Методические рекомендации по работе с рабочей тетрадью по социально-бытовой ориентировке
методическая разработка (5 класс) по теме

Хабибуллина Гульнара Султановна

Для специальной (коррекционной) школы 8 вида, 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование рабочей тетради на уроках СБО  в 5 классе коррекционной школы VIII вида (Методические рекомендации для учителя)

    Учебный предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети,    имеющие интеллектуальные нарушения в развитии. Предмет СБО имеет своей целью практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Уроки СБО способствуют: развитию навыков самообслуживании, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации; усвоению морально – этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях; пониманию роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства.

   Рабочая тетрадь социально-бытовой  ориентировке  представляет собой  пособие на печатной основой, в которой каждое задание предлагается учащимся с некоторой заготовкой (рисунком, таблицей  и др.), используя которую они работают, выполняя все требуемые записи и рисунки непосредственно в тетради. При расположении материала в рабочей тетради предусмотрены: достаточное место для ответов учащихся; возможность исправления допущенных ошибок.      

Разделы  рабочей тетради на печатной основе по СБО для учащихся 5 класса:

  1. Содержание материала (предисловие, оглавление).
  2. Организация объяснения материала (условные обозначения, словарь, памятка).
  3. Организация усвоения материала (различные виды заданий).
  4. Организация контроля усвоенного материала (итоговые кроссворды).
  5. Организация рефлексии (таблицы).

Описание содержания рабочей тетради:

  1. Содержание материала
  • Предисловие – это обращение к учащемуся (описано, для чего создана тетрадь, как ею пользоваться, что будет изучаться).
  • Оглавление -   рассматривается содержание рабочей тетради.

В оглавлении указаны темы и задания с  номерами страниц, где они находятся, с помощью которых учащийся может найти необходимый материал по странице.

Каждая тема и  задание имеют свой порядковый номер и условное обозначение.

  1. Задания по теме «Личная гигиена».
  1. «Вставь пропущенное слово».                                                  
  2. «Вставь пропущенные буквы».  
  3. «Переставь буквы».                                                                        
  4. «Найди лишнее».
  5. «Соедини стрелками».
  6. «Отгадай загадку».
  7. «Дорисуй  рисунок».
  8. «Реши кроссворд».

       Например: необходимо выполнить задание – 1. 2. Это означает: первая    цифра – номер темы «Личная гигиена», вторая цифра: номер задания «Вставь пропущенные буквы.

  1. Организация объяснения материала.
  • Условные обозначения – предложено схематические обозначение каждого вида задания.  

                                                   

                                                         -   вставь пропущенное слово;

                                                     

                                                        -  вставь пропущенные буквы,

                                                     

                                                        - переставь буквы;

     

                                           

                                                        - найди лишнее;

                                                           

                                                              -  соедини стрелками;

                                                     

                                                       -  отгадай загадку;

                                                     

                                                       - дорисуй  рисунок;

                                                      - реши кроссворд.

  • Словарь -  рассмотрена терминология понятий в алфавитном порядке в последовательности по изучаемым темам. Значение слов дано в доступной форме. Учащийся может найти, прочитать слова, которые узнал  или забыл, написать свой вопрос, на который хотел бы найти ответ.

Например: Здоровье – это нормальная деятельность организма, когда ничего не беспокоит. Личная гигиена – это необходимые правила по уходу за телом, которые помогают сохранить здоровье.

  • Памятка – в данном разделе кратко изложен материал по теме, изученной на уроке.

Информация предложена в виде правил, схем по каждой теме. Учащийся может обращаться к памятке как на уроке при изучении нового материала, так и при самостоятельной работе.

            Например: Помни! Чистота – залог здоровья!

Утро: умойся, почисти зубы, причешись.

День: в течение дня мой руки перед едой, после уборки комнаты, прогулки, общения с животными, работы в огороде, поездки в транспорте.

Вечер: перед сном вымой руки, лицо, почисти зубы, прими теплый душ, вымой ноги.

  1. Организация усвоения материала.

Материал в тетради сгруппирован по темам в соответствии с последовательностью их изучения: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля».  В каждую тему включены  задания  начинающиеся так: «Вставь пропущенное слово»; «Вставь пропущенные буквы»; «Переставь буквы», «Найди лишнее»; «Соедини стрелками»; «Отгадай загадку»; «Дорисуй  рисунок». В конце каждой темы  включено задание «Реши кроссворд»  (итоговый по основным понятиям), который позволяет систематизировать и проверить  знания учащихся. Все виды заданий имеют условные обозначения (придуманы автором), выстроены в логической последовательности и  логически завершены.

  1. Организация контроля усвоенного материала.

В конце каждой темы  включено задание «Реши кроссворд»  (итоговый по основным понятиям), который позволяет  проверить  знания учащихся.

  1. Организация рефлексии.

«Что я знаю. Что я умею» - дана таблица, в которой обозначены темы и перечислены виды заданий предложенных в рабочей тетради. Учащийся заносит в каждую ячейку таблицы один из следующих знаков:

+    легко, без затруднений;  ± с некоторыми затруднениями;

-     самостоятельно с заданием не справился (не справилась).

  Ученик может использовать рабочую тетрадь: при подготовке к ответу; при  выполнении заданий по аналогии; при итоговом повторении материала. Учитель  может использовать рабочую тетрадь: во время проведения урока; во внеурочной деятельности (например, при работе над проектом  по предмету, при проведении мероприятий в рамках предметной недели).

   Использование рабочей тетради поможет выполнить ряд специальных требований  к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида:                                       

  • осуществление коррекционно-развивающей работы;
  • осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.

   Включение в урок работы с тетрадью даёт возможность учителю избежать монотонности, разнообразить формы деятельности и тем самым поддержать активность и интерес учащихся, подготовить детей к итоговой аттестации.

     Данная рабочая тетрадь по СБО для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида носит рекомендательный характер, может служить ориентиром для дальнейшей работы в этом направлении.

   Используемая литература:

  1. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя.- М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. – (коррекционная педагогика).
  2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г.
  3. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие, 5 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. - (коррекционная педагогика).
  4. Учебно-методиеское пособие «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» под ред. И.А.Крестининой. – Киров Радуга-Пресс, 2012 г.
  5. https://sites.google.com/site/mbdouno4ulybka/dla-roditelej/zagadki-i-stihi
  6. http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по социально - бытовой ориентировке 5 - 9 класс

Развернутое тематическое планирование по социально - бытовой ориентировке (СБО ) VIII вида...

Рабочая тетрадь по социально - бытовому ориентированию.

Перед вами тетрадь по Социально-бытовой ориентировке. В ней    содержится много полезной и увлекательной информации о быте, транспорте, приготовлении блюд, уборки помещений и др.  ...

Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"

Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению  "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...

Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке». 6 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 6 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) в соответствии с программой В.В. Вор...

Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке».7 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 7 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы сп...

Методическая рекомендация "Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой в МКОУ "Специальная школа № 80"

В методичекой рекомендации идет речь о создании классов с углубленной трудовой подготовкой, профориентационной работе на уроке социально-бытовая ориентировка....