Рабочая пограмма 8 класс История Отечества
статья (8 класс)

Хмырова Татьяна Владимировна
Рабочая пограмма 8 класс История Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._8_klass_istoriya.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

 «Утверждаю»

Директор МКОУ школы - интерната

____________________Гришина М.Б.

30.08.2019г.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

8 б класс

Составила: Хмырова Татьяна Владимировна

учитель истории

первой квалификационной категории

2019 - 20120 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          

        Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах  по учебному предмету  педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Рабочая программа составлена по учебнику История Отечества 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018 год, 303с.

Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит корнями в философию и педагогику XVI-XXвв., которые ставили вопросы о взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта выступает сам процесс обучения: его содержания,  средства, условия организации деятельности в системе субъект-субъективных отношений «ученик-учитель».

Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень важной является  способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в условиях обучения.

Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край, город), так и в ближней культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие сред, точка их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.

Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной  отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро-  и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.

Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметом материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию познавательных  потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершении на благо Отечества, единства и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).

Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представление относительно:

- самоценности человеческой жизни;

- единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);

- сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;

- уважение к религиям мира и России;

- культуры, традиций страны, ее народа, своей нации;

- добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;

- необходимости диалога между государствами и народами.

Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.

В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя. В средней школе личность педагога становиться предметом оценок со стороны учащихся. Они высказывают в адрес  любимых и нелюбимых учителей такие суждения, как «справедливый», «хорошо учит», «некогда не злится», «строгая, но хорошо объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.

Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выяснять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России конца XX – начала XXI в.

Реализация рабочих материалов предполагает поэтапность: от знакомого – к новому и далее – к обобщению в понятиях.  Некоторые пункты рабочих материалов преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информационный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить последней теме как наиболее трудной для понимания умственно отсталыми школьниками. Исключать ее из программы нельзя, так как она создает первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство, общество, культура и др.

    Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

      На уроках истории в коррекционных классах используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами.

      Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

     Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

      Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

      Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

     Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

 

     Цель:

- дать представление об истории как науке;

- научить определять последовательность событий.

    Задачи:

- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;

- формирование учебных действий;

- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм  организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;

- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры, региона.

Содержание учебного предмета:

Программа рассчитана на  68 часов в год (2 часа в неделю).

1 четверть – 16 ч.

2 четверть – 15 ч.

3 четверть – 21 ч.

4 четверть – 16 ч.

Итого  -       68 ч.

 

Планируемые результаты освоения предмета «История Отечества»

в 8 б классе

 ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1 уровень

- объяснять значение слов и понятий,

- устанавливать причины:

    борьбы за престол между Софьей и Петром I;

    возникновения волнений и бунта стрельцов;

    поездки Петра 1 и представителей дворянства на учебу за границу;

    введения новшеств Петром 1 в жизнь российского общества;

    создания новой столицы России;

    деятельности Петра I по просвещению народа;

    создания «Наказа» Екатерины II;

    благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой;

  • анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;

- описывать:

   личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II;

   быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;

   прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры;

-по датам определять век;

- составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов;

- связно описывать сюжетные картины и иллюстрации(В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. В. Верещагин и др.);

- пользоваться исторической картой;

- объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала ХХ в.:

     привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей - нефтяной, угольной, железодобывающей и др.;

    частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;

     враждебные отношения с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке;

     аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;

      усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений, итоги революции 1905-1907 гг.;

     ход и итоги Первой мировой войны, послевоенный кризис власти, отречение Николая II от престола;

     Февральская революция;

      ошибки Временного правительства;

- составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий; самостоятельно работать с картой;

- связно описывать в речи сюжетные картины, фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи, а также В. И. Ленина и др.

2 уровень

• объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;

• устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях по вопросам учителя:

    отмена крепостного права;

    изменение деятельности судов;

    доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, городской думы и др.;

• читать короткие отрывки из произведений писателей, поэтов второй половины XIX в.;

• объяснять смысл прочитанного и др.;

• описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В. В. Верещагин, В. Г. Перов, И. Н. Крамской  и др.).

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1 уровень

- хронологические сведения изучаемого исторического периода:

    период правления Петра I (1682-1725);

    основание Петербурга (1703);

    период царствования Екатерины II (1762-1796).

- значение отмены в России крепостного права как прекращение многовековой помещичьей власти;

- ответы на вопросы о (об):

   главных заслугах Александра II в его правлении;

   праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;

   введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;

   устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы;

    обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России;

    основных заслугах периода правления Александра III:

    финансовом и экономическом укреплении России;

   бережливости и отчетности в государственных расходах;

   поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;

    укреплении армии и флота;

- имена (3-5) прогрессивных представителей науки, культуры; известные (из программ по чтению 6-9 классов) произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др.

- имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Федоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей; председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин (Ульянов).

2 уровень

- опираясь на текст давать ответы;

- использовать при ответах тематический план;

- исторические имена;

- главные исторические события.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» в 8б классе

№ урока

Тема

Кол-

во

часов 

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Введение

1

04.09

2.

Наше Отечество- Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в.

1

06.09

3.

Наше Отечество- Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в.

1

11.09

4.

Отношения России с другими странами

1

13.09

5.

Отношения России с другими странами

1

18.09

6.

Детство и юность Петра I

1

20.09

7.

Детство и юность Петра I

1

25.09

8.

Правление Софьи

1

27.09

9.

Воцарение Петра I

1

02.10

10.

Воцарение Петра I

1

04.10

11.

Великое посольство

1

09.10

12.

Бунт стрельцов

1

11.10

13.

Северная война. Основание Петербурга

1

16.10

14.

Северная война. Основание Петербурга

1

18.10

15.

Северная война. Основание Петербурга

1

23.10

16.

Разгром шведов под Полтавой

1

25.10

17.

Разгром шведов под Полтавой

1

06.11

18.

Заслуги Петра Великого в истории России

1

08.11

19.

Заслуги Петра Великого в истории России

1

13.11

20.

Заслуги Петра Великого в истории России

1

15.11

21.

Екатерина I и Петр II

1

20.11

22.

Екатерина I и Петр II

1

22.11

23.

Анна Иоанновна и Иван VI

1

27.11

24.

Анна Иоанновна и Иван VI

1

29.11

25.

Царствование Елизаветы Петровны и Петра III

1

04.12

26.

Царствование Елизаветы Петровны и Петра III

1

06.12

27.

Царствование Елизаветы Петровны и Петра III

1

11.12

28.

Россия в эпоху Екатерины Великой

1

13.12

29.

Россия в эпоху Екатерины Великой

1

18.12

30.

Россия в эпоху Екатерины Великой

1

20.12

31.

Россия в эпоху Екатерины Великой

1

25.12

32.

Россия в эпоху Екатерины Великой

1

10.01

33.

Россия в эпоху Екатерины Великой

1

15.01

34.

Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) в.

1

17.01

35.

Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) в.

1

22.01

36.

Павел I и его внутренняя политика

1

24.01

37.

Павел I и его внутренняя политика

1

29.01

38.

Участие России в антифранцузских коалициях

1

31.01

39.

Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова

1

05.02

40.

Император Александр I  и его реформы

1

07.02

41.

Вторжение Наполеона в Россию

1

12.02

42.

Вторжение Наполеона в Россию

1

14.02

43.

Отечественная война 1812 г.

1

19.02

44.

Отечественная война 1812 г.

1

21.02

45.

Отечественная война 1812 г.

1

26.02

46.

Отечественная война 1812 г.

1

28.02

47.

Заграничные походы русской армии

1

04.03

48.

Россия после войны с Наполеоном

1

06.03

49.

Император Николай I

1

11.03

50.

Восстание декабристов и реформы Николая I

1

13.03

51.

Войны России на Кавказе

1

18.03

52.

Отношения России с другими странами в период правления Николая I

1

20.03

53.

Крымская война. Оборона Севастополя

1

01.04

54.

Крымская война. Оборона Севастополя

1

03.04

55.

Крымская война. Оборона Севастополя

1

08.04

56.

Царь освободитель Александр II

1

10.04

57.

Отмена крепостного права и реформы Александр II

1

15.04

58.

Отмена крепостного права и реформы Александр II

1

17.04

59.

Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

1

22.04

60.

Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

1

24.04

61.

Революционные организации в России конца XIX в.

1

29.04

62.

Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами

1

01.05

63.

Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами

1

06.05

64.

Последний российский император- Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905-1907гг.

1

08.05

65.

Последний российский император- Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905-1907гг.

1

13.05

66.

Последний российский император- Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905-1907гг.

1

15.05

67.

Первая мировая война. Февральская революция 1917 г. Отречение Николай II от престола.

1

20.05

68.

Первая мировая война. Февральская революция 1917 г. Отречение Николай II от престола.

1

22.05

                                                                                    ВСЕГО:   68 часов

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г., 290с.

  1. «История Отечества» Е.Ф. Пуля – книга для учителя спец.(корр.) общеобразовательной школы VIII вида. – М.: Классик Стиль, 2010г., 169с.

  1.  «Методика преподавания истории в начальной школе» М.Т.Студеникин. М.: Владос – 2001г., 270с.

  1. «Задачник по истории России» С.Г.Горяйнов, Ростов – на – Дону.: Феникс, 1996. – 320с.

  1.  «Наглядность на уроках истории» М.В. Короткова, М.: Владос, 2000 -176с.
  2.  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М. И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М., «Просвещение», 2018., 230 с.
  3. История Отечества. 8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018 год, 303 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс

Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов  второго поколения. Базовый уровень 35 часов....

рабочая программа по истории отечества 7 класс

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...

рабочая программа по истории отечества 9 класс

        Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...

Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом

.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

Рабочая пограмма 7 класс История Отечества

Рабочая пограмма 7 класс История Отечества ...

Рабочая пограмма 9 класс История Отечества

Рабочая пограмма 9 класс История Отечества ...