на уровне эмоциональных и двигательных реакций.

Учитывая разнородность восприятия сенсорной информации, необходимо создание предпосылок для развития руки, поскольку манипуляции с предметами и осязательные ощущения дают ребенку важную информацию об окружающем мире. Однако такой способ познания требует умения выполнять тонкие движения кистью, владения приемами удержания предметов и их обследования.

Развитие восприятия окружающего мира служит предпосылкой для усвоения с помощью взрослого сенсорных эталонов. Внешнедвигательные формы обследования свойств объектов с применением материальных эталонов впоследствии интериоризуются и уступают место эталонным представлениям.

Осуществляя сенсомоторное развитие ребенка, важно знать и учитывать его особенности и сложности. Сенсорный опыт приобретается и обогащается детьми в процессе ориентировочно-поисковой деятельности. Ребенок может познать окружающий мир, только совершая поисковые способы ориентировки, т. е. методом проб и ошибок, который потом сменяется зрительной, слуховой, осязательно-тактильной, вкусовой и обонятельной ориентировкой.

Обучающиеся        с        глубокой        умственной         отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.                

Необходимым условием        организации                и                        проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные) соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого – совместные        обследовательские                действия взрослого        с обучающимся                        ребенком).                При        нормализации тактильных ощущений        соотношение         пассивных,        пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.

В Программе предлагается следующий алгоритм развития тактильного восприятия в ходе обучения по предмету «Тактильная стимуляция»:

  • развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения (поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.п.);
  • развитие тактильной стимуляции при соприкосновениях с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
  • стимулирование тактильных ощущений в ходе вибрационных ощущений;
  • развитие умений узнавать и различать тактильно различные материалы и предметы.

Тема

Количество часов

Дата

Первое  полугодие

1 четверть – 9 часов

Обследование тактильной чувствительности

2

 

Стимулирование эмоциональной реакции при помощи тактильных раздражителей с шершавыми и  гладкими поверхностями (желуди, шишки и др.)

1

 

Разминание и ощупывание тела ребенка (прием рука в руку)

1

 

Знакомство с мягкой поверхностью (мягкие игрушки, вата, перышко и др.)

2

 

Знакомство с шершавой поверхностью (ковролин, губки и др.)

2

 

Знакомство с водой. Д/И «Бассейн»

1

 

Первое полугодие

2 четверть -  7 часов

Знакомство с вибрацией. Д/И «Вибрация телефона» и др.

1

 

Развитие температурных ощущений: Д/И «холодное - теплое»

3

 

Пуговичный массаж для ладошек

(с использованием пуговиц различных размеров и фактур)

2

 

Стимуляция стоп с помощью природных материалов (шишки, желуди и др.)

1

 

Второе полугодие

3 четверть -  9 часов

Поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговариванием потешек, детских четверостиший («Коза рогатая», «Сорока-ворона»)

2

Массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой

2

Игры и упражнения на прикосновение перышком, помазком для бритья. щеткой-сметкой с волокнами

2

Игры и упражнения с использованием приема похлопывания (губкой, рукой и пр.) по рукам, ладошкам. ногам

2

Ритмическое похлопывание с проговариванием потешек, детских четверостиший и др.

1

Второе полугодие

4 четверть -  8 часов

Телесноориентированные упражнения, направленные на развитие телесного контакта ребенка и взрослого: брать на руки, усаживать на колени, ласково прижимать к себе, сопровождая действия рифмованными текстами

2

Совместные со взрослыми игры и игровые действия на восприятие различных свойств предметов: влажного и сухого, мягкого, твердого, жесткого и т.п.

2

Упражнения на развитие температурных ощущений: теплый. горячий. холодный

2

Стимулирующие сенсорные упражнения с использованием предметов с дополнительными раздражителями (акустическими. визуальными, температурными)

2

                                           

Педагогические ориентиры:

  • приучать обучающихся к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители;
  • стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
  • формировать интерес ребенка к собственному телу, предпосылки к телесному ориентированию;
  • развивать с помощью специальных упражнений адекватную чувствительность тела обучающегося, уменьшая его гипо- или гиперчувствительность;
  • знакомить обучающегося с элементарными способами обследования фактуры предметов;
  • знакомить обучающихся со способами распознавания и идентификации различных тактильных раздражителей (шершавое - гладкое - пушистое, холодное - горячее, мягкое - твердое, мокрое - сухое);
  • формировать у обучающихся интегративные ощущения (зрительно- тактильные, слуходвигательные);
  • побуждать каждого обучающегося к выражению тактильных предпочтений с помощью пантомимических средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по стимуляции речи движением.

Рабочая учебная программа по предмету «Стимуляция речи движением» составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного...

Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)

Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для  ученика 2сп-4   класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...

Рабочая программа По коммуникативной стимуляции

Пояснительная записка Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для 1 «Г» класса) разработана  на основе Проекта  программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубок...

Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция»

Данная программа презназначена для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Рабочая программа "Двигательно-моторная стимуляция"

Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...

Рабочая программа "Коммуникативная стимуляция"

Программа направлена на установление положительного взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающими, на обучение выполнению простейших инструкций, на включение в игровую деятельность....

Рабочая программа "Зрительно-слуховая стимуляция"

Дети с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными тяжелыми нарушениями развития, в отличие от своих сверстников, не овладевают поисковыми способами ориентировки. Хаотичное манипулир...