Совместная образовательная деятельность «Осенние узоры» для подготовительной к школе группы детей от 6 до 7 лет с ОВЗ (задержкой психического развития).
методическая разработка

Бареева Татьяна Владимировна

Развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 Совместная образовательная деятельность «Осенние узоры»

для подготовительной к школе группы детей  от 6 до 7 лет с ОВЗ (задержкой психического развития).

ФИО (педагога): Бареева Татьяна Владимировна (учитель-дефектолог)  высшая квалификационная категория

                                     

Цель: развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков

Задачи:

  • Закрепление представлений детей о домашних и диких животных
  • Развитие межполушарного взаимодействия
  • Развитие зрительного гнозиса
  • Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
  • Развитие зрительно-пространственной и  пространственно-графической координации
  • Координация речи с движением
  • Закрепление знаний о названиях цветов и оттенков
  • Обогащение словарного запаса детей фразеологизмами.

Организация детских видов деятельности: стоя и сидя вокруг стола, стоя  на ковре,  стоя около мольберта в соответствии с конспектом СОД (переход от одной активности к другой).

Тип, формы и методы, используемые в НОД:

Тип – совместная образовательная деятельность

Метод – словесный, практический, игровой, наглядный.

Форма – подгрупповая, индивидуальная

Вид детской деятельности

Коммуникативная - беседа, ситуативные разговоры

Двигательная - упражнения кинезиологической гимнастики,  пальчиковая гимнастика

Продуктивная — аппликация в нетрадиционной технике с использованием ниток

Здоровьесберегающий – кинезиологическая гимнастика, глазодвигательная гимнастика

Материалы и оборудование: письмо-план с заданиями, игрушки-животные (кошка, курица, собака, свинья, сова), разноцветные клубки ниток,тренажер «Ленивая восьмерка»,  трафарет графомоторный-объемный для рисования двумя руками «Спираль»,   набор фигурок (домашние животные и детеныши), щипчики детские, картинки-фото животных, «зашумленные» изображения домашних животных, сериационные круги разных цветов и оттенков, аудиозапись «Звуки воды», карандаши,  клей, нарезанные цветные нитки,  бумага, трафареты листьев деревьев.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия /задачи

1

Вводная часть (организационный момент)

Дети стоят в кругу

Педагог предлагает поздороваться и назвать своё имя

Коммуникативная

Дети по кругу передают клубочек ниток и называют свое ласковое имя

Создание психологического комфорта в группе

Обеспечение интереса и эмоциональности детей

2

Вводная часть (мотивационный момент)

Дети стоят полукругом

Педагог знакомит детей с письмом от Осени.

Предлагает узнать  к кому они отправятся, опираясь на подсказки(следы животных)

Коммуникативная

Познавательная

Определяют начало и последовательность путешествия. Называют животных, которым принадлежат следы.

Условия для развития речевой и поисковой активности

3

Основная часть

Проблемно-поисковая деятельность

Дети выполняют упражнения, стоя на ковре

Педагог предлагает детям  отправиться в путешествие в деревню

Коммуникативная

Двигательная

Упражнения, пересекающие срединную линию (Гимнастика Мозга).

  • Перекрестные и односторонние движения

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на

левополушарную

4

Практическая часть

Дети выполняют упражнения, стоя на ковре

Сидя за столом

Знакомство с игрушкой-кошкой

Педагог показывает картинку-опору энергетизирующего упражнения

Педагог предлагает «смотать нитки в клубок», используя графомоторный трафарет. Сначала провести линии пальцами, а потом используя мел.

Двигательная

Коммуникативная

Приветствуют кошку, участвуют в диалоге

Энергетизирующие и растягивающие упражнения Гимнастики Мозга.

  • Энергетический зевок
  • Веселые носики
  • Массаж ушей
  • Активация рук

Выполняют упражнение  Трафарет графомоторный-объемный для рисования двумя руками «Спираль»

Условия для  снятия напряжения в мышцах и связках челюстей, улучшение сенсорного восприятия и моторной функции глаз и мышц лица, улучшения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия организма, восприятия зрительной и слуховой информации, усиления концентрации внимания и гармонизации мыслительной деятельности.

Условия для улучшения координации «глаз-рука» в разных зрительных полях, графомоторных навыков.

Дидактическая игра

 «Узнай животное »

Стоя полукругом

Сидя за столом

Знакомство с игрушкой-свиньей.

Педагог предлагает узнать «зашумленные» (перечеркнутые) изображения животных

Педагог предлагает проследить взглядом за шариком в тренажере.

Игровая

Познавательная

Двигательная

Приветствуют свинью, участвуют в диалоге.

Дети рассматривают и узнают  изображения животных.

Выполняют упражнение Тренажер «Ленивая восьмерка»

Условия для развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) изображения предмета .

Расширение поля зрения, улучшения восприятия и внимания

Дидактическая игра

 (набор фигурок домашних животных и их детенышей)

«Мама и малыши»

Пальчиковая гимнастика «Мама и малыши»

Сидя за столом

Знакомство с игрушкой-собакой

Двигательная

Коммуникативная

Познавательная

Приветствуют собаку, участвуют в диалоге

Сортировка мелких предметов двумя руками с помощью щипчиков

Выполняют движения соответственно тексту пальчиковой гимнастики

Условия для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия

Стоя за столом

Сидя за столом

Знакомство с игрушкой-собакой

Знакомство с игрушкой-курицей

Ознакомление детей с  фразеологизмами (пишет, как курица лапой)

Двигательная

Коммуникативная

Приветствуют курицу, участвуют в диалоге

Письмо на листе бумаги сначала правой, затем левой рукой, а затем одновременно обеими.

Координация речи с движением

Обогащение речи детей фразеологизмами

Условия для улучшения координации «глаз-рука» в разных зрительных полях, графомоторных навыков.

Аудиозапись «Звуки воды»

Глазодвигательная гимнастика «Рыбки»

Стоя на ковре

Педагог предлагает узнать как живут рыбки в реке.

Педагог предлагает выполнить движения   текста

Выполняют глазодвигательные упражнения

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Условия для   улучшение сенсорного восприятия и моторной функции глаз и мышц лица

Стоя на ковре

Сидя за столом

Знакомство с игрушкой-совой

Педагог показывает картинку-опору  упражнения гимнастики мозга

Педагог предлагает составить сериационные ряды от самого светлого оттенка к самому темному и назвать цвета

Растягивающие упражнения Гимнастики Мозга:

  • Сова

Составление сериационного ряда по насыщенности цвета (6 оттенков одного цвета)

Условия для снятия напряжения в мышцах шеи и плеч

Условия для развития  цветовосприятия

Сидя за столом, выполняя продуктивную деятельность

Педагог предлагает выполнить аппликацию с использованием ниток.

Продуктивная

Выполняют аппликацию

Создание условий  для развития самостоятельности и творческого мышления

5

Открытый выход из деятельности. Рефлексия.

Подведение итогов СОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Стоя в кругу

Педагог интересуется,  что понравилось на занятии

Коммуникативная

Дети по кругу передают клубочек ниток, наматывают на палец и высказываются по поводу полученной информации, выполненных упражнений, своего эмоционального состояния.

Условия для развития индивидуализации ребенка, освобождение творческого потенциала, восприятия и актуализации воспоминаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с детьми подготовительной к школе группы тема:"Звуки вокруг нас"

Тема: «Звуки вокруг нас».Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.Программные задачи:  •  приобщать детей  к музыкальной культуре;  •  ...

Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…»

Продолжать расширять представления детей о Кубанском казачестве. Узнать о далеком прошлом казаков. Расширять представления и знания детей о казаках, как защитниках Родины....

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...