Рабочая программа учителя - дефектолога для глухих обучающихся (Вариант 1.2)
рабочая программа

Манцерева Елена Борисовна

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с глухими обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_defekt_gluhie_19-20.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы

_________________ Н.Н.Овчинникова

«_____» августа 2019г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1411»

Рабочая программа учителя - дефектолога

для глухих обучающихся

Программу составила учитель – дефектолог  Е.Б. Манцерева

Срок действия программы до 01.09.2020

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с глухими обучающимися. Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
  • Приказ Минобрнауки РФ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 года №1598;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования глухих обучающихся, разработанная на основе ФГОС НОО глухих обучающихся. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);
  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конвенция ООН о правах  инвалидов;
  • Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.

      Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы глухих обучающихся и сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности глухих детей.

         Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся ГБОУ Школа №1411.

         Основные направления работы учителя-дефектолога:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • аналитическое;
  • консультативно-просветительское и профилактическое направление;
  • организационно-методическое.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения коррекционного курса – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта, опыта общения с людьми, обществом и природой.

 Содержание курса направлено на формирование личностного восприятия глухого обучающегося, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире на многообразном материале природы и культуры родного края. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Наряду с другими предметами НОО данный  курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности. Существенная особенность учебного предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.

Постоянное внимание при изучении указанного курса уделяется накоплению и систематизации у детей представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, формированию навыков правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе).

Основные задачи реализации содержания образовательного курса:  

-овладение основными представлениями об окружающем мире;

   осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;  

- формирование знаний о человеке;

  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  

- формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Основные содержательные линии курса: «Человек и общество» и «Человек и природа», которые, в свою очередь, включают ряд тематических разделов. Содержание разделов «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа», «Жизнь и деятельность человека» и др. направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социальной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в построении программы курса призвано воспитывать активное отношение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею.

Первое направление «Человек и общество» предусматривает практическое ознакомление, прежде всего, с ближайшим окружением, с жизнью и трудом людей; формирование духовно-нравственной, эстетической и коммуникативной культуры. Данное направление способствует социализации ребенка, включающей в себя, с одной стороны, усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Только сочетание этих двух составляющих будет способствовать становлению социальной компетентности ребенка. Виды деятельности обучающихся под педагогическим руководством: Экскурсии по школе, на пришкольный участок, в магазин (супермаркет, булочную), на рынок, на главную площадь города, к памятнику, по главной улице города (села), к строительству дома (издалека), в троллейбусный или автобусный парк, в метро, в парк. Наблюдения: за погодой и изменениями характеристик ее составляющих (температура воздуха, облачность, осадки, ветер); за сезонными изменениями в природе (распускание почек на ветках, принесенных в помещение ранней весной, поведение птиц и насекомых ближайшего окружения в осенневесенний период); за сменой времени суток (закат, рассвет, полная луна, месяц, звезды в ясную ночь, долгота дня); за домашними животными и аквариумными рыбками (особенности поведения, приемы ухода и безопасного обращения); за образцами правильного поведения в обществе и на природе, за собственным внешним видом; за изменениями настроения (собственного и окружающих) в связи с изменениями в погоде, самочувствии, во взаимоотношениях с людьми и др. Участие в работах на пришкольном участке, подкормка птиц зимой. Совместное приготовление к школьным праздникам, привлечение обучающихся к участию в общешкольных и внешкольных общественных мероприятиях. Наблюдения и элементарные практические опыты по изучению своей внешности, строения и особенностей своего организма (измерение роста, веса и пульса), познание своих возможностей восприятия окружающей действительности посредством различных органов чувств, ограничения и способов компенсации. Получение элементарных навыков пользования ИКТ. Участие в подборе материалов на заданную тему и подготовке проекта с привлечением информационно-коммуникационных технологий. Направления работы в рамках содержания предмета

Постоянное внимание при изучении указанного предмета уделяется накоплению и систематизации у детей представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, формированию навыков правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе). Ограниченное, а подчас и искаженное представление детей с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где ребенок живет, определяет необходимость построения курса таким образом, чтобы овладение знаниями у глухих школьников происходило при одновременном формировании речи и  словесного мышления. Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за окружающим, чем чаще педагог привлекает его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании мира, тем эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных качеств его личности, являющихся составной частью социальной адаптации. Изучение тем «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна» направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социальной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в построении программы курса призвано воспитывать активное отношение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; научить уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею. Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача второго направления. Изучение раздела «Родная природа» предусматривает ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями. В процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с некоторыми видами растений и животных, получают первоначальные сведения о внешнем виде, образе жизни, некоторых повадках животных, птиц, рыб, насекомых; усваивают основные, наиболее яркие отличительные признаки растений. Предусмотренные темы следует изучать не последовательно, а возвращаться уже на новом уровне к одной и той же теме несколько раз в течение года. Необходимо систематически обращаться к известному детям, напоминать о том, что уже было в их опыте, добавляя новое, обобщать и систематизировать усвоенное в разных условиях. Представления детей об объектах и явлениях живой и неживой природы не должны быть отрывочными, случайными. Необходимо все факты окружающей действительности показывать в разнообразных связях и отношениях: временных, пространственных, причинноследственных. Программа курса предусматривает и знание учащимися элементарных правил безопасности поведения в окружающей среде и условий, необходимых для ведения здорового образа жизни. Занятия предполагают развитие как разговорной, так и связной речи глухих школьников. Педагогу важно пробудить у детей интерес к самим объектам, поддержать у них активность в процессе наблюдения и практических действий, актуализировать имеющиеся представления. Работа над связной речью предполагает обучение детей излагать результаты наблюдений, описывать увиденные предметы, рассказывать об экскурсиях. Весь речевой материал учащиеся должны воспринимать слухозрительно. Ориентиром в отборе речевого материала и типов фраз служит программа по русскому языку и ППО. Предполагается расширение, углубление знаний учащихся о культуре общения. В учебном процессе используются различные методы, формы работы и наглядные средства обучения, ведется систематическая работа по развитию речи учащихся: накопление специальных терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную разговорную речь (диалогическую и монологическую). На занятиях под руководством учителя осуществляется непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов. В процессе изучения живой природы особое внимание должно быть уделено формированию умения описать тот или иной объект, его характерные особенности по определенному плану, выделив при этом наиболее существенные признаки. С этой целью рекомендуется широко использовать приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся (анализ, синтез, сравнение), и тщательно подбирать объекты для изучения. При изучении особенностей строения растений и животных, условий их жизни объекты, относящиеся к определенной систематической группе, рассматриваются одновременно, а не поочередно, что помогает учащимся быстрее и легче установить сходные и отличительные признаки. Сравнение изучаемых предметов и явлений природы, установление их сходных и отличительных признаков дают возможность постепенно подвести учащихся к начальным обобщениям, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты предполагают прежде всего готовность и способность ребенка с нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества.

Метапредметные результаты, связанные с освоением обучающимся с нарушением слуха универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивают овладение необходимыми компетенциями и межпредметными умениями.

Предметные результаты предполагают освоение обучающимися с нарушением слуха знаниевого компонента образования по образовательной области и предметным линиям, интегрирующим понятия и представления обучающегося в единую картину мира, а также формирование практических компетенций с учетом особенностей речевого развития.

Планируемые результаты начального общего образования глухих обучающихся (оцениваются по его завершении): • сформированность уважения к стране, ее истории и культуре, чувства гордости за победы и свершения России, уважительного отношения к родному краю, своей семье; • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; • освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных обучающемуся видов деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося), • овладение слухозрительным восприятием и воспроизведением лексики, связанной с организацией учебной деятельности, тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного курса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ коррекционного курса 1 класс, 66 занятий

  1. Человек и общество (36 занятий) О себе (16 занятий) Имя, фамилия. Моя семья. Состав семьи: мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, их имена. Заботливое отношение к членам семьи; выполнение посильных поручений в семье, совместные игры. Режим дня. Значение соблюдения режима дня. Элементарные правила личной гигиены. Уход за кожей и ногтями рук, ног. Уши, уход за ними. Нос, пользование носовым платком. Уход за зубами (когда и как чистить зубы, значение). Забота о здоровье, профилактика заболеваний в осенне-зимний период (как уберечься от простуды, значение подбора одежды в зависимости от погодных условий). Признаки болезни: температура, боль (головная, в горле и др.) и меры первой помощи. Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью. Имена друзей. Совместные игры. Игрушки, их названия, бережное пользование ими. Правила обращения со столовыми приборами, их названия. Этикет. Дом, где я живу. Мебель в комнате, столовой, спальне.

Я и школа (10 занятий) Я – школьник. Занятия детей в школе. Утро перед уроками. Как правильно сидеть за партой. Учебные вещи. Правила поведения в школе. Здание школы. Названия и назначение комнат: класс, спальня, кабинет врача, зал, библиотека, столовая. Наш класс (групповая комната). Мебель, игрушки, их названия, бережное пользование ими. Здание школы снаружи и внутри. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение. Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, уборщица, повар и др. Мои товарищи. Имена товарищей по классу, учителя, воспитателя. Культура взаимоотношений. Вежливые слова. Режим дня. Правила поведения во время занятий (внимательно следить за учителем, ответами товарищей). Поддержание порядка в классе. Выполнение обязанностей дежурного. Участие в коллективной работе по поиску и подбору информации на заданную тему.

Город, в котором я живу (4 занятия) Название города (села). Жилые постройки города (села), их различия. Ближайшее окружение школы: двор, сад, улица. Транспорт. Названия транспортных средств. Правила поведения детей в транспорте. Светофор, правила перехода улицы согласно сигналам светофора. Поведение детей на улице. Внимательность и осторожность при переходе улицы. Родная страна (3 ч) Наша Родина – Россия. Названия крупных городов. Москва – столица нашей страны. Праздники: День учителя, Новый год, 8 Марта, 1 Мая, День Победы. Участие детей в подготовке к праздникам.

II.Человек и природа (30 занятий) Родная природа (14 занятий) Времена года. Сезонные изменения в природе и погода (тепло, холодно, дождь, снег, ветер и др.). Природа ближайшего окружения. Ближайший к школе водоем (река, пруд, озеро). Грибы в лесу. Бережное отношение к окружающей природе. Восприятие красоты природы родного края. Погода в разные времена года (снегопад, таяние снега, листопад, ветер, дождь, гроза и др.). Хорошая и плохая погода. Выражение своего отношения к изменениям погоды.

Растительный мир (6 занятий) Растения на пришкольном участке, их названия. Названия нескольких деревьев, кустарников, трав и цветов. Сезонные изменения у растений (изменение окраски листьев, листопад). Комнатные растения, их названия. Плоды растений (фрукты и овощи), внешний вид и названия.

Животный мир (4 занятия) Домашние животные. Их названия. Птицы ближайшего окружения, их названия. Меры безопасности при уходе за домашними животными и общении с ними.

Жизнь и деятельность человека (6 занятий)  Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей. Занятия весной и осенью на природе. Поведение и занятия на улице, адекватные погодным условиям и сезонным изменениям. Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, срезка засохших листьев, пересадка). Забота об охране природы ближайшего окружения. Отношение человека к животным. Растения и животные живого уголка, условия их содержания. Подкормка птиц зимой, изготовление кормушек. Приятные эмоции от ухода за животными и растениями. Использование в пищу фруктов и овощей. Внешний вид опасных для здоровья грибов. Экскурсии на пришкольный участок, в парк, по школе, на ближайшую улицу.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс, 66 занятий в учебном году

Колич часов

Название темы

2

Моя семья.

2

Состав семьи: мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, их имена.

1

Игрушки, их названия, бережное пользование ими. Совместные игры

2

Имя, фамилия. Имена друзей.

2

Учебные вещи: названия, назначение, бережное использование

2

Я – школьник. Занятия детей в школе.

2

Здание школы снаружи и внутри. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение

2

Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, уборщица, повар и др.

1

Как отмечают праздник в школе. Поздравление учителей с праздником

2

Погода в разные времена года (снегопад, таяние снега, листопад, ветер, дождь, гроза и др.). Хорошая и плохая погода. Выражение своего отношения к изменениям погоды

1

Плоды растений (фрукты и овощи), внешний вид и названия

1

Растения на пришкольном участке, их названия. Названия нескольких деревьев, кустарников, трав и цветов. Сезонные изменения у растений (изменение окраски листьев, листопад)

2

Занятия людей на природе летом и осенью. Забота об охране природы ближайшего окружения

2

Осенняя одежда и обувь

2

Режим дня. Правила обращения столовыми приборами, их названия. Этикет.

2

Мебель

2

Помощь дома

2

Город, в котором я живу

2

Наша Родина – Россия. Названия крупных городов. Москва – столица нашей страны. Уголок родного края, где я живу

2

Праздник Новый год

2

Уход за питомцем

2

Зимняя одежда и обувь

2

Элементарные правила личной гигиены. Правила обращения со столовыми приборами, их названия

2

Имена друзей. Совместные игры.

2

Учебные вещи. Правила поведения в школе.

2

Элементарные правила личной гигиены. Режим дня. Этикет

2

Наш класс (групповая комната). Мебель, игрушки, их названия, бережное пользование ими

1

Праздник 8 Марта. Подготовка к празднику. Поздравление женщин

2

Времена года. Признаки зимы.

2

Птицы зимой

1

Домашние животные

1

Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей.

1

Уход за питомцем

1

Весенняя одежда и обувь

1

Элементарные правила личной гигиены. Уход за кожей и ногтями рук, ног

1

Уход за зубами. Как чистить зубы

1

Транспорт. Названия транспортных средств. Правила поведения детей в транспорте

1

Правила дорожного движения

1

Что бывает в праздник

1

Деревья и кустарники весной

1

Весенние цветы

Учебно-методические средства обучения

1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для первого класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 1994.

Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.

2. Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

3. Назарова Л.П.  Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.

5. «Ознакомление с окружающим миром. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» (авторы Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова)- М: Просвещение – 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя - дефектолога для обучающихся с ЗПР

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с  ЗПР....

Рабочая программа учителя - дефектолога коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1 (5-9 классы)

Данная программа - это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ (УО (ИН))....

Рабочая программа учителя – дефектолога для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, вариант 7.2) «Учимся – играя» 1 – 4 класс.

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей занятий  с обучающимися 1-4 класса с задержкой психического развития (ЗПР)....