Приемы формирования читательской деятельности
методическая разработка

Статья в сборнике методических материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ms.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы формирования читательской деятельности,

лежащей в основе понимания текста у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

в соответствии с ФГОС НОО».

Умеют ли читать современные дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно, да. Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать значимость текста, извлекать из него нужную информацию умеют немногие. Проблема приобщения детей к чтению остается одной из самых актуальных. Обучающиеся же с ОВЗ (ЗПР) нуждаются в целенаправленном формировании читательской деятельности значительно больше, чем нормативные дети.

В начальной школе чтение объединяет в себе цель и средство обучения, воспитания и развития детей. В соответствии с ФГОС НОО формирование навыка чтения идет одновременно с развитием мышления и речи младших школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире, развитием пространственно-временных понятий.

Младшие школьники с ОВЗ (ЗПР) испытывают затруднения в освоении навыка чтения и понимания текста. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают разнообразные ошибки. Им трудно передать содержащуюся в прочитанном тексте главную мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать им оценку.

Эти недостатки тормозят накопление необходимых знаний и представлений об окружающем мире, мешают преодолению специфических недостатков их познавательной деятельности, оказывают влияние на весь процесс обучения. Дисбаланс между обучением и развитием становится очевидным тогда, когда уже трудно исправить. У детей стойкое нежелание читать, неспособность самостоятельно разобраться в содержании текстов, становящихся более длинными и сложными.

Сегодня очевидно, что не удастся преодолеть феномен «нечтения» без эффективных методик формирования и коррекции сложнейшей умственной деятельности, лежащей в основе понимания текста. Для целенаправленного формирования и оценки читательской деятельности младших школьников эффективно использовать следующие задания, как в бланковом, так и компьютерном варианте.

В наборе «Рассказы о временах года» особенностью является принцип соотношения текстов и заданий. Если обычно к одному тексту предъявляется несколько вопросов и заданий, в данном наборе действует принцип – задание одно (определить время года), а текстов – множество. Тексты короткие и простые с точки зрения лексики и грамматики. Усложняются требования к умственной деятельности ребенка, обеспечивающей понимание прочитанного.

В соответствии с этим принципом тексты объединены в 5 групп. Задача ребенка состоит в том, чтобы понять о каком времени года рассказывается в тексте, а задача учителя – определить, какие недостатки в читательской деятельности затрудняют такое понимание. Работая с данным набором, учитель последовательно проверяет у ребенка сформированность умений:

- выделять явные признаки времен года в целом тексте и ориентироваться на них,

- выделять скрытые признаки времен года в целом тексте и ориентироваться на них,

- сопоставлять противоречащие друг другу гипотезы о времени года из разных отрывков текста,

- различать истинные и ложные, определенные и неопределенные сообщения,

- суммировать информацию, извлеченную из разных кусков текста,

- прогнозировать на основе прочитанной части текста последующие события и проверять свои гипотезы,

- воссоздавать целостную картину описанных в тексте событий.

Первая группа содержит 8 текстов называющих самые яркие и существенные приметы разных времен года. Цель: определить умеет ли ребенок «видеть» и выделять в целом тексте явные признаки различных сезонов года.

Вторая группа включает 8 текстов, в которых сообщения о времени года даются как бы вторым планом на фоне развития сюжета. Данные о сезоне в этих текстах вводятся через признаки (сугробы, ледоход). Цель: проверить, выделяет ли ребенок в целом тексте признаки времен года «второго порядка», умеет ли ориентироваться на них при определении времени года.

Третья группа содержит 8 текстов, в которых сообщения о времени года представлены в скрытой форме, а разные отрывки текста могут приводить к противоречащим друг другу гипотезам. Цель: проверить умеет ли ребенок выделять в тексте срытые признаки времен года, сопоставлять противоречащие гипотезы, различать истинные и ложные, определенные и неопределенные сообщения. Если ребенок не справляется с текстами 3 группы, можно предположить, что у него нет понимания текста как целого и не достаточно сформированы приемы анализа текста.

Четвертая группа включает 8 сюжетных рассказов, в которых информация о сезоне вводится через ряд дополняющих друг друга многозначных по характеру определений. Цель: проверить умеет ли ребенок сопоставлять разные сообщения между собой, как пытается на основе не очень определенных признаков составить целостное представление о времени года, на фоне которого разворачивается сюжет.

Пятая группа содержит 5 текстов, предъявляемых по частям. Ребенок отвечает на поставленный вопрос не после чтения всего текста, а после каждого предложения. За счет изменения способа предъявления текста и особого его построения проверяется, какие гипотезы ребенок выдвигает по ходу чтения текста, как он меняет их в зависимости от получения новой информации, понимает ли он, что при чтении целого текста каждое последующее предложение влияет на предыдущее, стремится ли воссоздать целостную картину событий.

Представленные материалы не претендуют на решение всего комплекса задач в формировании читательской деятельности, лежащей в основе понимания текста. Работа с данным набором позволяет учителю выявить наличие дисбаланса между обучением и развитием, определить несоответствие уровня развития читательской деятельности младших школьников требованиям предъявляемым текстами учебников, как по чтению, так и по другим учебным предметам.

Литература: Е.А. Гончарова, О.И. Кукушкина «Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном». Москва, 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Приемы формирования читательской компетенции

В публикации представлен опыт работы по формированию читательской компетенции....

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...