Программа курса внеурочной деятельности "В мире игр и волшебства" для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа

Волкова Анна Александровна

Программа курса внеурочной деятельности "В мире игр и волшебства" для воспитанников с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. Рассчитана на 1 учебный год, занятия не более 10-15 минут. Подходит как для индивидуальной, так и для групповой формы проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnosti.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

протокол от _______ 2019г. №______

УТВЕРЖДЕНА:

приказ от ________ 2019г. №_____

Заместитель директора по социально-воспитательной работе ОГБУ «Валдгеймский детский дом-интернат»

Н.В. Беспалова

Программа курса внеурочной деятельности

учителя-дефектолога

«В мире игр и волшебства»

для детей с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития

областного государственного бюджетного учреждения

«Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

на 2019-2020 год

Составила:

учитель-дефектолог

А.А. Волкова

с. Валдгейм

2019-2020 учебный год

Содержание рабочей программы

Раздел программы

Содержание разделов

Страницы

Целевой

Пояснительная записка

2

Планируемые результаты освоения программы

2

Содержательный

Формы, методы, пути, принципы и условия реализации программы

3

Календарно-тематическое планирование

3

Организационный

Описание материально-технического обеспечения

6

Дополнительный

Список используемой литературы

6

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Данная программа курса Внеурочной деятельности (далее – Программа) предназначена для лиц с умственной отсталость и имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР).

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , утвержденным Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее - ФГОС), на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - АООП), разработанной областным государственным бюджетным учреждением «Валдгеймский детский дом-интернат для  умственно-отсталых детей» (далее – учреждение) и утвержденной приказом учреждения от 29.09.2017 № 154.

Настоящая Программа соответствует основным требованиям образовательной программы и учитывает основные задачи развития образования.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на закрепление изученного материала, осуществляющаяся в форме игровой деятельности.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью.

Цели и задачи Программы:

Цель – создание условий для всестороннего развития воспитанника, формирование элементарных знаний об окружающем его мире, закрепление полученных знаний.

Задачи:

  1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  2. Развитие интересов, познавательной деятельности воспитанников;
  3. Воспитание сотрудничества с педагогом;
  4. Развитие трудолюбия воспитанника;
  5. Расширение знаний о мире, словарного запаса.

  1. Планируемые результаты освоения программы

  1. Личностные результаты:
  • Сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • Сформированность навыков правильного поведения на занятиях.
  1. Метапредметные результаты:
  • сформированность у воспитанников познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий

  1. Содержательный раздел
  1. Формы, методы, пути, принципы и условия реализации программы

Пути реализации программы:

  1. Подбор демонстрационного материала;
  2. Осуществление коррекционно-развивающей работы;
  3. Мониторинг результатов

Методы и формы реализации программы:

  1. Индивидуальные занятия.
  2. Наглядные и практические.
  3. Игротерапия.
  4. Проведение опытов

Принципы реализации программы:

- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

- Принцип единства диагностики и коррекции 

максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций

- Принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно-воспитательной работе

- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности

- Принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы

- Принцип взаимосвязи в работе специалистов

- Принцип дифференцированного подхода

Условия реализации программы

По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий.  Продолжительность занятия рассчитана на 10 минут.

  1.  Календарно-тематическое планирование

Неделя

Тема

Планируемые результаты

Деятельность

Отметка о выполнении программы

_______

полугодие

Базовые понятия

Универсальные учебные действия

Сентябрь

1

1-2 неделя

Диагностика особенностей развития психических процессов

2

3 неделя

«Волшебные цвета»

Цвет

Красный

Желтый

Выделять предмет заданного цвета

Подвижная игра «Цветочная поляна»

3

4 неделя

«Волшебные цвета»

Цвет

Синий

Зеленый

Выделять предмет заданного цвета

Рисование в технике «мятая бумага» «Море»

Октябрь

4

5 неделя

«Необычный лес»

Форма

Круг

Квадрат

Треугольник

Выделять предмет заданной формы

Аппликация «На что похоже дерево?»

5

6 неделя

«Осень»

Осень

Листопад

Называть признаки осени

Подвижная игра «Собираем букет из осенних листьев»

6

7 неделя

«Овощи»

Огород

Картофель

Лук

Морковь

Огурец

Помидор

Определять овощи по внешнему виду

Подвижная игра «Собираем урожай»

7

8 неделя

«Фрукты»

Фрукты

Яблоко

Груша

Банан

Мандарин

Апельсин

Персик

Абрикос

Определять овощи по внешнему виду

Пальчиковые гимнастики

Ноябрь

8

10 неделя

«Погода»

Погода

Солнце

Дождь

Узнавать погоду по описанию

Прослушивание сказки про погоду

Проведения опыта «Сухая и мокрая бумага»

9

11 неделя

«Дикие животные»

Белка

Орехи

Узнавать белку по описанию

Подвижная игра «Накорми белку»

10

12 неделя

«Домашние животные»

Хомяк

Узнавать хомяка по описанию

Аппликация «Развлечения хомяка»

11

13 неделя

«Ферма»

Ферма

Определять и узнавать животных фермы

Конструирование «Ферма»

Декабрь

12

14 неделя

«Зима»

Снег

Уметь давать характеристику явлению «Снег»

Игра «Искусственный снег»

13

15 неделя

«Животные зимой»

Заяц

Шубка

Называть отличительные особенности животных зимой

Аппликация «Зимний зайчик»

14

16 неделя

«Новый год»

Елка

Праздник

Украшения

Уметь работать совместно с педагогом

Создание елочных шариков «Снежный ком»

15

17 неделя

«Зимние забавы»

Санки

Дети

Игра

Уметь описывать сюжетную картинку

Уметь собирать пазл

Собирание пазла «Дети на санках»

Январь

16

20-21 неделя

Диагностика особенностей развития психических процессов

17

22 неделя

«Посуда»

Кастрюля

Овощи

Суп

Тарелка

Ложка

Уметь описывать последовательность приготовления супа

Знать основные овощи, узнавать их

Дидактическая игра «Варим суп»

18

23 неделя

«Мебель»

Диван

Кровать

Стол

Стул

Знать и различать основные предметы мебели

Дидактическая игра «Перестановка»

19

24 неделя

«Как правильно умываться»

Полотенце

Зубная щетка

Паста

Мыло

Умение называть основные средства гигиены

Умение пользоваться ими

Дидактическая игра «Умой зверька»

20

25 неделя

«Застежки-расстежки»

Пуговицы

Липучки

Шнурки

Одежда

Уметь раздевать и одевать куклу

Дидактическая игра «Собери Машу на прогулку»

21

26 неделя

Игрушки

Игрушки

Умение манипулировать игрушками

Дидактическая игра «Выбери и покажи»

Март

22

27 неделя

«Весна»

Весна

Таяние снега

Знать об особенностях снега

Опыт «Снег на ладошке», «Снег на грелке»

23

28 неделя

«Животные весной»

Заяц

Знать об особенностях поведения зайца весной

Аппликация «Заячья шерстка»

24

29 неделя

«Ромашка добра»

Ромашка

Знать об особенностях ромашки

Уметь находить ее среди других цветов

Пластилинография «Моя ромашка»

25

31 неделя

«Домашние растения»

Уход

Растения

Уметь ухаживать за домашними растениями

Опыт «Вода для растения»

Апрель

26

32 неделя

«Цыпленок»

Цыпленок

Птица

Узнавать цыпленка

Уметь отличать от других птиц

Аппликация в технике «Вата», раскрашивание краской «Цыпленок»

27

33 неделя

«Цапля»

Цапля

Болото

Лягушки

Знать особенности жизнедеятельности цапли

Подвижная игра «Налови цапле лягушек»

28

34 неделя

«Гномики»

Счет

Уметь считать в пределах 10-и

Дидактическая игра «Сосчитай гномиков»

29

35 неделя

«Тактильное лото»

Лото

Материал

Домик

Умение определять на ощупь различные материалы

Дидактическая игра «Посади котенка в домик»

30

36 неделя

«Лето»

Лето

Зелень

Знать признаки лета

Пластилинография «Лето»

31

37-38 неделя

Диагностика особенностей развития психических процессов

  1. Организационный раздел
  1.  Описание материально-технического обеспечения программы

- настольные игры;

- иллюстративный, наглядный материал по предложенным темам;

- природные материалы;

- канцелярские принадлежности.

  1. Дополнительный раздел
  1.  Список используемой литературы

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 1. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год, 231 с.
  2. Математика и конструирование. Пособие для учителя. А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 511 с.
  3. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  4. Развитие умственных способностей младших школьников. А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
  5. Развитие познавательной деятельности у детей. С.В. Коноваленко. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать позна...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я принимаю вызов!» для детей в возрасте от 13 до 16 лет

Пояснительная записка Количество недельных часов – 1                      Колич...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Проектная деятельность «В мире ИКТ»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире ИКТ» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...