подростковый возраст ШМО кл. рук.
материал (8 класс)

Сойнова Анна Валентиновна

доклад на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подростковый возраст ШМО кл. рук.28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пятнадцать лет мне скоро минет…

Дождусь ли завтрашнего дня!?

Как он вперед меня подвинет!

Но и теперь никто не кинет

С презреньем взгляда на меня

Уж я не мальчик,

Уж над губой смогу свой ус я защипнуть.

Я важен, как старик беззубый

Вы слышите мой голос грубый?

Попробуй кто меня толкнуть!

 

Так написал о подростке гениальный А.С. Пушкин, проницательно подметив его типичные особенности: стремление стать взрослым, претензии на уважение, возрастную ломку голоса с пробивающейся на лице волосистостью.

 

Любопытно, что современные родительские обращения к психологам почти ничего нового возрастным характеристикам не добавляют, все беспокойства и трудности отношений, как правило, укладываются в классические проявления детей, проживающих отрочество: требует автономии, перестал учиться, массу времени проводит с друзьями, начал грубить, появились перепады настроения…  Из нового, может быть, только Интернет, точнее, время, проводимое в нем (или с ним).

 

Подростничество — самый сложный из всех детских возрастов, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими порой к клиническим проблемам. В психологии можно встретить определение этого возраста как «инвалидного». Эту «страшилку» я упомянула только для того, чтобы привлечь внимание взрослых к самому критическому периоду детства.

 

Довольно часто родители спрашивают, можно ли избежать традиционных подростковых сложностей самим детям, да и их родителям? Ответ однозначен – конечно!

 

Можно, если хорошо понимать все те нормативные изменения, которые происходят в эту очень ответственную для формирования человека пору, если не терять постоянный контакт со своим ребенком, любить его.

 

Возраст эмоционального взрыва

 

Прежде всего, надо помнить, что подросток объективно по физиологическим показателям с появлением репродуктивной (детородной) функции становится взрослым. Поэтому его претензии на взрослость вполне справедливы.

 

Биологическое взросление вызывает «гормональную бурю». Соответственно, поведение подростка часто взрывное, малопрогнозируемое и малоуправляемое.

 

Центральная нервная система, гипофиз, гипоталамус приходят в состояние большой активности, вследствие чего возбуждение преобладает над торможением, что вызывает чрезмерную возбудимость, вспыльчивость, нервозность. Причем эмоциональные выплески бывают столь сильными, что пугают родителей.

 

В беседе сами подростки комментируют свою истеричность довольно снисходительно, с претензией к другим, мол, не надо меня «доставать». Так говорят 12-13-летние. А вот 16-летних беспокоит собственная несдержанность, они уже хотят уметь справляться со своими состояниями, и к психологу с таким запросом приходят по доброй воле.

 

Мудрые взрослые, понимающие объективный характер эмоциональных вспышек подростков, стараются не провоцировать их назиданием и давлением, по возможности ограждают от того, что приводит их в неуправляемые состояния, с пониманием и уважением относятся к их переживаниям, сохраняя тем самым контакт и доверие своего ребенка.

 

«Как дела?» – «Нормально»

 

Подросток очень нуждается, чтобы его слушали и разговаривали с ним значимые взрослые. К сожалению, уставшие родители часто выплескивают дома раздражение, не находят времени на беседы, а то и не умеют разговорить собственного повзрослевшего ребенка.

 

Могу порекомендовать довольно простую, но действенную технику поддержания разговора. Суть ее в повторении последнего слова, сказанного ребенком.

 

К примеру, на традиционный вопрос «Как дела в школе?», подростки обычно отвечают — «Нормально». Часто общение этим и ограничивается. Родителю стоит повторить последнее слово: «Нормально? Расскажи…» Обычно диалог продолжается, причем подобные разговоры в семье становятся доброй традицией.

 

При этом очень важно смотреть в лицо своему ребенку, а не вести беседу, отвернувшись к плите или к экрану телевизора. Согласитесь, требования не сложные, а результат – дружба с собственным ребенком.

 

В два этапа

 

Но продолжим разговор о типичном для подростков поведении. Тут и безразличие к важным событиям при бурном возмущении по пустяку; и равнодушие к оценкам взрослых; поведенческий негативизм (идут наперекор требованиям или отвечают отказом на просьбы); нарушение эмоционального плана (у девочек выражено сильнее), которое проявляется в обидчивости, внезапной плаксивости, смене настроения, эдакой эмоциональной неровности. Заметно нарушение координации (у мальчиков сильнее) — они шумные, многие действия сопровождают ненужными движениями, неловкие, угловатые, у них ухудшается почерк, замедляется речь, ответы «скудеют».

 

Часто отмечается снижение работоспособности, повышение утомляемости. Весьма часто наблюдаются отклонения соматического порядка. Так, сердце растет быстрее, чем диаметр сосудов, сосуды испытывают значительную нагрузку — отсюда учащенное сердцебиение, повышение артериального давления («подростковая гипертония»), головные боли, обмороки. Возможны малокровие и бледность, искривление позвоночника (из-за нехватки минеральных солей).

 

Нередко учителя расценивают сетование на плохое самочувствие подростков как симуляцию для прогула уроков, тогда как подобные состояния вполне обусловлены подростковой физиологией.

 

Биологическое созревание проходит в два этапа. На первом нарастает активность многих биологических центров, но еще без перестройки половых желез. Это препубертат – ребенок еще и не похож на подростка, а беспокойств доставляет достаточно.

 

На втором этапе полового созревания нормализуется работа половых органов, появляется вторичные половые признаки. Улучшается самочувствие, настроение, старший подросток менее раздражителен, чем младший. Вместе с этим возникают половые ощущения, развивается интерес к другому полу, сексуальная информация становится значимой.

 

Об акселерации и ретардации

 

Следует учитывать, что скорость развития у мальчиков и девочек различна. Как правило, у девочек пубертатное созревание происходит на два года раньше, что создает некий дисбаланс во внешнем виде представителей разных полов в ученическом классе.

 

При этом существуют значительные индивидуальные различия в скорости развития и внутри одного пола. Здесь уже все зависит от типа соматического созревания. Для его обозначения воспользуемся понятиями акселерации (ускоренного физического созревания) и ретардации (позднее физическое созревание).

 

Девочки-акселератки становятся обладательницами вторичных половых признаков уже в двенадцатилетнем возрасте, а к четырнадцати — это уже достаточно оформившиеся девушки. Это делает их привлекательными для противоположного пола. При этом отсутствие достаточного жизненного опыта и возрастной авантюризм делают их малоосмотрительными в выборе знакомств, при построении отношений. Таким образом, им приходится учиться, что называется, на своих ошибках.

 

Девочки-ретардантки значительное время остаются хрупкими, воплощающими образ женственности. По этой причине окружающие относятся к ним покровительственно-оберегающе. К тому же у них имеется возможность использовать опыт своих подруг-акселераток.

 

Сравнивая развитие мальчиков акселератов и ретардантов, можно наблюдать ряд преимуществ первых перед вторыми. Мальчики-акселераты, как правило, рослые, физически сильные, с рано появившейся порослью на лице и погрубевшим голосом, внешне выглядят взрослыми. Это способствует повышению престижа у сверстников и создает более комфортные условия взаимодействия с окружающими.

 

Мальчики-ретарданты – маленькие, щуплые – воспринимаются детьми. Их претензии на взрослость никак не подтверждены. Это заставляет их искать собственные способы компенсации отставания физического развития.

 

Одни превращаются в пажей своих сверстников-акселератов, что не лучшим образом сказывается на формировании их мускулинных качеств. Другие, как бы затаившись на время, выжидают, когда вырастут. При этом они, как правило, уходят от ведущей деятельности возраста – эмоционального общения со сверстниками, переключившись на дружбу с более младшими. А третьи могут стремиться к активной компенсации недостатка физического роста достижениями в других областях – в спорте, музыке, учении, владении компьютером, иностранными языками. Тем самым они интересны для сверстников, последние дорожат дружбой с ними, возрастной кризис затрагивает их незначительно.

 

Сказанное позволяет взрослым прогнозировать возможные пути развития подростков, ориентироваться в их субъективных переживаниях и, по возможности, помогать.

 

Подражая взрослым

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость.

 

Развитие взрослости проявляется в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию «мужественности» или «женственности».

 

Мальчишки в этой связи начинают курить, матерятся, подчеркнуто независимы, грубоваты, девочки — модничают, кокетничают. Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни – посещении ночных клубов, выпивке.

 

Понятно, что подобную взрослость они считывают с окружающих. Значит, если им предложить надлежащие образцы взрослого поведения, то и их взрослое поведение станет другим.

 

«Я не маленький!»

 

Взрослость проявляется и в ориентации на мораль равенства, подросток представляет себя человеком, перешагнувшим границы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке, активно добивается равноправия со взрослыми. Отсюда непослушание, конфликты.

 

Запреты родителей подростки расценивают как недоверие. Распространены жалобы — «Я же не маленький». Но эти притязания соседствуют с детскими чертами в облике и поведении, отсутствием умения быть самостоятельным, брать на себя ответственность.

 

Такая двойственность кого-то из родителей удивляет, кого-то сердит. Между тем это возрастная норма, относиться к которой можно с улыбкой или без, но абсолютно спокойно.

 

Зачем нужны «тусовки»

 

Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него. Эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка.

 

Сверстники воспитывают – «школьные товарищи – лучшие воспитатели, ибо они безжалостны» (Андре Моруа), – делятся информацией «про это», обеспечивают эмоциональное единомыслие, а значит, понимание. Для взрослых «тусовки» во дворе, длительные разговоры по телефону кажутся пустым времяпровождением, для подростка – это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого фактора.

 

Портрет обычного подростка

 

Итак, мы получаем психологический портрет подростка, включающий следующие специфические черты:

 

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского,
  • отсутствие авторитета возраста,
  • восприимчивость к промахам взрослых,
  • протест против необоснованных запретов,
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем,
  • отсутствие адаптации к неудачам,
  • тенденция предаваться мечтаниям,
  • повышенная эмоциональность,
  • требовательность к соответствию слова и дела,
  • боязнь осквернения мечты и идеала,
  • всплеск неустойчивости внимания,
  • разнообразие увлечений.

 

Кстати, последняя особенность требует тактичного контроля со стороны взрослого. Мне известны примеры, когда родители делают серьезные вложения в дорогостоящие увлечения детей, которые длятся не дольше двух недель. Полагаю, что надо договориться со своим увлекающимся чадом, что вкладываться начнете либо по результатам, либо по срокам занятий.

 

Напоследок хочу привлечь внимание к возрастной черте, доставляющей много хлопот,

  • это возрастной авантюризм подростка.

Он сопряжен с отсутствием чувства опасности. В самых рисковых видах спорта (спортивная гимнастика, например) победу достигают 15-летние, они поистине бесстрашны. Подобная безбоязненность порой проявляется как «безбашенность» — ввязываются в авантюры, рискуют «на спор», порой не ведают, что творят.

 

И конечно, только родительское внимание, способность держать руку на пульсе событий своего ребенка, дружба с ним, позволят прошагать возраст «большого кризиса» уверенно и позитивно.

Школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области

             

              «ИНВАЛИДНЫЙ ВОЗРАСТ»

          (о проблемах подростничества)

     Выступление на ШМО кл. руководителей

                       А.В. Сойнова

                               

                               2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Проблемы подросткового возраста

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...