Рабочая программа учебного предмета "Предметно-практическая деятельность" в 6 классе
рабочая программа (6 класс)

Клочкова Елена Сергеевна

Рабочая программа учебного предмета "Предметно-практическая деятельность" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_b_predmetno-prakticheskie_deystviya.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

Согласована на заседании Управляющего совета от 29.08.2019 протокол № 1

Принята на заседании педагогического совета

от 29.08.2019 протокол № 1

Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 29.08.2019 № 95

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ »

для  6 «Б» класса

Программа предназначена для реализации в 2019 – 2020  учебном году.

Составитель: учитель  Клочкова Е.С.

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У  детей с умственной отсталостью действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цели коррекционного курса - используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью

Основные задачи:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

-развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Общая характеристика коррекционного курса

Программа коррекционного курса «Предметно – практические действия» включает в себя следующие разделы:

  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
  • Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
  • Восприятие пространства.
  • Тактильно-двигательное восприятие.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
  • Восприятие особых свойств предметов.
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» знакомит с различными предметами и материалами, способствует формированию элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с ними. Данный курсспособствует более глубокому усвоению содержания основных знаний и умений по предмету «Математические представления», а также реализации коррекционных задач:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Предметно-практические действия»представлен  в части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана 6 «Б» класса. На изучение коррекционного курса  отведен 1 час в неделю,  34часа (34 учебные недели).

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты освоения коррекционного курса «Предметно-практические действия» - развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Личностные результаты:

  • формирование   интереса к обучению, труду,  предметному рукотворному миру;
  • овладение  навыками предметно-практической деятельности как                   необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  • владение  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  •  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Возможные  предметные результаты с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся

Обучающиеся должны:

- освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами

- освоить сборку геометрической фигуры  из 2 - 4 - х частей

- узнавать предметы по заданным признакам.

- сравнивать предметы по внешним признакам.

- понимать и выполнять последовательности действий.

- ориентироваться в пространстве.

- выполнять простые постройки по образцу и  простые подражательные движения: «делаем вместе»

- согласовывать своё поведения и действия с предъявляемой инструкцией.

- понимать необходимости соблюдения некоторых норм и правил поведения.

- обводить геометрические фигуры по контурной линии по шаблону (трафарету внутреннему и внешнему) и штриховать.

- исключать «лишнее»  из нескольких однородных по форме, цвету,  размеру  фигур.

При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

- деятельность осуществляется по подражанию;

- деятельность осуществляется по образцу;

- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

- деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;

- самостоятельная деятельность обучающегося;

- умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Содержание коррекционного курса

Действия с материалами. Переливание и пересыпание материала. Экскурсия для сбора природного материала. Разрывание материала.  Работа в технике рваной аппликации. Смятие материала.  Работа  с использованием элементов смятого  материала. Сгибание бумаги  (завертывание  предметов в бумагу).  Разрывание бумаги, фольги по сгибу. Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание листа пополам; складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии. Работа с бумагой: складывание бумаги в заданном направлении. Размазывание материала.  Работа  с использованием техники размазывания пластилина. Разминание  материала.  Работа  с использованием техники разминания  пластилина. Комбинированные работы из природных материалов (семян, плодов) и пластилина по показу (образцу). Аппликация из осенних листьев «Осенний лес».

Действия с предметами. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, шнуровка). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.  «Не урони»: перенос предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик). Складывание фигур из счетных палочек  по образцу

Группировка предметов по форме (по показу и на основе речевой инструкции: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Сборка геометрической фигуры  из 2-4 х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали. Моделирование фигур по образцу из составляющих геометрических фигур. Работа  с использованием  обводки  фигур. Подбор и выкладывание плоскостных форм, штриховка заданного рисунка цветными карандашами   по инструкции  учителя.. Составление целого из частей (2—4 детали) из разрезных картинок (разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии).Обводка геометрической фигуры по контурной линии,  по шаблону (трафарету внутреннему) и штриховка. Выделение из  однородных  предметов (по одному признаку – форме) Составление предметных изображений, упорядоченных рядов, состоящих из одной,  различных геометрических фигур. Штриховка изображений с соблюдением цвета. Сбор фигур из частей, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии. Выкладывание предметов в соответствии с инструкцией учителя (первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.). Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Пространственная ориентировка на поверхности парты, листе бумаги  (по центру, верху, внизу, справа, слева).Выкладывание ряда
предметов  по словесной инструкции учителя. Действия с предметами: определение на ощупь  предметов. «Чудесный мешочек»

Тематический план.

№ п/п

Название раздела и темы

Кол.

часов

Действия с материалами

14

Переливание и пересыпание материала. Экскурсия для сбора природного материала. Комбинированные работы из природных материалов (семян, плодов) и пластилина по показу (образцу).  Аппликация из осенних листьев «Осенний лес».Разрывание материала.  Работа в технике рваной аппликации. Смятие материала.  Работа  с использованием элементов смятого  материала. Сгибание бумаги  (завертывание  предметов в бумагу).  Разрывание бумаги, фольги по сгибу. Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание листа пополам; складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии. Работа с бумагой: складывание бумаги в заданном направлении. Размазывание материала.  Работа  с использованием техники размазывания пластилина.

Действия с предметами

20

Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, шнуровка). «Не урони»: перенос предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. Работа  с использованием  обводки  фигур. Обводка геометрической фигуры по контурной линии,  по шаблону (трафарету внутреннему) и штриховка. Группировка предметов по форме (по показу и на основе речевой инструкции: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Сбор фигур из частей, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии. Сборка геометрической фигуры  из 2-4 х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали. Моделирование фигур по образцу из составляющих геометрических фигур. Составление целого из частей (2—4 детали) из разрезных картинок (разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии).Выделение из  однородных  предметов (по одному признаку – форме). Составление предметных изображений, упорядоченных рядов, состоящих из одной,  различных геометрических фигур. Подбор и выкладывание плоскостных форм, штриховка заданного рисунка цветными карандашами   по инструкции  учителя. Штриховка изображений с соблюдением цвета. Выкладывание предметов в соответствии с инструкцией учителя (первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между). Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Пространственная ориентировка на поверхности   парты,  листе  бумаги  (по   центру,  верху,  внизу,  справа,  слева). Складывание фигур из счетных палочек  по образцу. Выкладывание ряда предметов  по словесной инструкции учителя. Действия с предметами: определение на ощупь  предметов. «Чудесный мешочек»

Материально-техническое обеспечение включают:

- пособия для развития мелкой моторики и сенсорных представлений трафареты, бусы, пособия со шнуровкой, сборно-разборные игрушки, формочки-вкладыши;

- пособия для развития понятий о  форме, величине, цвете: различные по форме, величине, цвету наборы предметов,  природные материалы (желуди, каштаны),мозаики, счётные палочки, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей, строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото,

-пособия для развития зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия: различные варианты поверхностей, мешочки с различным наполнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета "Технология", 5 класс, 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с  учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...

Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год, базовый уровень...

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» 10 класс 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственн...