РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для обучающихся 1 доп., 1-2 кл. на 2023-2024 учебный год Вариант 1
рабочая программа

Самофалова Оксана Алексеевна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchitelya-defektologa_variant_1.docx100.8 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

протокол от 29.09.2023 г. № 1

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом ОКОУ «Курская школа»

от 29.08.2023 г. № 01-02-196

Директор школы ________П.В. Сеин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-дефектолога

для обучающихся 1 доп., 1-2 кл.

на 2023-2024 учебный год

Вариант 1

Составитель:

Самофалова О.А.

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи коррекционной работы

3

1.3.

Принципы коррекционной работы и специфика ее организации

4

1.4.

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

5

1.5.

Общая характеристика программы

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.

Основные направления коррекционной работы дефектолога

8

2.2.

Содержание программы коррекционных занятий

11

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

14

3.1.

График организации образовательного процесса

14

3.2.

Перспективное тематическое планирование

15

3.3.

Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

19

3.4.

Материально-техническое оснащение рабочей программы

21

3.5.

Перечень наглядно-дидактических пособий

21

3.6.

Список используемой литературы

22

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений).

Рабочая программа коррекционных занятий с учителем-дефектологом  имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010;
  •  Устав ОКОУ «Курская школа».

Рабочая программа включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел раскрывает особенности детей с ментальными нарушениями, цели и задачи, принципы и подходы к реализации программы, и планируемые результаты по освоению программы. В содержательном разделе описывается деятельность учителя-дефектолога и основные технологии реализации программы (формы, методы, приемы, средства образования) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов. Организационный раздел включает в себя особенности работы в основных образовательных областях в разных видах деятельности, особенности организации предметно-пространственной развивающей среды.

1.2. Цели и задачи коррекционной работы

Целью рабочей программы коррекционной работы является создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими рабочей программы, преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Задачи коррекционной работы:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

организация индивидуальных и подгрупповых занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью;

оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

1.3. Принципы коррекционной работы и специфика ее организации

В основу формирования программы коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;

принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;

принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения обучающегося с учетом изменений в их личности;

принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы;

принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося и успешность его интеграции в общество.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие занятия); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.

В структуре психики ребенка с интеллектуальной недостаточностью в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.

При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.

Сенсорная сфера (ощущения, восприятия) малодифференцирована. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. При ментальных нарушениях восприятию свойственна малая обобщенность и замедленный темп. Отмечается узость объема и трудности восприятия пространства и времени. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты: конкретность, тугоподвижность. У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно. Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.

При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.

Процесс формирования навыков чтения у обучающихся своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушение осознанности чтения.

Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений. 

1.5. Общая характеристика программы

Программа составлена на основе методических рекомендаций и учебных пособий следующих авторов:

1. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. /Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития:учебное пособие: в 2 ч./ Краснояр. Гос. ун-т им. В.П. Астафьева-Красноярск, 2015-Ч.1.-276с.-Ч.2.-288с.

2. Мозгова В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. «Основы олигофренопедагогики»: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

3. Настольная книга педагога-дефектолога Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Дефектологические занятия позволяют стимулировать сенсорно-перцептивные и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей. Занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Обучающиеся с ОВЗ зачисляются на коррекционные занятия на основании заключения ПМПК.

Организационный период, предшествующий началу систематических занятий, рассчитан на первые 2 недели учебного года. Учитель-дефектолог проводит диагностику обучающихся с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений.

По итогам обследования, руководствуясь рекомендациями ПМПК, учитель-дефектолог комплектует состав учащихся, с которыми будет проводить индивидуальные занятия и подргупповые, определяя подходящий для каждого обучающегося коррекционный курс, рассчитанный на 14 часов обучения, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка и уровнем его актуального развития.

Занятия проводятся в индивидуальной форме и форме малых подгрупп продолжительностью 20 мин.

Учитель - дефектолог ведет работу в тесном контакте с учителями, воспитателями, логопедами, психологами и медицинскими работниками, а также вовлекает родителей в коррекционную работу с детьми.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность.

На занятиях используются словесные методы (рассказ, объяснение, беседа), а так же развивающие игры и упражнения, которые в учебном процессе оказывают благотворное влияние на развитие познавательной деятельности.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями.

Для более полного усвоения  учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются  элементы ИКТ.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности детей, предоставления обучающимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.

В основе коррекционно-дефектологических занятий лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Основные направления коррекционной работы дефектолога

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1) Диагностическая работа, обеспечивающая выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы, предполагающей осуществление:

а) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

б) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

в) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

сбор сведений об обучающемся у педагогических работников, родителей (законных представителей) (беседы, анкетирование, интервьюирование), психолого-педагогический эксперимент,

наблюдение за обучающимися во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с обучающимися, педагогическими работниками и родителями (законными представителями),

изучение работ обучающегося (тетради, рисунки, поделки).

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися).

2) Коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования, включает:

формирование на занятиях психологического климата комфортного для обучающихся;

разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

организацию и проведение специалистами индивидуальных и подгрупповых занятий, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе дефектологической работы используются следующие формы и методы работы: занятия индивидуальные и подгрупповые, игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики и технологии, беседы с обучающимися, организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование).

3) Консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся, включает:

консультирование педагогических работников по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся,

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогических работников, родителей (законных представителей), разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям (законным представителям).

4) Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия педагогических работников и обучающихся с их родителями (законными представителями), включает:

проведение тематических выступлений для педагогических работников и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

психологическое просвещение родителей (законных представителей) с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Программа занятий включает следующие основные направления:

коррекция и развитие когнитивной сферы;

коррекция и развитие психосоциальной сферы;

коррекция и развитие психомоторики.

Занятия проводятся на основе основных лексических тем.

Программа рассчитана на 3 года обучения (1 доп.,1, 2 классы).

В ходе реализации программы  достигаются следующие результаты:

  • сформированность осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
  • сформированность дифференцированной самооценки (постарался - не постарался, справился – не справился);
  • сформированность умения соотносить полученный результат с образцом;
  • сформированность способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
  • способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
  •  совершенствование мотивационно - целевой основы учебно-познавательной деятельности;
  • улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции;
  • способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;
  • способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;
  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
  •  способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более трех единиц запоминаемого;

способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики);

  • способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале.        

Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы может выражаться в уровневой шкале: 3 балла - значительная динамика, 2 балла - удовлетворительная динамика, 1 балл - незначительная динамика, 0 баллов - отсутствие динамики.

2.2. Содержание программы коррекционных занятий

Коррекция и развитие когнитивной сферы

1 доп. класс

1 класс

2 класс

  • Формирование рациональных приемов обследования предметов. Обучение восприятию предметов, их свойств.
  • Формирование умения сравнивать предметы; выбирать группу предметов по заданному признаку.
  • Развитие цветовосприятия и цветоразличения.
  • Формирование умения  использовать плоскостные и объемные геометрические фигуры.
  • Развитие всех органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
  • Формирование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности  посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, и на этой основе сравнивать предметы.
  • Развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых и речевых звуков в игровых упражнениях и играх.
  • Развитие зрительного внимания и памяти в работе по различным  лексическим темам.
  • Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение).
  • Увеличение объема словарного запаса.
  • Формирование пространственных представлений и ориентации
  • Совершенствование способов и  приемов обследования предметов.
  • Совершенствование умения сравнивать предметы и группы предметов; выбирать предмет или группу предметов по заданном у признаку.
  • Закрепление представления о  расположении цветов в радуге.
  • Развитие умения использовать  плоскостные и объемные  геометрические фигуры.
  • Дальнейшее развитие основных сенсорных систем и формирование на этой основе более точного восприятия внешнего мира.
  • Совершенствование процессов сенсомоторной интеграции    в игровой и трудовой деятельности, в   повседневной жизни.
  • Дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии звуков. Совершенствование умения различать  громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
  • Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе по различным лексическим темам.
  • Дальнейшее развитие мыслительных операций в упражнениях на сравнение, группировку, классификацию предметов и объектов сразу по нескольким заданным признакам и др.
  • Формирование наглядно-образного мышления.
  • Расширение словарного запаса по основным лексическим темам.
  • Развитие пространственных представлений и ориентации.
  • Дальнейшее  совершенствование способов и приемов обследования и сравнения предметов.
  • Совершенствование умения сравнивать группы предметов; выбирать группу предметов по заданному признаку или нескольким заданным признакам.
  • Совершенствование умения использовать плоскостные и объемные геометрические фигуры.
  • Дальнейшее развитие дифференцированности восприятия сенсорной информации, сенсомоторной координации.
  • Совершенствование зрительного внимания и памяти по различным лексическим темам.
  • Совершенствование слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков, «голосов природы».
  • Совершенствование мышления в упражнениях на сравнение, группировку, классификацию предметов и объектов сразу по нескольким заданным признакам.
  • Расширение словарного запаса по основным лексическим темам.
  • Дальнейшее развитие воображения, творческих способностей.
  • Формирование словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекция и развитие психосоциальной сферы

1 доп. класс

1 класс

2 класс

  • Формирование умения распознавания своих эмоциональных состояний. 
  • Формирование умения снимать эмоциональное и мышечное напряжение.
  • Формирование способности узнавать проявления различных эмоций.
  • Формирование невербальных способов общения.
  •  Формирование выдержки, произвольной регуляции деятельности.
  •  Формирование умения налаживать контакт с окружающими.
  • Воспитание положительных черт характера.

  • Развитие способности узнавать проявление различных эмоций и изображать их с помощью мимики.
  • Выражение своих эмоций в символической, образной форме.
  • Развитие умения оценивать собственные поступки.
  • Развитие умения налаживать контакт с окружающими.
  • Развитие положительных черт характера.
  • Развитие наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям, понимать свои.
  • Формирование умения рассказывать о своих эмоциях и схематично изображать их.
  • Формирование самоконтроля.
  • Развитие умения длительное время руководствоваться заданным правилом, осуществлять самоконтроль и контроль за действиями других.
  • Развитие самоконтроля.
  • Развитие выдержки, произвольной регуляции деятельности.
  • Развитие умения подражать действиям взрослого, развитие сосредоточенности.
  • Развитие умения действовать со взрослым сообща.
  • Развитие умения пользоваться этикетными словами, формирование вежливости в общении.

Коррекция и развитие психомоторики

1 доп. класс

1 класс

2 класс

  • Формирование автоматизированных и одновременных движений.
  • Формирование моторной активности, пластичности, координированности действий.
  • Повышение ритма, темпа движений.
  • Развитие двигательной активности и гибкости сгибательных и разгибательных мышц пальцев, согласованности  действий обеими руками.
  • Развитие быстроты и скорости движений, точности, направленности.
  • Развитие мелкой моторики, точности в движениях пальцев рук.
  • Формирование внутреннего контроля, умения переносить мелкие предметы с помощью пинцета из одной емкости в другую.
  • Развитие точности движений, усидчивости, аккуратности, сосредоточенности.
  • Развитие умения брать мелкие предметы щепотью.
  • Развитие тонкой моторики, точности и скорости движений, умея работать по образцу.
  • Развитие направленности движений, мышечной выносливости, умения копировать образец.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Формирование согласованных движений головы, туловища, глаз, рук и ног.
  • Развитие графических и автоматизированных движений.
  • Развитие сенсомоторной координации, темпа движений, соразмерности, мышечного тонуса.
  • Развитие направленности движений, реакции, динамической координации, моторной активности, точности и мышечной выносливости.
  • Развитие графических и автоматизированных движений, сенсомоторной координации, скорости реакции, быстроты и скорости движений, соразмерности, мышечного тонуса, мышечной выносливости.
  • Формирование согласованных движений головы, туловища, глаз, рук и ног.
  • Развитие синхронизированной  работы полушарий.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1 График организации образовательного процесса

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностическое обследование детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета

18 сентября – 8 мая

Подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию

13 мая – 20 мая

Итоговое (мониторинговое) диагностическое обследование детей. Заполнение документации

3.2. Перспективное тематическое планирование занятий

Календарно - тематический план коррекционной работы на 2023-2024учебный год

1 доп. класс

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

V неделя

Сентябрь

04.09 - 08.09.2023

11.09. – 15.09.2023

18.09. – 22.09.2023

25.09. – 29.09.2023

Мониторинг. Обследование уровня развития детей

Школа. Школьные принадлежности. Формирование приемов обследования предметов. Обучение восприятию предметов, их свойств, сравнение предметов по заданному признаку.

Осень. Признаки осени. Использование плоскостных и объемных геометрических фигур. Развитие цветовосприятия и цветоразличения.

Октябрь

02.10. – 06.10.2023

09.10. – 13.10.2023

16.10 – 20.10.2023

23.10. – 27.10.2023

30.10-06.11.2023

Лес. Деревья. Формирование умения воспринимать предметы и явления, выделять из свойства и качества, сравнивать.

Дары леса. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

Огород. Овощи. Развитие мыслительных операций.

Сад. Фрукты. Увеличение объема словарного запаса.

Каникулы

Ноябрь

07.11. – 10.11.2023

13.11. – 17.11. 2023

20.11. – 24.11.2023

27.11. – 01.12.2023

Домашние животные и их детеныши. Формирование пространственных представлений и ориентации.

Дикие животные и их детеныши. Формирование умения распознавания и узнавания различных эмоций

Домашние птицы. Формирование невербальных способов общения. Формирование выдержки, произвольной регуляции деятельности.

Дикие птицы. Формирование умения налаживать контакт с окружающими. Воспитание положительных черт характера.

Декабрь

04.12 – 08.12.2023

11.12 – 15.12.2023

18.12 – 22.12.2023

25.12 – 29.12.2023

Зима. Признаки зимы. Формирование моторной активности, пластичности, повышение ритма, темпа движений.

Зимние забавы. Развитие двигательной активности и гибкости мышц пальцев рук, согласованности действий обеими руками.

В гостях у сказки. Развитие быстроты, скорости, точности, направленности движений.

Новый год у ворот! Формирование внутреннего контроля, умения переносить мелкие предметы, развитие точности движений.

Январь

01.01. – 08.01.2024

09.01 – 12.01.2024

15.01. – 19.01.2024

22.01. – 26.01.2024

29.01.-02.02.2024

Каникулы

Человек. Части тела. Формирование приемов обследования предметов. Обучение восприятию предметов, их свойств, сравнение предметов по заданному признаку.

Одежда. Использование плоскостных и объемных геометрических фигур. Развитие цветовосприятия и цветоразличения.

Обувь. Формирование умения воспринимать предметы и явления, выделять из свойства и качества, сравнивать.

Дом. Части дома. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

Февраль

05.02. – 09.02.2024

12.02. – 16.02.2024

19.02. – 22.02.2024

26.02. – 01.03.2024

Мебель. Развитие мыслительных операций.

Каникулы

День Защитников Отечества. Увеличение объема словарного запаса.

Посуда. Формирование пространственных представлений и ориентации.

Март

04.03 – 07.03.2024

11.03. – 15.03.2024

18.03. – 22.03.2024

25.03-29.03.2024

8 Марта. Семья. Формирование умения распознавания и узнавания различных эмоций

Профессии. Формирование невербальных способов общения. Формирование выдержки, произвольной регуляции деятельности.

Каникулы

Продукты питания. Формирование умения налаживать контакт с окружающими. Воспитание положительных черт характера.

Апрель

01.04. – 05.04.2024

08.04. – 12.04.2024

15.04.– 19.04.2024

22.04.– 26.04.2024

Бытовая техника. Формирование моторной активности, пластичности, повышение ритма, темпа движений.

День космонавтики. Развитие двигательной активности и гибкости мышц пальцев рук, согласованности действий обеими руками.

Весна. Признаки весны. Развитие быстроты, скорости, точности, направленности движений.

Транспорт. Виды транспорта. Формирование внутреннего контроля.

Май

02.05. - 03.05.2024

06.05. – 08.05.2023

13.05.– 17.05.2023

Четыре времени года. Лето. Формирование умения переносить мелкие предметы.

День Победы. Развитие точности движений.

Итоговый мониторинг. Обследование уровня развития детей

Перспективный тематический план коррекционной работы на 2023-2024учебный год

1 класс

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

V неделя

Сентябрь

04.09 - 08.09.2023

11.09. – 15.09.2023

18.09. – 22.09.2023

25.09. – 29.09.2023

Мониторинг. Обследование уровня развития детей

Школа. Школьные принадлежности. Совершенствование способов и приемов обследования предметов, умения сравнивать.

Осень. Признаки осени. Закрепление представления о расположении цветов в радуге. Развитие умения использовать геометрические фигуры.

Октябрь

02.10. – 06.10.2023

09.10. – 13.10.2023

16.10 – 20.10.2023

23.10. – 27.10.2023

30.10-06.11.2023

Лес. Деревья. Развитие основных сенсорных систем, совершенствование процессов сенсорной интеграции.

Дары леса. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

Огород. Овощи. Развитие мыслительных операций. Формирование наглядно-образного мышления.

Сад. Фрукты. Расширение словарного запаса.

Каникулы

Ноябрь

07.11. – 10.11.2023

13.11. – 17.11. 2023

20.11. – 24.11.2023

27.11. – 01.12.2023

Домашние животные и их детеныши. Развитие пространственных представлений и ориентации.

Дикие животные и их детеныши. Развитие способности узнавать эмоции и изображать их с помощью мимики в символической и образной форме.

Домашние птицы. Развитие умения оценивать свои поступки, налаживать контакт с окружающими.

Дикие птицы. Развитие наблюдательности, способности определять эмоции по схемам. Формирование самоконтроля.

Декабрь

04.12 – 08.12.2023

11.12 – 15.12.2023

18.12 – 22.12.2023

25.12 – 29.12.2023

Зима. Признаки зимы. Развитие умения брать мелкие предметы щепотью. Развитие точности, скорости движений.

Зимние забавы. Синхронизация работы полушарий. Развитие направленности движений, мышечной выносливости, умения копировать образец.

Зимние виды спорта. Формирование согласованных движений тела, развитие графических и автоматизированных движений.

Новый год у ворот! Развитие сенсомоторной координации, темпа движений, соразмерности, мышечного тонуса.

Январь

01.01. – 08.01.2024

09.01 – 12.01.2024

15.01. – 19.01.2024

22.01. – 26.01.2024

29.01.-02.02.2024

Каникулы

Человек. Части тела. Совершенствование способов и приемов обследования предметов, умения сравнивать.

Одежда. Закрепление представления о расположении цветов в радуге. Развитие умения использовать геометрические фигуры.

Обувь. Развитие основных сенсорных систем, совершенствование процессов сенсорной интеграции.

Дом. Части дома. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

Февраль

05.02. – 09.02.2024

12.02. – 16.02.2024

19.02. – 22.02.2024

26.02. – 01.03.2024

Мебель. Развитие мыслительных операций. Формирование наглядно-образного мышления.

Каникулы

День Защитников Отечества. Расширение словарного запаса.

Посуда. Развитие пространственных представлений и ориентации.

Март

04.03 – 07.03.2024

11.03. – 15.03.2024

18.03. – 22.03.2024

25.03-29.03.2024

  • 8 Марта. Развитие способности узнавать эмоции и изображать их с помощью мимики в символической и образной форме.

Профессии. Развитие умения оценивать свои поступки, налаживать контакт с окружающими.

Каникулы

Продукты питания. Развитие наблюдательности, способности определять эмоции по схемам. Формирование самоконтроля.

Апрель

01.04. – 05.04.2024

08.04. – 12.04.2024

15.04.– 19.04.2024

22.04.– 26.04.2024

Бытовая техника. Развитие умения брать мелкие предметы щепотью. Развитие точности, скорости движений.

День космонавтики. Синхронизация работы полушарий. Развитие направленности движений, мышечной выносливости, умения копировать образец.

Весна. Признаки весны. Формирование согласованных движений тела, развитие графических и автоматизированных движений

Транспорт. Развитие сенсомоторной координации.

Май

02.05. - 03.05.2024

06.05. – 08.05.2023

13.05.– 17.05.2023

Четыре времени года. Лето. Развитие темпа движений.

День Победы. Развитие соразмерности движений и мышечного тонуса.

Итоговый мониторинг. Обследование уровня развития детей

Перспективный тематический план коррекционной работы на 2023-2024учебный год

2 класс

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

V неделя

Сентябрь

04.09 - 08.09.2023

11.09. – 15.09.2023

18.09. – 22.09.2023

25.09. – 29.09.2023

Мониторинг. Обследование уровня развития детей

Школа. Школьные принадлежности.

Осень. Признаки осени.

Октябрь

02.10. – 06.10.2023

09.10. – 13.10.2023

16.10 – 20.10.2023

23.10. – 27.10.2023

30.10-06.11.2023

Лес. Деревья.

Дары леса.

Огород. Овощи.

Сад. Фрукты.

Каникулы

Ноябрь

07.11. – 10.11.2023

13.11. – 17.11. 2023

20.11. – 24.11.2023

27.11. – 01.12.2023

Домашние животные и их детеныши.

Дикие животные и их детеныши.

Домашние птицы.

Дикие птицы.

Декабрь

04.12 – 08.12.2023

11.12 – 15.12.2023

18.12 – 22.12.2023

25.12 – 29.12.2023

Зима. Признаки зимы.

Зимние забавы.

Зимние виды спорта.

Новый год у ворот!

Январь

01.01. – 08.01.2024

09.01 – 12.01.2024

15.01. – 19.01.2024

22.01. – 26.01.2024

29.01.-02.02.2024

Каникулы

Человек. Части тела.

Одежда.

Обувь.

Дом. Части дома.

Февраль

05.02. – 09.02.2024

12.02. – 16.02.2024

19.02. – 22.02.2024

26.02. – 01.03.2024

Мебель.

Уход за жилищем.

День Защитников Отечества.

Посуда.

Март

04.03 – 07.03.2024

11.03. – 15.03.2024

18.03. – 22.03.2024

25.03-29.03.2024

  • 8 Марта.

Профессии.

Каникулы

Продукты питания.

Апрель

01.04. – 05.04.2024

08.04. – 12.04.2024

15.04.– 19.04.2024

22.04.– 26.04.2024

Бытовая техника.

День космонавтики.

Весна. Признаки весны.

Транспорт.

Май

02.05. - 03.05.2024

06.05. – 08.05.2023

13.05.– 17.05.2023

Четыре времени года. Лето.

День Победы.

Итоговый мониторинг. Обследование уровня развития детей

3.3. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

Взаимодействию с семьями обучающихся уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ментальными нарушениями и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально - психологической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Как показывает опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально - психологическая поддержка. Работа с родителями включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе, оказание консультативной и практической помощи.

Основная цель работы с родителями – своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.

При работе с семьями решаются следующие задачи:

оказание практической и теоретической помощи родителям обучающихся через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

развитие детско-родительских отношений;

совершенствование коммуникативных форм поведения;

формирование навыков адекватного общения с окружающим миром;

использование с родителями различных форм сотрудничества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

информирование;

индивидуальное консультирование;

семейное консультирование;

организация работы родительских и детско-родительских групп;

вовлечение родителей в проектную деятельность;

тематические родительские собрания.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Родительские  собрания,

мероприятия

Цель

Консультации

Беседы

сентябрь, октябрь

Родительское  собрание:

«Коротко о  главном!»

Информирование родителей  о  специфике работы учителя - дефектолога, повышение интереса родителей к коррекционной работе с  детьми

Специфические особенности с ментальными нарушениями

Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики

ноябрь декабрь

Индивидуальная и подгрупповая  работа

«Особый ребенок –  особое отношение»

Информирование родителей о влиянии семейного  воспитания на эмоциональное развитие  ребенка

Как сделать скучное  интересным

Беседа с родителями о важности выполнения рекомендаций дефектолога

январь февраль

Индивидуальная и

подгрупповая  работа

«Совместный полезный досуг»

Ознакомление родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие высших психических функций

Мониторинг   успеваемости

Ознакомление родителей с динамикой психического развития своего ребёнка.

Индивидуальные рекомендации по развитию мыслительной деятельности ребенка

март

Индивидуальная и

подгрупповая работа

«Коротко о главном»

Ознакомление  родителей с игровыми упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики

Мир под рукой (пальчиковые игры, самомассаж кистей рук)

Беседа с родителями о важности развития мелкой моторики. Индивидуальные рекомендации дефектолога.

апрель май

Родительское  собрание

(по результатам года)

«Нужно ли  заниматься летом?»

Показать важность продолжения коррекционно- развивающей работы с детьми в летний период  по индивидуальным рекомендациям

Рекомендации на летний  период

Игры летом

Индивидуальные беседы с родителями о динамике  развития ребенка.

3.4. Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Предметно-развивающая среда кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, позволяет с помощью различных зон развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом их наклонностей, интересов, уровня активности:

рабочее место специалиста (рабочий стол, стул, монитор, системный блок, колонки, принтер, рабочая документация);

учебную зону, которая обеспечивает место для индивидуальных коррекционных занятий и для занятий в подгруппах, и содержит: столы и стулья, настенная доска для размещения наглядных пособий;

двигательную зону рабочего кабинета, которая обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр;

игровую зону рабочего кабинета, которая обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствие с возрастом детей.

3.5. Перечень наглядных дидактических пособий, используемых на коррекционно-развивающих занятиях

1. Набор объемные геометрические фигуры.

2. Планшет «Шнуровка»

3. Головоломка рамка-вкладыш «Чедесный круг»

4. Методика Б.П. Никитина для развития мышления «Сложи квадрат» уровень «3».

5. «Учимся считать до 100» книжка-лото наглядное пособие.

6. Деревянные цветные счетные палочки набор 50шт.

7. Пазлы «Геометрические фигуры».

8. Пазлы «Буквы».

9. «Счеты первоклассника»-наглядное пособие.

10. Кубики.

11. Игра серии «Учись играя» - Кто где живет?

12. Наборы раздаточных карточек: «Объемные фигуры», «Профессии», «Насекомые», «Чувства и эмоции», «Овощи», «Противоположности», «Большой-маленький», «Времена года», «Один-много», «Транспорт», «Мебель», «Деревья», «Мир морей и океанов», «Деревья», «Он,она,оно,они».

13. «Учись считать» - касса цифр и счетного материала.

14. Набор счетного материала «Геометрические фигуры».

15. Наглядно-дидактические пособия: «Грамматика в картинках -словообразование», «Рассказы по картинкам», «Предметы и контуры», «Времена года», «Грамматика в картинках - говори правильно», «Математика», «Память».

16. Развивающие карточки «Мама и малыш».

17. Игра логическая «4 в ряд».

18. Трафареты.

19. Пластилин, карандаши.

20. Разрезные картинки.

21. Карточки «Что сначала, что потом».

22. Карточки «Четвертый лишний», «Множества», «Времена года», «Лабиринты», «Запутанные дорожки», «Точки», «Корректурная проба», «Предлоги», «Мнемотаблицы», «Азбука», «Таблица умножения», «Схемы- упражнения для развития межполушарного взаимодействия».

23. Дидактическая игра «Бусины».

24. Игра «Колесо звуков».

25. Игра «Логическое математическое».

3.6. Список используемой литературы

1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.

2. Векшина Т.В Алимпиева М.Н. Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы - М., Владос, 2016.

3. Козырева Л.М. Как подружиться с математикой -Ярославль, Академия развития,  2002.

4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: Причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 1997.

6. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников - Ярославль: Академия развития,1998.

7. Мозгова В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики: учеб.пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.

8. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром – Москва, 2006 г.

9. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития.

10. Упифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11. Сычева Г.Н. Фонетический разбор - Ростов на Дону, Феникс, 2015.

12. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба и игра: Математика -Ярославль: Академия развития,1997.

13. Тихомирова Л.Ф. Логика дети 5-7 лет, Ярославль, Академия развития, 2000.

14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя - дефектолога для глухих обучающихся (Вариант 1.2)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с глухими обучающимися....

Рабочая программа учителя - дефектолога коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1 (5-9 классы)

Данная программа - это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ (УО (ИН))....

Рабочая программа учителя – дефектолога для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, вариант 7.2) «Учимся – играя» 1 – 4 класс.

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей занятий  с обучающимися 1-4 класса с задержкой психического развития (ЗПР)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности по «Мордовскому фольклору» для 6 класса 2023 – 2024 учебный год

laquo;Мордовскяй фольклор « дисциплинать содержанияц. 1-це разделсь. Фольклорсь. Мезе сон тяфтамсь и мезе теенза сувафневи?Терминологиясь.Мокшэрзянь народть устно-поэтическяй ликоц.Фолькло...

Рабочая программа с КТП по«литературе» для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа в 11 классе, 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа в 11 классе, 2023-2024 учебный год. УМК А.Г. Мордкович...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для обучающихся 1 доп., 1-2 кл. на 2023-2024 учебный год Вариант 2

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а такж...