Опыт обучения аутичного ребенка начальным школьным навыкам
статья

Багина Ирина Васильевна
          Для обучения ребенка с расстройством аутистического спектара (РАС)  чтению и письму мною была модифицирована методика "глобального чтения".  Автор этой методики американский ученый Глен Домен. В нее я ввела некоторые традиционные приемы работы по развитию способности выделять звук, букву в слове, по отработке графических навыков и обучению началам письма.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Багина И.В.

Из опыта работы.

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА НАЧАЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ НАВЫКАМ

Введение в проблему

Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек.

"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Такое определение аутизма дано в психологическом словаре.

Аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками.

Стереотипность в поведении, связанная со  стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; одна и та же игра, одна и та же тема в рисовании, разговоре.

Особая характерная задержка и нарушение развития речи. Повторения услышанных слов или фраз. Ребенок  не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т. е. избегает речевого взаимодействия как такового.

Для обучении аутичного ребенка  чтению и письму мною была модифицирована методика "глобальное чтение". Эта методика была первоначально разработана для глухих детей.  В нее я ввела  некоторые традиционные приемы работы по развитию способности выделять звук и букву в слове, по отработке графических навыков и обучению началам письма.

Глен Домен (в некоторых источниках Доман) американский ученый,  основатель института развития человеческого потенциала, придумал способ, которым должны воспользоваться не учителя, а родители. И начинать обучение нужно с 3-6 месяцев. Ну и в год тоже неплохо.

Суть методики «глобального чтения», т.е чтения целыми словами, состоит в том, что на большие карточки пишут большими красными буквами слова, которые делят на категории (темы). На других карточках изображения предметов. Каждую карточку нужно показать ребенку, причем скорость смены карточек должна быть высокой (1-2 секунды), при этом нужно громко и четко называть то, что изображено на карточке. Внизу класть карточку с надписью. В день нужно сделать несколько показов (они занимают всего пару минут – по десять карточек), каждый раз добавляя новые и убирая «показанные».

Фактически Домен ориентируется и опирается на хорошую зрительную память ребенка. Фактически дети «фотографируют» и усваивают ту информацию, которая им предлагается. А поскольку информация подается системно – не остается в стороне и мышление.

Обучение чтению с помощью карточек  только с одними  словами  примерно такое  же. Вы показываете ребенку слова на картонных карточках (они должны быть написаны печатными красными буквами, высота букв 7 см.). Работа с карточками происходит в определенном порядке, по несколько раз в день, каждую карточку ребенок должен наблюдать совсем короткое время, чтобы она не успела ему наскучить. Количество карточек с каждым днем увеличивается. От слов вы постепенно переходите к словосочетаниям, а потом к целым предложениям, постепенно уменьшая размеры букв. В конце концов, по мысли Домена «количество переходит в качество» и ребенок, сам того, не замечая, начинает читать.

Конечно же методика требует колоссальных затрат времени и сил (если делать карточки самостоятельно, чтобы охватить всю грамматику).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ:

Отдельные слова

Словосочетания

Простые предложения

Распространенные предложения

Книги

С чего я начала

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Родители принесли семейные фотографии, где изображены  члены семьи отдельно, семья вместе на отдыхе,  дома, фотографию Рамазана. К каждой фотографии я сделала надписи: Я, МАМА, ПАПА, КАМИЛА, ЛАТИФА.

Раскладываю перед ребенком фотографии слева, а таблички с надписями - справа (в начале занятий использовала не больше пяти снимков и, соответственно, не более пяти подписей. Затем их количество можно увеличить до 7-10). Беру  одну фотографию и кладу ее посередине, затем нахожу для этого снимка табличку с надписью и кладу ее под фото, комментируя: "Смотри, это папа (показывает на снимок). А здесь написано: „Папа" (показываю на табличку)". То же самое проделываю  и со всеми остальными снимками.
             Позже, когда ребенок привыкает к такой организации занятия, выполняю  это задание руками ребенка. Беру  его левую руку, выбираю ею нужную фотографию и кладу ее посередине (в центр зрительного поля ребенка). Затем правой рукой ребенка беру  нужную табличку и кладу ее под фотографию. При этом объясняю: «Это фотография папы. А вот написано: «папа». После нескольких совместных занятий ребенок усваивает способ действий с фотографиями и табличками, и часть заданий может выполнять самостоятельно. Это повторяем несколько раз.                  Вообще эта методика для родителей. В домашней обстановке, где ребенку все знакомо, привычно, мама может специально подписать некоторые предметы домашнего обихода, например сделать
этикетки для продуктов, наклейки на баночки с крупами. Можно просто отправиться с ребенком на кухню - "проверить запасы", и показывать ему пакеты с сахаром, солью, крупами, макаронами, одновременно прочитывая надписи на них. Карточки класть на мебель. Занятие длится в течение 3 минут. Но  в течение дня его нужно  повторять несколько раз с перерывами не менее получаса.

Я же в классе даю ребенку картинку с изображением этих предметов. Обучение начинала  всего с 5  слов. Когда ребенок  их выучил – добавила   по три новых слова, не убирая старые.  

ВТОРОЙ ЭТАП

На втором этапе оформила альбом, куда наклеила  картинки  и подписи к ним. Затем подбирала  7-10 картинок с изображениями хорошо знакомых ребенку предметов (картинки должны быть выполнены в одном стиле) и готовятся таблички с надписями: "ЧАШКА", "ЛОЖКА", "МОЛОКО", "СОК", "СТОЛ", "СТУЛ", "МАШИНА", "КУКЛА", "СОБАКА", "РУБАШКА" и т.п. Занятия проводятся по той же схеме, что и на первом этапе.
            Постепенно набор картинок и табличек увеличиваю. Это можно делать двумя способами. Первый - последовательно осваивать категории предметов, т. е. предлагать ребенку картинки и надписи к ним по теме "Транспорт", затем, когда он их освоит, брать тему "Одежда", потом - "Продукты питания" и т. д. Второй способ – предлагала  ему несколько картинок из разных тем.

Работу с альбомом и работу с картинками провожу одновременно. На каждой странице альбома осваивается новая буква. Вначале сама пишу эту букву, затем прошу вписать ее ребенка - краской, фломастером, карандашом, ручкой. Потом рисую предметы: вначале те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине названия которых есть данная буква, и, наконец, те, название которых заканчивается данной буквой. Прошу ребенка нарисовать предмет. Если ребенок может, рисую его рукой.  Но рисует он уже на отельном листе. Иногда вырезаем картинку из журнала и наклеиваем в альбом.  

Затем картинка (рисунок) подписывается печатными буквами, причем слово сначала пишу я, оставляя ребенку место, чтобы он мог дописать нужную букву (либо я дописываю эту букву рукой ребенка).
             Вначале изучаем буквы "А", "М", "П", "У", "Б", "Д". Затем добавляем буквы, из которых состоят имена ребенка, мамы, папы. Потом переходим к оставшимся гласным: "О", "И", "Е", "Я" и т. д., затем идут оставшиеся согласные: "К", "Л", "Т", "Р", "Ш" и т. д. На каждую букву в альбоме отводится страничка.

Однако сами буквы в словах я могу  делать разного размера, разного цвета чтобы ребенок стереотипно не "застревал" на том изображении буквы, которое ему в первый раз я написала. Мне  нужно, чтобы ребенок узнавал эту букву в разных книгах, журналах, на вывесках и т. д. Поэтому я добиваюсь того, чтобы он начал понимать, что каждую букву можно изобразить по-разному: она может быть и красной и синей, и пластилиновой, и вырезанной из бумаги и т.д.

С изученными буквами можно поиграть: лепить их из пластилина, вырезать ножницами из цветной бумаги, из конфетных фантиков, выкладывать их из счетных палочек, элементов мозаики. На изучение одной буквы отводятся 3-4 занятия.

Таким образом, альбом становится "копилкой" всех впечатлений ребенка, связанных с изучением букв: того, что он знает, умеет, что ему нравится, о чем ему приятно вспомнить, поговорить.
            К концу второго этапа ребенок уже может найти и взять нужную картинку из ряда других, может выбрать табличку-подпись и положить ее под соответствующую картинку. Иначе говоря, он теперь узнает нужное слово, прочитывает его целиком. Кроме того, ребенок выделяет в словах и умеет писать печатные буквы, а иногда и короткие слова.
           
Еще один шаг - работа с дубликатами. Показываю ребенку карточку со словом. Он из кассы букв берет букву и составляет по образцу, проговаривая все буквы. Очень важный момент, на который следует обратить внимание, - это разница в произношении слова и его написании.

ТРЕТИЙ ЭТАП

На этом этапе происходит обучение ребенка составлению фраз, чтению целых предложений. Работая над фразовой речью, использую  опыт самого ребенка, детские книги, сказки, простые, такие, как "Репка", "Колобок", "Теремок" и т. п. Научившись работать с ними, ребенок переносит свой опыт на другие книги. Работа над фразой ведется одновременно в следующем направлении:
           готовлю  таблички с надписями, отражающими содержание текста. В отличие от первых двух этапов, на табличке пишется уже не слово, а целая фраза. На первых порах это пять коротких фраз (из двух или трех слов), затем фразы становятся длиннее и их количество доводится до семи - десяти. Использую сюжетные картинки, например, мальчик спит, девочка кушает, папа пьёт чай и т.д. или, рассказывая сказку «Теремок»,  останавливаюсь, открываю подходящую картинку в книжке: "Сейчас мы с тобой расскажем, что делали звери. Вот лягушка", - при этом выбираю  табличку с фразой "Вот лягушка" и кладу ее около картинки. Далее возможен следующий диалог.
Педагог: "Что у нее?"
Ребенок: "Пироги". (Нахожу   табличку с фразой "У нее пироги" и кладу рядом с предыдущей.)
Педагог: "Пироги для кого? Для мышки". (Выбираю табличку со словами "Пироги для мышки" и добавляею к предыдущим.)
Педагог: "У мышки есть..."
Ребенок: "...Метла". (Выбираю табличку с фразой "У мышки метла", кладу к предыдущим.)
Педагог: "Мышка подметает..."
Ребенок: "...Пол". (Добавляю  табличку "Мышка подметает".)
          Таким образом, ребенок, зная содержание сказки и видя перед собой картинку-иллюстрацию к ней, одновременно слышит образец фразы и видит, в каком порядке выкладываются таблички с фразами. Ребенку будет удобнее, если книга с картинками лежит в верхнем углу стола, а таблички располагаются в столбик рядом с книгой (но не в том порядке, в котором их надо выкладывать при пересказе), а нижняя часть стола прямо перед ним свободна - на ней я, составляю рассказ, постепенно выкладываю таблички в линию.
           На следующих занятиях прошу  ребенка самостоятельно выложить эти фразы (при необходимости  подсказываю, где лежит нужная табличка, или выкладываю его  рукой ). Так табличками с фразами выкладывается вся сказка. Затем, когда мы переходим к другой сказке, рассказываю в основном я, а ребенок самостоятельно работает с табличками уже освоенным способом. Если он испытывает затруднения, помогаю ему.

"Дочитывание". Я начинаю читать  предложение, делаю паузу, и последнее слово дочитывает ребенок. Важно, что при "дочитывании" ребенок слышит себя и осознает свою роль в чтении.

Для того, чтобы ребенок перешел к чтению нескольких слов подряд, а затем целых фраз, вначале сама вожу пальцем по строчкам текста, а затем прошу  ребенка "помочь".
           На протяжении всего третьего этапа обучения чтению продолжается работа с альбомом. Ребенок самостоятельно подписывает альбомные картинки словами и короткими фразами. Продолжается и работа с магнитной азбукой. Ребенок постепенно выкладывает  фразы из нескольких слов. Можно играть следующим образом: взрослый составляет начало фразы, а ребенок ее заканчивает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РДА НАЧАЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ НАВЫКАМ

Для обучении аутичных детей чтению и письму была модифицирована методика "глобальное чтение". Эта методика была первоначально разработана для глухих детей (см. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошк...

Аутичный ребенок - как помочь

В консультции для молодых специалистов представлен опыт работы с аутичными детьми....

Проблемы перехода аутичного ребенка с надомного обучения на обучение в классе и пути их решения.

В данной статье рассматривается ситуация, когда ребенок-аутист переходит с обучения на дому на обучение в коллективе специальной коррекционной школы VIII вида (1 вариант обучения)...

Тема: «Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения»

Материал к семинару «Развитие коммуникативных компетентностей обучающихся как средство успешной интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья»...

План реализации апробирования программы обучения аутичного ребёнка навыкам чтения на 2019-2020 уч. год

План реализации апробирования программы обучения аутичного ребёнка              навыкам   чтения на 2019-2020 уч. год...

Презентация "Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения"

Презентация "Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения"...