Методические рекомендации к рабочей тетради
методическая разработка

Митрофанова Валерия Александровна

Методические рекомендации к рабочей тетради по коррекции зрительно-моторных ошибок чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью вторых классов  на логопедических занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_k_rabochey_tetradi.docx79.24 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное  казенное общеобразовательное учреждение Свер

дловской области «Нижнетагильская школа-интернат № 1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Методические рекомендации к рабочей тетради

по коррекции зрительно-моторных ошибок чтения

у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

вторых классов  на логопедических занятиях.

        

Составитель:

учитель В.А. Митрофанова

Нижний Тагил

2018

Содержание

                                                                                        Стр.

  1. Развитие и коррекция зрительных функций
  1. Идентификация (опознание) изображений.

1.2.        Перцептивное моделирование — воссоздание целостного образа из частей.

1.3.        Опознание «зашумленных» изображений.

II.        Развитие и коррекция зрительно-пространственных функций и зрительно-моторной координации

2.1. Развитие зрительно-пространственных функций.

2.1.1. Уточнение представлений детей о схеме собственного тела.

2.1.2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

2.1.3. Развитие ориентировки на плоскости листа.

2.1.4.Развитие ориентировки в пространственных признаках изображений и букв.

2.2. Развитие квазипространственных функций.

2.3. Развитие зрительно-моторной координации.

3

3

4

5

6

6

6

7

8

9

10

12

В начале года логопед на вводном уроке объясняет детям цель логопедических занятий, знакомит с распорядком работы и основными правилами поведения на уроке. Организуя работу учащихся на занятии, педагог следит за выполнением этих правил. Логопедическое занятие должно иметь четкую структуру, к которой школьники привыкают и которая способствует оптимизации их учебной деятельности. Урок начинается с организационного момента, во время которого учитель дает возможность школьникам переключиться с игровой ситуации на перемене на учебную ситуацию. На данном этапе и можно предложить детям выполнить то или иное задание из рабочей тетради. Упражнения подбираются от простого к сложному. Вначале при выполнении детьми нового задания, логопед организует пошаговое следование его устной инструкции, следит за одновременной работой всей группы, предупреждает импульсивные действия одних учеников и отставание других.

  1. Развитие и коррекция зрительных функций.

Данное направление предполагает развитие у младших школьников всего комплекса зрительных функций: зрительного восприятия и представлений, зрительного внимания и памяти.

Поскольку трудности запоминания и актуализации зрительного образа буквы, смешения оптически сходных букв при чтении встречаются в основном в начальном периоде обучения, развитие зрительных функций как отдельное направление предупреждения и коррекции дислексии и дисграфии актуально для учащихся 1–3-го класса.

По мнению Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной (2001), формирование зрительных функций у детей 6–8 лет может включать несколько методических блоков. Сами блоки состоят из заданий, ориентированных на формирование различных аспектов зрительного восприятия. Эти упражнения включаются в логопедические занятия по различным темам, соответствующим школьной программе.

  1. Первый методический комплекс включает задания на идентификацию (опознание) изображений.

Школьникам предлагаются для опознания черно-белые, контурные, схематические изображения предметов, и производится сравнение их с реальными изображениями. Сличение реальных объектов и их обобщенных изображений помогает ребенку выделить значимые признаки предметов, направляет его внимание на сканирование контура, организует перцептивное поле, формирует зрительные представления.

На этом же этапе работы проводится выделение значимых признаков букв, которому способствуют задания на сопоставление образов печатных и рукописных букв. Сначала детям предлагается совместить печатную букву с соответствующей рукописной, прописную со строчной, а затем вербализовать найденные сходство и различия.

Оречевление воспринимаемой зрительно информации, описание существенных признаков предметов и букв, их сходства и различия является важной составляющей развития зрительных функций, формирует зрительные представления и связь «образ — слово».

Рассмотрим некоторые упражнения, которые могут выполняться на данном этапе.

  1. Найти дом, чертеж которого изображен на первой карточке.
  2. Найти соответствующее реальному контурное изображение.
  3. Угадать, какие подарки приготовил Дед Мороз для детей.
  4. Подобрать пару, совместив реальное изображение с черно-белым.
  5. «Дорисовать» круг, квадрат, треугольник, овал до какого-нибудь предмета. При этом внимание уделяется передаче существенных признаков предмета.
  6. Найти две одинаковые картинки в каждом ряду.
  7. Найти и обвести в кружок все буквы «Т».
  8. В каждой строке найти две буквы, написанные одинаково.
  9. Разделить буквы на группы так, чтобы написание букв в каждой группе было похожим.
  10. Найти буквы, состоящие из одинакового количества элементов — «палочек».
  11. Подобрать пару, совместив печатную букву с рукописной (задание может выполняться как игра в лото).
  12. Прочитать в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв (читать слева направо).
  13. Сравнить прописную и строчную буквы.

  1. Следующим комплексом упражнений является перцептивное моделирование — воссоздание целостного образа из частей.

Задания на перцептивное моделирование следует предъявлять в порядке увеличения сложности, учитывая зону ближайшего развития каждого ребенка. Наиболее простыми формами заданий являются складывание изображений из симметричных частей, нахождение половинок симметричных объектов среди нескольких (расположенных обычным образом и развернутых на 30°, 90°, 180°). Более сложной формой упражнений является составление целого из 3–20 частей (например, складывание пазлов). Все эти задания могут выполняться как реальное складывание и как бланковое, когда ребенок соединяет линиями нужные части изображения на листе бумаги. На бланке части предметов могут располагаться с сохранением пространственного расположения относительно друг друга или с его изменением так, что для получения целостного изображения требуется их «мысленное вращение». Постепенно переходят от воссоздания образов знакомых предметов к воссозданию из элементов печатных и рукописных букв. Для закрепления зрительного образа букв детям предлагается опознать недописанные буквы (и слова), составить букву из элементов. Необходимо учитывать, что буквы как графические объекты обладают различной степенью сложности. Начинать работу целесообразно с букв, имеющих две оси симметрии (О, о, Н, н, Х, х, Ж, ж). Затем можно обратиться к буквам, имеющим вертикальную ось симметрии (А, Д, д, Л, л, Ш, ш, М, м), горизонтальную ось симметрии (З, з, С, с, К, к, Э, э, Ю, ю, Е, е) и, наконец, несимметричным (Б, б, Г, г, Я, я, У, у, И, и, Ч, ч, Щ, щ, Ц, ц).

Примеры заданий:

  1. Соединить части.
  2. Найти и соединить линиями части изображений (бланковое складывание):

а) картинки с изображением половинок симметричных предметов, развернутых на 30°, 90°.

б) картинки с изображением частей несимметричных предметов (контурное изображение).

  1. Дорисовать симметричный предмет до целого.
  2. Дорисовать по клеточкам симметричный предмет до целого.
  3. Собрать букву из двух половинок.
  4. Собрать как можно больше букв из двух, трех, четырех палочек
  5. Собрать рукописную букву из элементов.
  6. Узнать и дописать недорисованную букву.
  7. Догадаться, какое слово написано на сложенной карточке
  8. Угадать, какие слова были написаны на доске до того, как начали уборку.

  1. Следующим блоком упражнений можно считать опознание «зашумленных» изображений.

«Зашумление» состоит в перечеркивании изображений, наложении контурных изображений друг на друга, расположении изображений на сложном, конкурирующем фоне. Важно подобрать соответствующий уровень сложности заданий. Эти задания развивают как зрительный гнозис, так и зрительное внимание, помехоустойчивость зрительного восприятия. Поскольку любой напечатанный текст представляет собой «зашумленные» условия для опознания букв, в коррекционной работе используют упражнения на нахождение букв среди других в тексте, а также различные шрифты, интервалы и цвет букв. Важной частью работы является чтение слоговых таблиц, слов с оптически сходными буквами. Рассмотрим упражнения по опознанию зашумленных изображений и букв.

  1. Назвать изображенные на картинках предметы.
  2. Найти и сосчитать всех черепах.
  3. Найти всех морских обитателей.
  4. Найти все изображения на картинке.
  5. Найти и назвать буквы.
  6. Обвести цветными карандашами все буквы, которые «перепутались».
  7. Какие буквы высыпались из коробки?
  8. Найти все буквы, которые спрятались на картинке.
  9. Прочитать слова, которые зачеркнул ученик.
  10. Прочитать буквы на флаге.
  11. Прочитать загадки, если нужно выделяя границы слов карандашом:
  12. Найти и зачеркнуть в тексте все буквы П.
  13. Вычеркнуть в тексте буквы П и Н (Ц-Щ, Г-Т и т.д.).
  14. Чтение слоговых таблиц с оптически сходными буквами. Сначала ребенок старается прочитать таблицу без ошибок. Затем читает таблицу на время. Следующим вариантом работы будет поиск в таблице слога по заданию педагога. Даётся установка на быстрый поиск и прочтение.
  15. Чтение цепочек слогов с оптически сходными буквами.

Развитие зрительной памяти при коррекции нарушений чтения и письма обязательно предполагает упрочение зрительного образа буквы. Для закрепления зрительного представления о букве используются дополнительные мнемонические приемы: соотнесение буквы со сходным по форме предметом (желательно, чтобы название предмета начиналось с соответствующей буквы), вербализация образов букв с помощью коротких двустиший.

В – как в варежке рука.

Будешь знать наверняка.

У – улитка на дорожке,

Кверху вытянула рожки.

Плачет С, простая сушка.

Съела правый бок норушка.

Буква Д стоит, как дом.

Кто хозяин в доме том?

Буква П известна мне,

Как дверной проем в стене.

Буква Ж ползет, как жук;

Издает такой же звук.

В детской литературе можно найти множество подобных коротких стихотворений (С. Маршак, С. Михалков, А. Шибаев и др.)

Можно предложить учащимся самостоятельно разработать приемы запоминания букв, попросив «дорисовать» букву до какого-нибудь предмета.

С целью актуализации зрительного образа буквы и закрепления его связи с названием буквы можно использовать задания на узнавание буквы с закрытыми глазами. Логопед дает ребенку в руки картонную букву и просит узнать ее на ощупь.

Другим вариантом задания будет отгадывание с закрытыми глазами буквы, которую логопед «написал» на ладошке ребенка. Можно выполнять такие задания по цепочке, так чтобы каждый ребенок угадывал следующую букву слова.

С интересом школьники выполняют задания на конструирование букв из палочек или на выкладывание их из веревки. Такие задания также способствуют актуализации и закреплению зрительного образа буквы.

Можно попросить детей перечислить по памяти печатные буквы, которые состоят из двух, трех, четырех палочек.

  1. Развитие и коррекция зрительно-пространственных функций и зрительно-моторной координации

Данное направление коррекционной работы предполагает развитие межанализаторных связей и включает:

2.1. развитие зрительно-пространственных функций;

2.2. развитие квазипространственных функций;

2.3. развитие зрительно-моторной координации.

  1. Развитие зрительно-пространственных функций.

Как указывают Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова и др., в процессе логопедической работы необходимо учитывать закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе. Учет этих закономерностей позволяет выделить следующие этапы развития зрительно-пространственных функций у детей с дисграфией и дислексией.

  1. Уточнение представлений детей о схеме собственного тела. Логопед проводит работу по дифференциации правой и левой частей тела. В том случае, если все учащиеся логопедической группы праворукие, в коррекции можно опираться на определение ребенком ведущей руки.

Школьники должны научиться: а) совершать различные действия правой, левой рукой; б) соотносить другие части тела с правой, левой рукой; в) выполнять по инструкции сложные действия, требующие одновременного участия правой и левой сторон тела; г) усвоить речевые обозначения сторон собственного тела.

На данном этапе обучения можно предлагать детям такие задания:

  • Показать правую, левую руку.
  • Дотронуться правой (левой) рукой до различных предметов по заданию логопеда.
  • По команде показать правый глаз, левую бровь, правый висок, правое ухо и т.д.
  • Логопед просит дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена и т.д.
  • Логопед показывает на определенную часть тела, ребенок должен назвать ее: «правая рука», «левое ухо» и т.д.

Безусловно, эти и другие описанные ниже упражнения не составляют урока, а могут быть включены в состав нескольких уроков, посвященных другим темам. Подобные упражнения могут выполняться детьми в ходе организационного момента в начале или на физкультминутке в середине урока.

  1. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Осознание учащимися схемы тела позволяет им перенести усвоенные навыки на окружающее пространство. Причем развитие ориентировки в окружающем пространстве начинается именно с вертикальной плоскости, поскольку она представляет для школьников меньшую трудность, чем ориентация на листе бумаги. Детей учат различать правую и левую стороны в пространстве относительно себя; ориентироваться в схеме тела стоящего напротив человека; в пространственном расположении и последовательности предметов.

На данном этапе нужно уточнить понимание и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Чрезвычайно важно обучить детей правильной стратегии сканирования перцептивного поля: сверху вниз, слева направо, так как именно такие направления зрительного слежения и движений руки характерны для русского чтения и письма. Логопед на занятии следит за тем, чтобы ряд картинок или любой другой стимульный материал назывался детьми в правильной последовательности — слева направо и сверху вниз. Следует избегать как устных, так и письменных упражнений, которые могут «тренировать» ребенка в использовании обратных направлений зрительного слежения, так как это лишь провоцирует ошибки типа перестановок, персевераций и антиципаций.

Для облегчения ориентировки в пространстве применяются вспомогательные приемы, например, расположение букв Л и П в левом и правом углах доски.

Рассмотрим возможные на данном этапе коррекционной работы упражнения, которые описаны в методической литературе (И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева и др.):

  1. Школьников просят назвать предметы, расположенные слева или справа от них.
  2. На наборном полотне учащихся просят расположить картинку в определенном месте среди других картинок: слева от вишенки, но справа от грибка; справа от груши и справа от яблока; между мячом и домом. Для этого упражнения нужно использовать картинки с изображением неодушевленных предметов, так как в случае с людьми или животными просьба расположить картинку справа или слева от них может на данном этапе работы запутать учеников. Расположение правой и левой частей тела у одушевленных объектов, расположенных лицом к зрителю, нуждается в специальном объяснении и демонстрации. Предлагается таблица, состоящая примерно из 36 ячеек. В каждой ячейке находится предметная картинка. Ученик «загадывает» картинку и описывает ее местонахождение в таблице, например: под лампой, над щеткой, справа от облака, слева от книги.
  3. Логопед, стоя спиной к ученику, берет его правой рукой за правую руку. Учащиеся обращают внимание на то, что у человека, стоящего спиной к ним, расположение правой и левой частей тела совпадает с их собственным. Затем логопед, не отпуская руки ребенка, поворачивается к нему лицом. Такая демонстрация легко позволяет детям сделать вывод о том, что у стоящего к ним лицом человека расположение правых и левых частей тела перекрестно их собственному. После этого логопед, стоя лицом к ученикам, просит показать его левую руку, правую ногу и т.д. Учащимся предлагается рассмотреть две картинки, расположенные на доске: на одной картинке девочка стоит спиной к зрителю, на другой — лицом. Школьники должны показать правую руку, левую ногу девочки сначала на первой, а затем на второй картинке. Это задание может выполняться и в другом варианте — детей просят назвать часть тела, которую показывает логопед на картинке: правая рука, левый глаз и т.д.
  4. Показать на картинках правые и левые детали: правый карман, левый рукав, след от правого ботинка и т.д. (И.Н. Садовникова, 1995).
  5. Игра «Капризный фотограф» (А.В. Семенович, 2007). Учитель изображает фотографа, который никак не может расставить людей для группового снимка. Дети по команде переставляют фигурки: мальчика слева от дедушки, маму справа от сына и т.д.
  6. Педагог, стоя напротив учащихся, показывает им определенное действие: поднимает левую руку, поднимает правую руку, дотрагивается правой рукой до правого уха, дотрагивается левой рукой до правого колена и т.д. Дети должны выполнить действия той же рукой.
  7. Назвать часть тела, которую показывает логопед на кукле: левый глаз, правое ухо, правая нога и т.д.

  1. Развитие ориентировки на плоскости листа.

Необходимость этого этапа коррекции и его очередность обусловлены имеющимися у школьников трудностями ориентации на плоскости листа, которая требует перешифровки, прежде всего, понятий «верх» — «низ». Кроме того, дети должны располагать объект на плоскости, учитывая его место в системе координат «верх» — «низ» и «право» — «лево». Поэтому особое внимание нужно уделять развитию ориентировки в тетрадном листе: освоению понятий «верхняя строка»; «следующая строка»; «начало», «середина и конец строки»; «верхняя линия» и «нижняя линия строки». На первых занятиях с первоклассниками педагог следит за тем, чтобы все ученики овладели последовательностью и правилами заполнения тетрадного листа письменными упражнениями. Так, для облегчения ориентации учащихся в пространстве листа на начальных этапах работы логопед может выделять место для подписи числа, а также начало рабочей строки точкой. Непосредственно перед записью обязательно обсуждается, где пишется число (посередине строки), на какой строке ведется дальнейшая запись (что такое следующая строка). Постепенно ученики начинают сами «готовить» свою тетрадь к классной работе — ставить точку на первой рабочей строке, пропустив от предыдущей работы определенное количество строк.

В качестве примера можно привести упражнения, предлагаемые школьникам на этом этапе:

  1. «Найди слово». Учащимся выдается таблица букв. Логопед объясняет детям, что сейчас они будут «искать» слова буква за буквой. Красная буква — начало слова. Чтобы прочитать слово целиком, школьники ищут в таблице буквы по команде логопеда: направо, вниз, направо, вниз (кошка); направо, направо, вниз, вниз (кочка); вниз, вниз, направо, направо (кукла).
  2. «Угадай, кто где живет». Ученик должен по лабиринту довести каждого героя до своего домика по команде логопеда: влево, вверх, влево, вверх, вправо, вверх, вправо.
  3. «Проведи зайку к морковке». Учащиеся сами дают команду, куда должен двигаться зайка, чтобы получить морковку:влево, вверх, вправо и т.д.
  4. «Графический диктант». Детям раздают листы в клеточку. Логопед диктует, сколько клеточек и в какую сторону дети должны отсчитать и провести линию: клеточку вправо, клеточку вверх, клеточку вправо, две клеточки вниз и т.д. Если задание выполнялось правильно, у ребенка получается несложный рисунок или буква. Исходная точка отмечена.
  5. «Графический диктант по наглядной схеме». Детям дают графическую программу, по которой нужно нарисовать, например, букву: 5, 1, 2, 4, 1, 4, 2, 1. Цифрой обозначено количество клеточек.
  6. «Графический диктант наоборот» (или «Непослушный ученик»). Ученик должен выполнять действия противоположные команде логопеда. Если логопед диктует: клеточку вправо, нужно нарисовать линию влево и т.д.
  7. Нарисовать картину по заданию. Логопед диктует: солнышко — в левом верхнем углу листа, облако — в правом верхнем углу, посередине — домик, справа — елочку, слева от елочки — грибок, слева от домика — будку и т.д.
  8. Нарисовать через равные промежутки точки на верхней, нижней линии строки, работая слева направо.
  9. Нарисовать по просьбе логопеда точку на, над, под верхней или нижней линиями строки.
  10. Назвать (или написать) букву справа (слева) от заданной.
  11. Найти на строке букву т, назвать предыдущую, следующую буквы (освоение понятий «предыдущий» и «следующий» также представляет для детей сложность, связанную с отсутствием стереотипа слежения взором слева направо).
  12. Назвать буквы, элементы которых выходят за верхнюю (нижнюю) линии строки.

К более трудным заданиям относятся предлагаемые разными авторами (А.В. Семенович, Л.А. Венгер и др.) упражнения на составление планов или ориентацию на плане. Такие задания требуют перешифровки воспринимаемого трехмерного пространства в двухмерную проекцию.

  1. Развитие ориентировки в пространственных признаках изображений и букв.

Данный этап работы включает наиболее сложные задания:

  1. Найти фигуру среди ряда сходных.
  2. Сравнить пары графических изображений, отличающихся пространственным расположением или величиной элементов.
  3. Выбрать из предложенных фрагментов единственно верный и вставить его в рисунок.
  4. Сложить фигуру по образцу.
  5. Скопировать фигуру по точкам.
  6. Конструирование из плоской геометрической мозаики или плоскостного варианта кубиков Кооса.
  7. Конструирование из кубиков Кооса или их аналогов (методика «Сложи узор» Б.П. Никитина):
  8. Игра «Танграм».
  9. Игра «Сложи квадрат» (Б.П. Никитин, 1989). Квадрат разрезается на несколько частей в виде геометрических фигур. Можно оказывать помощь в виде предъявления первоначально сложенного квадрата.
  10. Игра «Перевертыши». Учитель раздает бланки с нарисованными фигурами. Дети должны нарисовать фигуры так, как их видит Незнайка, сидящий напротив (то есть мысленно повернуть фигуру на 180о, сохранив пространственное расположение элементов):
  11. Сравнить буквы, отличающиеся пространственным расположением и величиной элементов, а также описать их сходство и различие.
  12. Найти и обвести по контуру только правильно написанные буквы:
  13. Копирование букв с поворотом.

а) Буквы «упали», нужно нарисовать их правильно.

б) Повернуть букву так, как показано на рисунке: БА Р С В К Ч Я.

  1. Собрать из элементов печатную букву Р, сделать из нее букву Ь. По аналогии превратить прописанную В в Д, печатнуюИ в Н, Н в П.
  2. Присоединить к палочке различные элементы, чтобы получились асимметричные буквы Ч, Р, Е, Г, К и т.д.
  3. Нарисовать «разницу» между первой фигурой и второй (то, что отличает одну фигуру от другой). Какая буква получилась?
  4. Провести анализ строчных букв (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, 2008). Выяснить, используя алфавитную таблицу, какие буквы выходят за строку (9 букв: б, в, д, з, р, у, ф, щ, ц); какие из них имеют надстрочные (б, в), какие подстрочные элементы (д, з, р, у, ф, щ, ц).

  1.  Развитие квазипространственных функций.

С формированием восприятия пространства самым тесным образом связано развитие ряда речевых (квазипространственных) функций, к которым относится понимание и употребление предложных конструкций с пространственным значением, некоторых логико-грамматических конструкций. Действительно, понять и передать при помощи предлога пространственные отношения предметов можно, только адекватно воспринимая пространство. Что касается других речевых конструкций, то связь с пространственным гнозисом может быть не столь очевидной.

Однако для понимания конструкций типа — Директор поблагодарил работника. Миша старше Коли. Вова моложе Гали, но старше Веры. Перед ужином ребята сходили в кино. Школа находится дальше от дома, чем бассейн. — необходим очень близкий к пространственному (квазипространственный) анализ.

Нужно определить и запомнить «точку отсчета» в таком предложении — поскольку предметы равнозначны, они легко могут поменяться местами — данные конструкции являются обратимыми. Сравните: Работник поблагодарил директора. Коля старше Миши.

Центральное место в формировании квазипространственных функций занимает работа над обратимыми предложными конструкциями. Поскольку именно такие конструкции могут затруднять ребенка со зрительно-пространственными проблемами, речевой материал для упражнений подбирается соответствующий. Так, пространственные отношения предметов в предложении типа — Человек надел шляпу на голову. — очевидны. Голову на шляпу надеть нельзя. Данная конструкция необратима. А вот конструкция — Положите коробку на чемодан. — обратима, и понять ее можно, только осмыслив пространственное значение предлога, последовательность слов и их форму.

В логопедической практике широко используются схемы предлогов, наглядно передающие их пространственное значение (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и др.). Предлоги места обозначаются схемой с точкой.

Предлоги направления действия обозначаются схемой с точкой и стрелкой, демонстрирующей направленность.

Предлоги места усваиваются детьми легче, чем предлоги направления, поэтому логопедическую работу следует начинать именно с предлогов места.

В ходе работы над предложными конструкциями уточняется пространственное значение предлогов, сравниваются предлоги сходные и противоположные по значению. Проводится дифференциация близких по значению предлогов (на —над, в — на, из — с). Особую сложность представляет для детей различение некоторых предлогов места и направления (на —по, за — из-за, под — из-под), поэтому предлагаются упражнения на их дифференциацию. Специальное внимание уделяется сложным предлогам из-за, из-под — их правописанию и дифференциации с предлогом из. Школьники учатся определять предлог в предложении и подбирать соответствующую схему; располагать предметы в соответствии с предложной конструкцией; составлять предложения с заданными предлогами; заменять предлог места предлогом направления; подбирать пропущенный предлог, ориентируясь на форму слов в предложении. Кроме того, формируется навык раздельного написания предлога со словом.

Определить предлог в словосочетании, которое называет учитель, показать схему (карточки с изображением предлогов).

Определить, что сверху: книга на альбоме, птичка над клеткой, плюс под минусом, салфетка под тарелкой, на газете журнал, под табличкой звонок, надпись под фотографией, карта над портретом.

Расселить семью по заданию логопеда: девочку над дедушкой, маму под дедушкой, отца около дедушки, сына над отцом, бабушку под отцом.

Определить, кто живет на самом верхнем этаже: лиса под зайцем и над медведем, крот над мышкой и над волком, белка над ежиком, но под петушком.

Составить схему предложения, обозначив на ней предлог: Поезд прибыл на станцию. Положи книгу под подушку. Ученик стоит у парты. До другого берега плывут на пароме. Лестницу прислонили к яблоне. По реке плывут льдины. Под окном слышна песня.

Игра «Маша-растеряша». Рассмотреть картинку и помочь Маше найти вещи, правильно назвав предлог в предложении. Например, платье лежит на стуле, носки валяются под кроватью и т.д.

«Скажи наоборот» — игра с перекидыванием мяча. Необходимо подобрать предлог, противоположный по значению данному: над окном — под окном, под столом — …, к стене — …,перед обедом — …, после урока — …, до поворота — …, перед машиной — …, от дома — … .

Заменить предлог на противоположный по значению:

в-из: положить в коробку — достать из коробки, налить в стакан — …, насыпать в миску — …, войти в дверь —…, въехать в гараж — … .

на-с: положить на стол — убрать со стола, писать на доске — …, вскочить на коня — …, залезть на дерево — …, надеть на голову — …

до-от: доехать до дома — отъехать от дома, добежать до столба — …, дойти до двери — …, доплыть до берега — …, докатить до стены -…

Списать, заменяя предлог близким по значению. Слова для справок: на, около, сквозь. Ледокол пробивается через льды. Магазин находится возле моста. В полях работают комбайны.

Поменять местами слова в словосочетании, записать, что получилось. Образец: чашка на блюдце — блюдце на чашке. Дверь за занавеской, бабка за дедкой, книга под тетрадью,

за ночью день, Вася перед Машей, лес за горами, кнопка под табличкой.

Составить предложение по схеме.

Вставить пропущенные предлоги: Красные лапки щиплют… пятки. … неба пришёл,   землю ушёл. Мчат колеса … дороге, … дорогой мчаться ноги. Разноцветное коромысло … рекой повисло. … рук, … топорёнка построена избёнка.

Вставить предлоги в или на: работать … почте, … библиотеке, … стройке, … вокзале, …театре, … школе, … музее, … фабрике, … депо, … милиции, …заводе.

Словосочетания с предлогом в заменить на словосочетания с предлогом из: Был в школе — пришёл из школы, был в лесу — …, носил в кармане — …, ехал в вагоне — …, пряталась в норе — …, пекла в духовке — …

Словосочетания с предлогом на заменить на словосочетания с предлогом с: Отдыхал на курорте — вернулся с курорта, гуляла на улице — …, грелась на крыше — …, работает на заводе — …, живёт на окраине — …

Вставить предлоги из или с, ориентируясь на схему в  из, на  с: вернулся … школы, … театра, … поездки, … магазина, … работы, … путешествия, … улицы, … библиотеки, … почты.

Вставить предлоги на или по: Машины двигались … дороге. Грузовик стоял … дороге. … реке плывёт баржа. Лёд … реке был крепкий. Идите вниз … тропинке. … тропинке нам повстречался ёжик. Катись … блюдечку, наливное яблочко. Подайте …блюдечке с голубой каёмочкой.

Составить словосочетания по образцу, вставив предлоги:

Был под кроватью — выкатился из-под кровати. Прятался под ёлкой — …, лежали под подушкой — …, закатился под машину — …, упала под диван — …, хранили под

полом — …, укрылась под навесом — …

Вставить предлоги из-под или из-за: выглядывает … стола, … рубашки, … дивана, … туч, … поворота, … крышки, … спины, … угла, … подушки.

Можно привести также примеры упражнений с другими логико-грамматическими конструкциями, требующими квазипространственного анализа.

Игра «Что бывает после?». Ответить на вопрос, что бывает после осени, ноября, зимы, четверга, завтрака, весны, лета, понедельника, вечера, марта, обеда и т.д.

Определить, что было раньше, проанализировав конструкции типа: Я съел мороженое, после того как пообедал. Перед тем как идти в театр, дети читали сказку. После того как про-

шел ураган, дворники подмели улицы. Перед сном мы чистили зубы.

Игра «Кто самый-самый?». Определить, кто самый старший, младший, веселый и т.д. в конструкциях типа: Миша старше Пети, но младше Гали. Папа выше дедушки, но ниже сына. Дочь светлее матери, а мать светлее бабушки. Самолет быстрее поезда, а поезд быстрее велосипеда.

Поставить точку так, чтобы она была расположена:

а) вне круга и вне квадрата;

б) внутри круга, но вне квадрата;

б) внутри круга и внутри квадрата.

Сказать, что Карлсон любит больше всего: орехи больше, чем конфеты, но меньше, чем апельсины; торты больше, чем крем, а крем больше, чем свечки; конфеты больше, чем повидло, но меньше, чем пастилу.

Поставить знак равенства между одинаковыми по значению словосочетаниями:

сын дяди дядин сын

внучкина бабушка бабушкина внучка

хозяин собаки собака хозяина

мамина дочка дочкина мама

Васин племянник племянник Васи

продавец книг книга продавца

  1. Развитие зрительно-моторной координации

Развитие зрительно-моторных координаций обусловлено необходимостью выработки координации развиваемых у детей зрительных и зрительно-пространственных функций с двигательными функциями. Эта часть коррекционной работы предусматривает развитие комплекса графомоторных навыков. Формирование зрительно-моторных координаций включает несколько этапов.

1) Выработка совместных движений взора и руки в направлениях сверху вниз, слева направо, против часовой стрелки. Упражнения, применяемые на данном этапе работы, подробно описаны О. Б. Иншаковой, Н. Л. Немцовой (1999, 2000). Такие задания могут быть взяты из прописей для дошкольников. Однако необходимо следить за тем, чтобы при выполнении этих упражнений были исключены движения справа налево и снизу вверх. В ходе выполнения заданий учащиеся оречевляют направление графической деятельности: сверху вниз, слева направо. Графические движения, которые выполняют дети, являются крупноразмашистыми. Постепенно переходят к более мелким движениям, а на последующих этапах — к движениям внутри строки.

Рассмотрим некоторые упражнения.

  1. Логопед выдает детям бланки с рисунком и объясняет, что одно яблоко уже созрело и упало с яблони. Учащиеся должны провести линии сверху вниз, чтобы показать, куда упадут другие яблоки.
  2. Нарисовать дождик так, чтобы на каждый цветок попала капля. Рисование сопровождается проговариванием: сверху вниз.
  3. Помочь кораблику доплыть до берега, дорисовать волны такой же высоты, проговаривая: слева направо.
  4. Помочь лягушке проскакать по кочкам.
  5. Провести мышку к сыру по лабиринту.
  6. Продолжить штриховку, разорванную геометрической фигурой или предметным контуром, соблюдая направление слева направо.
  7. Заштриховать фигуры по образцу, соблюдая направление штриховки и одинаковое расстояние между линиями.

2) Формирование умения «удерживать»  строку при письме. Школьники должны научиться не только ориентироваться на строке (различать верхнюю и нижнюю линии строки, протранство над и под строкой), но и осуществлять графические движения в границах строки. Дети учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах элементы букв, а затем серии соединенных друг с другом элементов. Для того чтобы привлечь внимание учащихся к необходимости учитывать при письме границы строки, логопед может предложить детям подумать, на что похожа строка (на дорогу на поезд, на трубу и т.п.) и выполнить ряд упражнений.

  1. Нарисовать шпалы на железной дороге.
  2. Нарисовать вагоны поезда по образцу.
  3. Продолжить строку.

3) Формирование устойчивого стереотипа написания буквы. Большинство элементов рукописных букв русского алфавита пишутся в направлении сверху вниз, слева направо, против часовой стрелки. Для правильного написания букв необходимо совмещение движений руки и взора в этих направлениях.

Школьникам, имеющим трудности переработки полимодальной информации, бывает сложно не только выбрать правильное направление движения руки и взора, но и автоматизировать двигательный навык. Особенно это касается нечастотных букв, написание которых детям сложно запомнить на начальных этапах овладения грамотой. Для преодоления этих трудностей используются упражнения.

  1. Логопед демонстрирует на доске правильное написание буквы г, сопровождая его проговариванием: сверху вниз, слева направо. Предлагаемая речевая инструкция должна быть максимально короткой, но информативной. Учащиеся пишут букву на доске или в тетради, также проговаривая алгоритм написания.
  2. Ребенка просят написать букву пальчиком на манной крупе или мелком песке, проговаривая написание.
  3. Обвести буквы по пунктиру (или на кальке), начав с выделенной точки.
  4. Радужная буква. Ребенка просят написать букву С, соблюдая правильное направление графических движений. Затем букву делают радужной — цветными фломастерами обводят ее по внешнему контуру, соблюдая то же направление движений.