Рабочая пограмма 9 класс История Отечества
рабочая программа (9 класс)

Хмырова Татьяна Владимировна
Рабочая пограмма 9 класс История Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._9_klass_istoriya.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

 «Утверждаю»

Директор МКОУ школы - интерната

____________________Гришина М.Б.

30.08.2019г.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

9 б класс

Составила: Хмырова Татьяна Владимировна

учитель истории

первой квалификационной категории

2019- 2020учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах  по учебному предмету  педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Рабочая программа составлена по учебнику История Отечества 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М., И.В. Карелина: Просвещение, 2018 год, 302с.

Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит корнями в философию и педагогику XVI-XXвв., которые ставили вопросы о взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта выступает сам процесс обучения: его содержания,  средства, условия организации деятельности в системе субъект-субъективных отношений «ученик-учитель».

Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень важной является  способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в условиях обучения.

Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край, город), так и в ближней культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие сред, точка их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.

Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной  отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро-  и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.

Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметом материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию познавательных  потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершении на благо Отечества, единства и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).

Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представление относительно:

- самоценности человеческой жизни;

- единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);

- сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;

- уважение к религиям мира и России;

- культуры, традиций страны, ее народа, своей нации;

- добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;

- необходимости диалога между государствами и народами.

Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.

В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя. В средней школе личность педагога становиться предметом оценок со стороны учащихся. Они высказывают в адрес  любимых и нелюбимых учителей такие суждения, как «справедливый», «хорошо учит», «некогда не злится», «строгая, но хорошо объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.

Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выяснять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России конца XX – начала XXI в.

Реализация рабочих материалов предполагает поэтапность: от знакомого – к новому и далее – к обобщению в понятиях.  Некоторые пункты рабочих материалов преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информационный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить последней теме как наиболее трудной для понимания умственно отсталыми школьниками. Исключать ее из программы нельзя, так как она создает первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство, общество, культура и др.

    Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

      На уроках истории в коррекционных классах используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами.

      Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

     Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

      Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

      Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

     Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

 

     Цель:

- дать представление об истории как науке;

- научить определять последовательность событий.

    Задачи:

- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;

- формирование учебных действий;

- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм  организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;

- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры, региона.

Содержание учебного предмета:

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

1 четверть – 16 ч.

2 четверть – 15 ч.

3 четверть – 21 ч.

4 четверть – 16 ч.

Итого  -      68 ч

Планируемые результаты освоения предмета «История Отечества»

в 9 б классе

 ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1 уровень

• объяснять причины:

   начала Октябрьской революции;

   падения самодержавия и отказа Николая II от престола;

   слабости экономики России в начале ХХ в. (внедрение иностранного капитала и его вывоз, сочетание частных капиталистических предприятий с кустарным производством, полунатуральным укладом крестьянского хозяйства);

   образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;

   спада общественной и духовной жизни как итога русско-японской кампании, Первой мировой войны, натиска индустриального общества;

   противостояния самодержавия и общества (конфликт между трудом, нищенским положением населения и капиталом; господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян);

   кризиса между центром и национальными  окраинами;

   подавление революционных выступлений с помощью  войск;

   начала гражданской войны и интервенции;

   введения нэпа;

• работать  с картой;

• объяснять:

  предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945);

  причины неудач Красной армии в начальный период войны;

  меры советского правительства против военной агрессии Германии;

• описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений;

• самостоятельно объяснять слова и понятия: союзники, второй фронт, оккупация, окружение, рейды, партизанское сопротивление, диверсии, капитуляция и др.;

• показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;

• по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества.

• ориентироваться в:

  основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;

  причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и коммунистической партии на все сферы жизни человека;

  причинах противостояния двух систем, гонки вооружений;

  положении СССР на международной арене;

• объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «Оттепели», противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущева (без череды имен);

• объяснять  по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и негативные результаты.

2 уровень

• объяснять новые слова и понятия в контексте ответов,специальных словарных диктантов;

• описывать события по датам и др.;

• работать с картой под руководством учителя.

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1 уровень

• наиболее яркие события, исторические персонажи, (можно опираться на примеры из жизни, быта представителей общества, использовать литературные и изобразительные средства).

• даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.);

• имена первых героев космоса, главных исторических персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний).

2 уровень

Предполагается снижение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учащиеся отвечают по выбранным для них темам и опорным вопросам; учитель использует средства наглядности для пояснительных и описательных рассказов.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «История Отечества»  в 9 б классе

№ урока

Тема

Кол-

во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

I.

 ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА  (18 часов)

1.

Великая российская революция: февраль

1

04.09

2.

Великая российская революция: февраль

1

06.09

3.

Великая российская революция: февраль

1

11.09

4.

Великая российская революция: октябрь

1

13.09

5.

Великая российская революция: октябрь

1

18.09

6.

Великая российская революция: октябрь

1

20.09

7.

Великая российская революция: октябрь

1

25.09

8.

Великая российская революция: октябрь

1

27.09

9.

Установление советской власти

1

02.10

10.

Установление советской власти

1

04.10

11.

Установление советской власти

1

09.10

12.

Гражданская война 1918-1920 годов

1

11.10

13.

Гражданская война 1918-1920 годов

1

16.10

14.

Гражданская война 1918-1920 годов

1

18.10

15.

Гражданская война 1918-1920 годов

1

23.10

16.

Гражданская война 1918-1920 годов

1

25.10

17.

Гражданская война 1918-1920 годов

1

06.11

18.

Гражданская война 1918-1920 годов

1

08.11

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1920-1930Е ГОДЫ (18 часов)

19.

Советская Россия в первой половине 1920-х годов

1

13.11

20.

Советская Россия в первой половине 1920-х годов

1

15.11

21.

Советская Россия в первой половине 1920-х годов

1

20.11

22.

Новая экономическая политика (нэп)

1

22.11

23.

Новая экономическая политика (нэп)

1

27.11

24.

Новая экономическая политика (нэп)

1

29.11

25.

Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР)

1

04.12

26.

Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР)

1

06.12

27.

Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР)

1

11.12

28.

Индустриализация СССР

1

13.12

29.

Индустриализация СССР

1

18.12

30.

Индустриализация СССР

1

20.12

31.

Индустриализация СССР

1

25.12

32.

СССР накануне Второй мировой войны

1

10.01

33.

СССР накануне Второй мировой войны

1

15.01

34.

СССР накануне Второй мировой войны

1

17.01

35.

СССР накануне Второй мировой войны

1

22.01

36.

СССР накануне Второй мировой войны

1

24.01

СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941-1945)

(14 часов)

37.

Накануне Великой Отечественной войны

1

29.01

38.

Накануне Великой Отечественной войны

1

31.01

39.

Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942 года)

1

05.02

40.

Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942 года)

1

07.02

41.

Все для фронта, все для Победы

1

12.02

42.

Все для фронта, все для Победы

1

14.02

43.

Все для фронта, все для Победы

1

19.02

44.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год)

1

21.02

45.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год)

1

26.02

46.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год)

1

28.02

47.

Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года)

1

04.03

48.

Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года)

1

06.03

49.

Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года)

1

11.03

50.

Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года)

1

13.03

ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ СССР. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В КОНЦЕ XX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (18 часов)

51.

СССР после войны

1

18.03

52.

СССР после войны

1

20.03

53.

СССР после войны

1

01.04

54.

Пора «оттепели» (середина 1950-х- первая половина 1960-х годов)

1

03.04

55.

Пора «оттепели» (середина 1950-х- первая половина 1960-х годов)

1

08.04

56.

Пора «оттепели» (середина 1950-х- первая половина 1960-х годов)

1

10.04

57.

Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису

1

15.04

58.

Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису

1

17.04

59.

Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису

1

22.04

60.

Распад СССР. Россия в 1990-е годы

1

24.04

61.

Распад СССР. Россия в 1990-е годы

1

29.04

62.

Распад СССР. Россия в 1990-е годы

1

01.05

63.

Распад СССР. Россия в 1990-е годы

1

06.05

64.

Распад СССР. Россия в 1990-е годы

1

08.05

65.

Россия в начале XXI  века

1

13.05

66.

Россия в начале XXI  века

1

15.05

67.

Россия в начале XXI  века

1

20.05

68.

Россия в начале XXI  века

1

22.05

                                                                                            ВСЕГО:    68  часов.            

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г., 290с.

  1. «История Отечества» Е.Ф. Пуля – книга для учителя спец.(корр.) общеобразовательной школы VIII вида. – М.: Классик Стиль, 2010г., 169с.

  1.  «Методика преподавания истории в начальной школе» М.Т.Студеникин. М.: Владос – 2001г., 270с.

  1. «Задачник по истории России» С.Г.Горяйнов, Ростов – на – Дону.: Феникс, 1996. – 320с.

  1.  «Наглядность на уроках истории» М.В. Короткова, М.: Владос, 2000 -176с.

  1.  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М. И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М., «Просвещение», 2018., 230 с.

  1. История Отечества. 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова, И.В. Карелина. М.: Просвещение, 2018 год, 302 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс

Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов  второго поколения. Базовый уровень 35 часов....

рабочая программа по истории отечества 7 класс

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...

рабочая программа по истории отечества 9 класс

        Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...

Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом

.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

Рабочая пограмма 7 класс История Отечества

Рабочая пограмма 7 класс История Отечества ...

Рабочая пограмма 8 класс История Отечества

Рабочая пограмма 8 класс История Отечества ...