Устный счет на уроках математики для детей с нарушением интеллекта
статья

Устный счет на уроках математики является способом направленного и всестороннего развития способностей детей. Устные вычисления содействуют развитию мышления, сообразительности, внимания, памяти, так как при устном счете требуется активное внимание, удержание в памяти числовых данных и возникает необходимость выбора способа производства действий. Разнообразие видов устных упражнений бесконечное. Необходимо учитывать проблемы того или иного класса и отдельных учащихся и с учетом этого выбирать упражнения необходимого вида, способствующего развитию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный счет на уроках математики для детей с нарушением интеллекта

«Математика – это гимнастика ума» (А.В. Суворов). Устный счет и является одним из способов гимнастики ума, и одним из необходимейших элементов урока математики. Он необходим в практической жизни, где часто встречается потребность в устных вычислениях, он облегчает письменные вычисления, так как последние содержат в себе элементы устного счета. Но обучение устному счету важно не только для практической подготовки учащихся, но и для успешного изучения ими курса математики, в первую очередь для успешного изучения ими действий над многозначными числами.

Устные вычисления весьма ценны в методическом отношении, когда используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала (в соответствии с известным дидактическим принципом «от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному») и особенно при переходе к решению трудных задач. Они вносят разнообразие в преподавание математики, способствуют закреплению знаний и дают возможность быстро проверить эти знания. Так при делении 35 на 7 зависимость между данными и результатом деления выступает перед учащимися отчетливее, чем при письменном делении, предположим, 52 750 на 25.

Устные вычисления содействует развитию мышления, их сообразительности, внимания, памяти, так как при устном счете требуется активное внимание, удержание в памяти числовых данных и возникает необходимость выбора способа производства действий.

Чем больше упражнений, тренировки в устном счете, тем лучше дети считают. Поэтому почти каждый урок математики начинается упражнениями в устном счете. При обучении устным вычислениям следует добиваться не только правильности ответов, но и, по возможности, быстроты, беглости счета. Достижению беглости счета способствует многократное повторение одних и тех же приемов.

Упражнения в устном счете нужно вести быстро и живо, вовлекая в работу весь класс. Но, учитывая быструю утомляемость и нестойкое внимание детей с нарушениями интеллекта, необходимо применять различные виды устного счета (от 3 до 4 видов устных вычислений) и по возможности, если позволяет тема урока, вносить в устный счет элементы занимательности.

С общими приемами устных вычислений учащиеся знакомятся уже в начальной школе и в 5 – 6 классах. В 7 - 11 классах происходит тренировка в применении этих приемов и расширяется область чисел уже в пределах 1 000 000 .

Для устных вычислений полезно отводить на уроке 5 – 7 минут ежедневно. В большинстве случаев продолжительность устных вычислений определяет сам учитель, так как время отводимое на устный счет, зависит от многих причин: активности и подготовки учащихся, характера материала и т.д.

У обучающихся с нарушением интеллекта возникает много трудностей при усвоении математических знаний: плохая ориентация в новых условиях, затруднения в нахождении наиболее рациональных путей решения поставленных задач, отсутствие понимания связи теории с практикой, многие из них не уверенны в своих силах, нарушения в развитии высших психических функций. Впереди этих детей, тем не менее, ждет взрослая жизнь, работа, быт, где часто возникают потребности в устном счете. Всё это усиливает практическое значение этого этапа на уроках математики.

Систематическое проведение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, способствует выработке у учащихся умение совершать одновременно несколько операций, развивает быстроту реакций, воспитывает умение сосредоточиться, формирует навыки ускоренной переработки информации, способствует развитию различных видов памяти, позволяет экономить время, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру математических вычислений. Ситуация успеха, которая создается в процессе устных вычислений, формирует у учащихся веру в себя, учит преодолевать трудности, побуждает активно включаться в процесс решения учебных задач, увеличивает положительную мотивацию. Поэтому устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики в коррекционной школе. Главной задачей, для учителя математики, является формирование сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий. Тем более, это очень важно в век информационных технологий, так как учит правильно мыслить.

Формы устного счета

Беглый счет.

Предлагая классу пример или задачу, учитель говорит каждое действие отдельно, делая паузу в несколько секунд после каждого действия. Длительность паузы должна соответствовать среднему времени, необходимому для вычисления заданного действия, так как одинаково нецелесообразны ни слишком длинная, ни очень короткая пауза: длительная утомляет, заставляя удерживать в памяти найденный результат вычисления, а короткая пауза не дает возможности производить вычисления.

Например, вычисление 25 ∙ 2  : 5 ∙ 7 – 12 должно быть предложено учащимся в следующей форме: «25 увеличить в 2 раза (пауза), полученное произведение уменьшить в 5 раз (пауза), полученное частное умножить на 7 пауза), из полученного произведения вычесть 12 (пауза). Сколько получилось?»

Устный беглый счет должен проводится также и на задачах. Сначала учитель говорит учащимся все условие задачи, а потом по звеньям. Пока учащиеся не имеют навыка в беглом счете при решении задачи, после каждой простой задачи можно ставить вопрос, но ответ учащиеся не говорят. Ответ дается только на главный вопрос задачи.

Пример: «В саду посадили черной смородины 10 кустов, красной – в 3 раза больше, а крыжовника на 19 кустов меньше, чем красной смородины. Сколько всего кустов смородины и крыжовника посадили в саду?»

Учитель читает условие задачи по частям, ученики решают каждую простую задачу, ответ не говорят:

«В саду посадили 10 кустов черной смородины, красной в 3 раза больше. Сколько кустов посадили красной смородины?»

«Крыжовника на 19 кустов меньше, чем красной смородины. Сколько кустов посадили крыжовника?»

«Сколько всего кустов крыжовника и смородины посадили в саду?» Дети говорят ответ. При достаточной тренировке учащихся вопрос после каждого звена может не ставиться, дается только окончательный вопрос задачи.

Счет цепочкой.

Счет цепочкой разновидность беглого счета. Учитель медленно пишет на доске пример:   (6 ∙ 7 + 12) ׃ 9 ∙ 7, делая остановку перед каждым новым действием. Когда учитель ставит знак равенства, ответ у большинства должен быть готов.

Равный счет.

Учитель записывает на доске пример: 25 + 55 – 10 = 70 и предлагает ученикам составить подобный пример с ответом 70.

Прием дополнения.

Учитель пишет на доске 100, а потом называет одно за другим числа. Ученики должны назвать дополнения до 100.

Магические квадраты.

Прежде чем учиться решать магические квадраты, необходимо разобраться с тем, в чём же их особенность. Данная головоломка, которую иначе называют волшебным квадратом, является математической таблицей с одинаковым количеством клеточек-ячеек по вертикали, горизонтали и диагонали. В клеточки вписаны натуральные числа таким образом, чтобы их сумма во всех направлениях получалась одинаковой.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/12/20/k_5c1bdc317fd68/491920_1.png

Устное решение простых задач        

  1. В 4 корзинах 21, 22, 23 и 24 яблока. Сколько нужно прибавить в каждую корзину, чтобы во всех было 100, а в каждой поровну?
  2. Бабушке 66 лет, дед на 6 лет старше, отец вдвое моложе деда, а сын в четыре раза моложе отца. Сколько лет сыну?
  3. На пасеке накачали 200 кг липового меда, а цветочного в 2 раза больше. Сколько килограмм цветочного меда накачали на пасеке?
  4. У дедушки 34 конфеты. Эти конфеты он разделил между своими внуками так, чтобы каждый получил 6 конфет и 4 конфеты осталось. Сколько внуков у дедушки?
  5. На каждый костюм надо пришить 8 пуговиц. В коробке 24 пуговицы. На сколько костюмов хватит пуговиц?

Разнообразие видов устных упражнений бесконечное. Необходимо учитывать проблемы того или иного класса и отдельных учащихся и с учетом этого выбирать упражнения необходимого вида, способствующего развитию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет на уроках математики в 5-6 классах

Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....

Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Развитие познавательной активности на уроках математики у детей с нарушением интеллекта

Использование игрового материала и заданий, повышающие познавательную активность учащихся....

Значение формирования устного счета на уроках математики для детей девиантного поведения

Роль устного счета на уроках математике с учетом специфики обучающихся с девиантным поведением. Данная статья будет интересна для педагогов общеобразовательных школ....

Формирование жизненной компетенции на уроках математики у детей с нарушением интеллекта

Формирование математической компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта. Практика показывает, что многие выпуск...