Личностно-ориентированный подход в работе социального педагога с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья

Клочкова Елена Сергеевна

                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.С. Клочкова

(Елец, МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»

социальный педагог)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Аннотация: в статье дается определение и характеристика личностно-ориентированного подхода, раскрываются особенности реализации личностно-ориентированного подхода в работе социального педагога с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход.        

E.S. Klochkova

(Yelets, MBOU "SCHOOL № 19 OF YELETS»

social teacher.)

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE WORK OF THE SOCIAL TEACHER WITH STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES)

Abstract: the article defines and characterizes the personality-oriented approach, reveals the features of the implementation of the personality-oriented approach in the work of a social pedagogue with students with mental retardation (intellectual disabilities).

Keywords: personality-oriented approach.

В последние годы, в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, личностно ориентированный подход становиться ведущим в проектировании образовательного пространства школьной организации. Он создает такие условия для развития и проявления личности обучаемых, которые позволяют более полно реализовать возможности любого ученика в соответствии с его способностями, раскрыть интеллектуальный потенциал личности. Основной акцент личностно ориентированного  подхода делается на организацию познавательной деятельности обучающегося, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального  развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика [5].

Основные правила построения процесса обучения и воспитания школьников, отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода:

1. принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

2. принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;

3. принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;

4. принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;

5. принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

6. принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля; [5]

В рамках работы социального педагога с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностно-ориентированный подход является одним из ведущих.

Я работаю в школе реализующей ФГОС ОО у/о в должности социального педагога третий год. Осуществляемая мной социально-педагогическая деятельность основывается на личностно-ориентированном подходе, обеспечивающем развитие и саморазвитие личности каждого обучающегося, исходя из выявленных индивидуальных особенностей. 100% обучающихся школы являются детьми с ОВЗ (т.к. имеют протокол ЦПМПК). В рамках работы с обучающимися с ОВЗ считаю особенно важным строить свою работу с учетом личностно-ориентированного подхода, в рамках которого учитываю индивидуальные особенности обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Осуществляемая мной работа по обучению, воспитанию и социализации обучающихся школы в соответствии с этим подходом включает в себя:

-самостоятельность обучающихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;

-опору на имеющиеся знания обучающихся, на его опыт;

-учёт социокультурных особенностей обучающихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;

-учёт эмоционального состояния обучающихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;

-целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям.

Основная задача личностно-ориентированного подхода (по И. С. Якиманской), состоит в том, чтобы помогать каждому обучающемуся с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность[2]. Поэтому основной целью моей деятельности является создание условий для воспитания социально-адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством совместной работы школы с социальными службами, ведомственными административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:                                                                                                

- обеспечение обучающихся с ОВЗ комплексным медико-психолого-социальным сопровождением в различных сферах его жизнедеятельности;

- охрана и защита прав несовершеннолетних во взаимодействии представителями различных социальных институтов;

- профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;

- социальная защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой, детей из многодетных, малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;

- формирование у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни, профилактика употребления ПАВ;

- помощь в создании социально-психологического комфорта и безопасности детей в школе и семье;

- оказание помощи выпускникам школы в выборе образовательного и профессионального маршрута;

- взаимодействие с педагогами  и родителями по вопросам профилактической работы и оказанию социальной помощи;

- организация просветительной работы в вопросах воспитательного потенциала семьи и проведение профилактических мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ.

Личностно-ориентированный подход в реализации поставленных целей и задач осуществляется с ориентиром на личность ребёнка, как индивидуальность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в социуме. Свою профессиональную деятельность в рамках данного подхода осуществляю по следующим направлениям:

- организационное направление. Включает в себя  разработку и корректировку  плана социально-педагогической  работы, составление  и корректировку социальных  паспортов школы, классов, участие в заседаниях  педагогического совета школы, совещаниях, ГМО, оформление основной документации (нормативной базы, планов работы с различными категориями обучающихся и их семей, заполнение актов обследования, протоколов, картотек, журналов), разработку и подготовку  методик для диагностики  и обследования семей и обучающихся. В рамках данного направления осуществляется анализ посещаемости обучающимися учебных занятий, выявление обучающихся склонных к пропускам занятий без уважительной причины, ведется оформление персонифицированной картотеки на детей, склонных к прогулам.

- социально-диагностическое направление. Включает в себя следующие виды работ: изучение личных дел обучающихся; выявление и постановка на учет детей по социальному статусу с учетом вновь прибывших, составление списков по категориям (многодетные семьи; неполные семьи; малоимущие семьи; семьи с детьми - инвалидами; семьи с детьми, находящимися под опекой; социально- неблагополучные  семьи; семьи беженцев и переселенцев); обследование ЖБУ и условий социальной комфортности детей, находящихся под опекой, детей, проживающих в социально-опасных семьях, семьях «группы риска» и «трудных» обучающихся и составление актов обследования; выявление фактов трудоустройства выпускников; проведение диагностических исследований обучающихся и их семей (мониторинг суицидальных рисков, тест Бойко (выявление деструктивных установок), социально-психологическое тестирование на предмет раннего немедицинского потребления наркотических средств и ПАВ, «Аддиктивная склонность», мотивация курения, семейная социализация, социальное обследование детей, относящихся к группе риска, детей-инвалидов, диагностика профессионального самоопределения выпускников, «Склонность к агрессивному поведению», диагностическое исследование с целью выявления  жестокого обращения с детьми, анкетирование «Группа риска», диагностирование обучающихся с целью выявления  игровой, компьютерной  зависимости; осуществление мониторинга занятости детей «группы риска», детей, стоящих на различных видах учета, детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении во вне учебное и  каникулярное время).

- охранно-правовое направление. Реализуется посредством: проведения мероприятий по защите и охране прав обучающихся (установление статуса ребенка; восстановление документов ребёнка, помощь в их оформлении; оформление и проверка поступлений денежных средств на лицевые счета родителей обучающихся; участие в судебном процессе в роли защитника прав ребёнка; оказание содействия в решении жилищного вопроса в пользу несовершеннолетнего; оказание содействия в оформлении пакета документов на детей – сирот; отслеживание адаптации обучающихся в приёмной, опекунских семьях, защита их интересов; помощь в трудоустройстве выпускников; содействие в  предоставлении льгот обучающимся и их семьям; содействие в оказание помощи в решении бытовых и материальных проблем); оформления школьных стендов («На страже порядка», «Социальная служба информирует», «Права и обязанности обучающихся», «Я и ЗОЖ»); взаимодействия со специалистами социальных служб, прокуратуры, суда, ОДН ОМВД по вопросам защиты прав ребенка; посещение уроков и классных часов; осуществления контроля за организацией  питания и подвоза обучающихся; анализа  состояния здоровья детей-инвалидов, отслеживания сроков медицинского освидетельствования; контроля соблюдения прав участников образовательного процесса.

- консультативное направление включает в себя следующие виды работ: консультирование обучающихся по различным вопросам (поведение в школе, выбор круга общения, защита прав ребенка, административная и уголовная ответственность, информационная безопасность и др.); консультирование родителей обучающихся по различным вопросам (обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, оформление социальных льгот и пособий, особенности воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, роль контроля в формировании законопослушного поведения несовершеннолетнего и др.); консультирование педагогов по вопросам организации профилактической работы и оказанию социальной помощи; размещение тематических памяток для обучающихся и их родителей на школьных стендах, школьном сайте.

- профилактическое и просветительское направление реализуется посредством: выступлений на общешкольных и классных родительских собраниях с привлечением социально-педагогических служб города по актуальным проблемам; проведения тематических классных часов; организации работы Совета профилактики; организации и проведении бесед о правилах поведения обучающихся на улице во внеурочное время; проведении мероприятий по профилактике вредных привычек, зависимостей и их последствий, по пропаганде ЗОЖ, профилактике СПИДа,  (классные часы, лектории, конкурсы, тематические акции, просмотр видеофильмов); оказания информационной помощи родителям по различным вопросам; проведения бесед с родителями (законными представителями) об их ответственности по соблюдению действующего законодательства в отношении несовершеннолетних детей, о соблюдении и защите их прав.

- социальное партнерство включает в себя: разработку, согласование и реализацию планов совместной работы с межведомственными организациями (КДН и ЗП, ОДН ОМВД, ОГБУ «ЦСЗН» и др.), проведение ежемесячной сверки данных об обучающихся и семьях обучающихся, состоящих на учете (ОДН ОМВД, КДН и ЗП, ОГБУ «ЦСЗН», ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал»); участие в межведомственном контроле, заседаниях КДН и ЗП; организацию встреч обучающихся и родителей с представителями межведомственных организаций; взаимодействие с представителями межведомственных организаций по различным вопросам.

- методическое  направление включает в себя следующие виды работ: изучение новой нормативной документации и  новинок методической литературы, анализ социально- педагогической деятельности; участие в работе педагогического   совета,  дефектологических семинарах, конференциях, вебинарах.

Осуществляя свою профессиональную деятельность учитываю, что контингент школы – это обучающиеся с различными формами умственной отсталости (интеллектуальных нарушений). Данная категория детей, в силу психофизических особенностей, склонна к совершению правонарушений и преступлений, а также является подверженной негативному влиянию окружающего социума, и может быть вовлечена в совершение противоправных действий. Поэтому особо важным в моей деятельности является грамотная организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая осуществляется согласно программе воспитательной работы «SOS! – «трудный» ребенок, семья, находящаяся в социально-опасном положении», и основывается на личностно-ориентированном и системном подходах.

В рамках данного направления деятельности я веду работу с обучающимися, воспитывающимися в семьях, находящихся в социально-опасном положении, с обучающимися категории «трудные» и «группа риска». Как правило, это дети с отклонениями в психическом и физическом здоровье, плохо успевающие, попавшие в трудные жизненные ситуации. В работе с этой категорией обучающихся важное место занимает изучение психолого-педагогических особенностей личности ребенка и окружающей его социальной микросреды. С этой целью проводятся систематические собеседования с классными руководителями и учителями предметниками, с целью выявления причин неблагополучия, анкетирование и диагностирование социальных установок несовершеннолетних, психологического микроклимата в семье. В процессе такого изучения выявляются трудности и проблемы, конфликтные ситуации в семье, что способствует раннему выявлению и постановке на учет детей выше указанной категории. Обобщив полученную информацию, в проблемные семьи проводятся рейды, с целью выявления условий проживания и воспитания несовершеннолетних, их взаимоотношений с родителями и другими членами семьи. В  ходе посещения собираются  различные данные о жизненной ситуации данных семей, составляются акты обследования жилищно-бытовых условий. В случае выявленного явного семейного неблагополучия составленный акт (а иногда и информация о нарушении прав и интересов несовершеннолетних, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей) направляются в межведомственные организации системы профилактики (Комиссию по делам несовершеннолетних, Комитет опеки, ОДН ОВД по г.Ельцу, ЦСЗН г. Ельца, Прокуратуру). Ситуация рассматривается на заседании Совета профилактики, выявленная семья ставится на внутришкольный учет, находится под постоянным наблюдением администрации, социально-психологической службы, систематически проводятся контрольные посещения.

На основании полученной информации разрабатывается индивидуальная программа реабилитации обучающегося и его семьи, составляется план индивидуальной работы. В данных документах определены направления работы социального педагога с детьми категории «трудные» и «группы риска». В первую очередь, это ликвидация запущенности в знаниях по учебным предметам; нормализация отношений со сверстниками, педагогами; помощь в создании приемлемых бытовых условий, контроль посещаемости учебных занятий, оказание материальной помощи, организация досуга и внеурочного времени обучающихся.

С целью оказания социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении и отклонения в поведении, социальным педагогом проводится изучение личностных, индивидуально-психологических особенностей школьников. Изучение личности ведется через использование метода наблюдения, диагностических методик, бесед с обучающимися и родителями, собеседований с классными руководителями, педагогами-предметниками. На основе полученных результатов разрабатываются конспекты классных часов, тренингов, ролевых игр, проводятся индивидуальные беседы, помогающие устранить проблемы в обучении и поведении.

С целью выявления и учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия,  мной ведется ежедневный контроль посещаемости с выявлением причин пропусков. Результаты контроля ежедневно оформляются в сводную таблицу и направляются в Управление образованием администрации городского округа горд Елец, вносятся в журнал учета посещаемости. В конце четверти эти данные систематизируются и обсуждаются на заседаниях Совета профилактики,  МО воспитателей и классных руководителей, педагогических советах. Совместно с инспекторами ОДН ОМВД г. Ельца с детьми, пропускающими занятия без уважительной причины, проводятся индивидуальные профилактические беседы, в ходе которых выявляются причины пропусков. С родителями данной категории несовершеннолетних проводятся разъяснительные беседы, консультации, которые способствуют выработке согласованных действий педагогов и родителей. В случае уклонения родителей от решения проблем, связанных с посещаемостью ребенка, документы направляются в КДН и ЗП г. Ельца.

Большое значение в своей работе я уделяю профилактике вредных привычек (курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива и других психоактивных веществ). Борьба с ними ведется соответственно плану школы и включает в себя проведение месячников и декад по формированию здорового образа жизни, индивидуальные и групповые профилактические беседы, круглые столы, тренинги, внеклассные мероприятия, встречи с врачом – наркологом, конкурсы рисунков и плакатов, диагностические исследования с целью изучения отношения учащихся к употреблению ПАВ. Все мероприятия направлены на укрепление личностных средовых ресурсов, укрепление психологических и социальных аспектов ЗОЖ. Работа по формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике табакокурения,  антинаркотической и антиалкогольной пропаганде  проводятся системно и планомерно.

Особое внимание в своей работе отвожу правовому воспитанию, т.к. полноценная социальная адаптация школьников с умственной отсталостью невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания (умственно отсталые дети имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество, что нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности и проявляется в противоправных действиях). Правовое воспитание обучающихся состоит из комплекса мер, направленных на: закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам; формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе; привитие главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина; формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

 Также одной из приоритетных задач деятельности социального педагога является профессиональная ориентация школьников с умственной отсталостью в современных рыночных условиях. Выпускник школы, сталкивается с рядом проблем относительно своего будущего. Основная трудность  - научить будущих выпускников адаптироваться и интегрироваться в обществе, адекватно оценивать уровень своих трудовых возможностей.  Поэтому немаловажную роль в жизненном самоопределении учеников играют мероприятия по их профессиональной ориентации.

Одним из очень важных и значимых участников образовательного процесса являются родители обучающихся. Поэтому я в своей работе стараюсь соблюдать принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, формирование правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию). Взаимодействие с родителями ведётся по всем направлениям деятельности.

Осуществление всех перечисленных функций социального педагога с учетом личностно-ориентированного подхода дает положительные результаты:

- выполнение разработанных планов работы с опекунскими и приемными семьями, многодетными семьями, детьми «группы риска», детьми-инвалидами, реализация индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, индивидуальных планов работы с обучающимися состоящими на учетах ОДН ОМВД, КДН и ЗП, планов совместной работы с ОДН ОМВД г. Ельца, ЦСЗН г. Ельца, планов работы Совета профилактики;

- снижение количества совершенных обучающимися школы административных правонарушений, отсутствие преступлений совершенных детьми и в отношении детей:

2015-2016 г

2016-2017 г

2017-2018 г

кол-во админ. правонарушений

кол-во преступлений, совершенных детьми

кол-во преступлений, совершенных в отношении детей

кол-во админ. правонарушений

кол-во преступлений, совершенных детьми

кол-во преступлений, совершенных в отношении детей

кол-во админ. правонарушений

кол-во преступлений, совершенных детьми

кол-во преступлений, совершенных в отношении детей

6

0

0

4

0

0

3

0

0

- снижение количества обучающихся, состоящих на профилактических видах учета в КДН иЗП, ОДН оМВД, ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал»:

2015-2016 г

2016-2017 г

2017-2018 г

КДН и ЗП

ОДН ОМВД

ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал»в отношении детей

КДН и ЗП

ОДН ОМВД

ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал»в отношении детей

КДН и ЗП

ОДН ОМВД

ГУЗ «ЛОНД Елецкий филиал»в отношении детей

3чел.

5 чел.

2 чел .

1 чел.

4 чел.

1 чел.

1 чел.

5 чел.

0 чел.

- рост количества обращений за консультацией по различным проблемам педагогов, обучающихся и родителей, что является показателем роста доверия к социальному педагогу

- осуществление регулярных рейдов в семьи обучающихся, с целью исследования ЖБУ семей, контроля семей, находящихся в социально-опасном положении, патронажа замещающих и многодетных семей. За 2016 - 2017 учебный осуществлено 63 рейда; за 2017- 2018 учебный год - 67 рейдов.

- вовлечение обучающиеся школы, состоящих на различных видах учета во внеурочную деятельность: участие в школьных, городских, областных конкурсах (городской конкурс «Вместо елки – новогодний букет», городской экологический проект «Будем друзьями птиц», областная акция по развитию творческих способностей детей с ОВЗ, городской и областной этап конкурса «Дорога глазами детей», «Открытка ветерану», «Вместе ради детей» и др.), концертах («Мамочка моя родная», «Новый год шагает по планете», «День защитников нашей Родины», «Песни войны, песни памяти…»), соревнованиях (областная Параспартакиада среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов, соревнования по пешеходному туризму среди  детей с ОВЗ и детей-инвалидов, открытый чемпионат и первенство ОБУ ДОД «ОДЮСАШ» по легкой атлетике среди лиц с ОВЗ, областной Парафестиваль для лиц с ОВЗ «Мы вместе!», Областные соревнования по спортивному ориентированию бегом среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов, Областные соревнования по дартсу и петанку среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов, Чемпионат и первенство Липецкой области по легкой атлетике среди лиц с ОВЗ), общешкольных мероприятиях («И школьные двери вновь распахнуться!», День здоровья, День самоуправления, «Эй-маслена, красота, открывай-ка ворота!», «А ну-ка мальчики», «А ну-ка девочки», «Наши юные принцессы» и др.), интернет-олимпиаде  для детей с ОВЗ «Радуга+», а также обучающиеся школы состоящие на различных видах учета вовлекались в работу школьной трудовой бригады;

- подготовка и размещение информация на школьном сайте: нормативные акты по правам детей, «Позитивное общение с ребенком: простые советы», «Роль личного примера родителей в воспитании детей», «Преимущества многодетной семьи», «Дети в Интернете: памятка для родителей»; : «Мобильные гаджеты и доступ к сети Интернет: помощники или враги?»,  «Семейное чтение: возрождая традиции», «Советы родителям: как правильно говорить нет!»;

- регулярное проводение классных часов и внеклассных мероприятий с обучающимися школы в рамках городских и областных тематических акций («Слов невесомых на свете нет…(о сквернословии)», круглый стол с привлечением сотрудников прокуратуры «Как мы выполняем закон», викторина «Можно и нельзя», привлечение обучающихся категории «трудные» к участию в общегородском конкурсе «Открытка ветерану», «Законодательство РФ, защищающее подростков от насилия, вымогательства, причинения физического и морального вреда», «Всероссийский день правовой помощи», «Скажем нет наркотикам», «Подросток в правовом мире», «Закон и порядок», «Чтоб здоровым, сильным быть, со спортом мы должны дружить» игра-викторина «Правовой лабиринт», Единый областной урок «Удивительное путешествие по Липецкому краю», Единые уроки «День российской науки», День защитников Отечества, Права человека», Международный день толерантности, акция в рамках 2-месячника Здоровый регион 2018 «Скажем НЕТ вредным привычкам!», внеклассное мероприятие в рамках акции Единая неделя ГТО в г. Ельце «ГТО – путь к здоровью и успеху!»)

- систематическое межведомственное взаимодействие. В рамках взаимодействия с представителями органов системы профилактики и с различными организациями и объединениями МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» направленно информаций и ходатайств: за 2016-2017 учебный год - в прокуратуру городского округа г. Елец – 4; ОДН ОМВД г. Ельца – 8; КДН и ЗП городского округа г. Елец – 19; Управление образованием администрации городского округа г. Елец – 7; Комитет опеки и попечительства администрации городского округа г. Елец – 2; МБУ СЗН «КЦСОН» г. Ельца – 3; ЦВСНП УМВД России по Липецкой области – 1; ГУЗ «ЛОНД» Елецкий филиал – 3; КДН и ЗП Становлянского района – 1; за 2017-2018 г. - в прокуратуру городского округа г. Елец – 4; ОДН ОМВД г. Ельца – 6; КДН и ЗП городского округа г. Елец – 19; КДН и ЗП Елецкого района – 2; Управление образованием администрации городского округа г. Елец – 39; Комитет опеки и попечительства администрации городского округа г. Елец – 3; ЦВСНП УМВД России по Липецкой области – 1; Елецкий мировой суд – 9; Военный комиссариат г. Ельца – 2; Елецкий городской суд - 1.

Подводя итог, хочу отметить, что
наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, а
использование личностно-ориентированного подхода в воспитательном и образовательном процессе позволяет включить в деятельность каждого обучающегося с ОВЗ, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечить становление личного опыта, выработку знаний и собственного мнения, что будет способствовать максимально комфортной адаптации обучающихся к социальной среде[4].


Список литературы:

  1. Алехина С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : методические рекомендации / С.В. Алехина, М.М. Семаго. – М. : МГППУ, 2012. – 156 с.
  2. Багаева Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2017. – 451 с.
  3. Бурмистрова Н.И. Психолого-медико-педагогическое сопровождение образования обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии : сборник  научно-методических материалов / Н.И. Бурмистрова. –Челябинск : Образование, 2002. – 101 с.
  4. Газман, О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / О.С. Газман // Директор школы. - 2007. - № 3. - с. 51-58.
  5. Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 3-13.
  6. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.alldef.ru.ru (23.12.2017).
  7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Маллер. – М.: АРКТИ, 2000. – 124 с.
  8. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Тема: «Создание педагогами условий для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе деятельностного подхода».

Обучающиеся на коррекционных занятиях    получать знания о профессиях, и как  добросовестно трудиться .(повар, кондитер, швея, столяр)....

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...