Персонализированная среда – за гранью возможного.
статья

Кулакова Елена Алексеевна

 Выступление на Республиканском Workshop Time «Наставничество как фактор профессионального развития педагога». 2018 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл person_sreda_kulakova_kondratova_lyubyh.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Республиканском Workshop Time «Наставничество как фактор профессионального развития педагога»

Персонализированная среда – за гранью возможного.

Кондратова С.Ю., Кулакова Е.А., Любых И.В.

КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» акимата СКО МОН РК

Видео (слова директора)

Ранее я не задумывался, как живётся в стране глухих, когда мир вокруг тебя лишен звуков. Сейчас, работая и общаясь с детьми с нарушениями слуха, я прочувствовал важность двух слов: принятие и участие. Принятие – когда я вместе с детьми хочу заявить: «Мы есть! Мы хотим жить полноценной жизнью!». А участие - это создание для них среды, в которой наши дети смогут реализовывать себя и выйти за рамки возможного, достигая тех же высот, что и обычные дети.

Завуч:

Нарушенная слуховая функция ограничивает ребенка полноценно овладеть речью как способом общения, как универсальным средством взаимодействия в быстро меняющемся мире.

Опираясь на теорию о гуманитарной образовательной среде психолога Георгия Алексеевича Ковалёва, учитывая психологические особенности каждого ребёнка, мы стремились создать в школе включающую персонализированную среду. Среду, которая не вытесняет, не сегментирует, не отделяет детей с нарушениями слуха от других обычных детей, а наоборот,  позволяет обеспечить все необходимые условия для того, чтобы они смогли быть успешными в результатах и научились жить вместе с ними.

Формирование включающей персонализированной среды потребовало от нас не только организационных, ценностных, содержательных изменений, но и чёткого структурирования нашей деятельности.

С чего мы начали? С раннего включения ребенка в коррекционно-развивающий процесс. В рамках Государственной программы сурдологической помощи мы организовали работу кабинета консультативно-методической помощи для родителей детей раннего возраста от 1 до 3 лет. Сделав родителей партнёрами в обучении детей с нарушениями слуха, мы системно и методично обучали их способам перестройки взаимодействия с ребенком после кохлеарной имплантации. В результате помощи и поддержки родителей, комплексного, а главное командного,  взаимодействия наших специалистов, многие дети с кохлеарной имплантацией успешно обучаются в общеобразовательных школах города, области и республики.                                                      В целях преемственности и эффективного взаимодействия с родителями, мы можем стать наставниками и научить организовывать работу кабинета консультативно-методической помощи.

Если позиция школы в процессе создания персонализированной среды формируется как школьная культура и её разделяет все: руководитель, педагоги и родители, то эта среда трансформируется и открывает большие возможности для активного участия детей с нарушениями слуха во всех видах деятельности, в том числе в интеллектуальных олимпиадах.

Следующим значимым этапом формирования персонализированной среды в нашей школе стала разработка, техническая поддержка и проведение в 2015 году первой и единственной на сегодняшний день в Казахстане Международной предметной дистанционной олимпиады «Есназар: Взор Разума» для детей с нарушениями слуха. Данная олимпиада объединила учащихся с нарушениями слуха Казахстана, России и Белоруссии.

Мы убеждены, что формировать персонализированную среду должны педагоги, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка. Понимание этого мотивировало нас в 2017 году стать разработчиками и организаторами Международной олимпиады «Дыбыс», в которой приняли участие сурдопедагоги и дефектологи Казахстана и России. Цель проведения: повышение качества оказания коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

В поиске новых подходов коллективу нашей школы всегда интересно сопоставить собственный опыт с опытом коллег не только из других регионов Казахстана, но и других стран. Интеграция в международное педагогическое сообщество, публикация результатов исследовательской деятельности наших педагогов в научно-методических изданиях Казахстана, России, Чехии, Польши, Болгарии, обсуждение острых проблем в области кохлеарной имплантации на       онлайн-вебинарах со специалистами из Германии, США, России и Армении даёт новые импульсы для улучшения персонализированной среды в нашем учебном заведении.

Неоднократно проводимые нами международные научно-практические конференции и семинары по проблемам оказания сурдопедагогической помощи детям с нарушениями слуха способствуют качественной психолого-педагогической реабилитации и сопровождению учащихся с особыми образовательными потребностями.

Показателем высокого уровня профессионализма нашего коллектива в области обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами стал государственный заказ на проведение слухоречевой реабилитации на базе нашей школы, организованной Республиканским научно-практическим центром развития социальной реабилитации.

Мы готовы стать наставниками в области организации международного сотрудничества, в особенности в организации и проведении международных олимпиад и конференций. Расскажем и покажем способы интеграции в мировое педагогическое сообщество и раскроем механизмы разработки таких олимпиад для ваших детей.

Цель создания персонализированной среды в нашей школе не, сколько в образовании и воспитании детей с нарушениями слуха, сколько в их дальнейших судьбах и жизнях, которые они будут реализовывать по выходу из школы.

Создавая персонализированную среду, мы задумались о жизненной перспективе наших детей, о том, кого мы хотим получить в будущем в лице такого ребёнка. Активного человека, который возможно может поступить в вуз, получить профессию, получить работу, а главное - жить вместе со всеми. И жить не на иждивении государства, а полноценно обеспечивать себя теми ресурсами, которые они смогут получить в этой персонализированной среде.

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев определяет парадигму современного образования, в том числе и специального: воспитание не социальных аутсайдеров и потребителей, а конкурентоспособных граждан, способных жить и работать на благо общества, переход от иллюзорной концепции потребительского общества к обществу всеобщего труда.

Профессиональное определение, конкурентоспособность, успех молодых людей с нарушениями слуха в самостоятельной жизни после окончания школы являются приоритетными в организации персонализированной среды нашей организации образования. За последние пять лет 21% наших выпускников поступили и обучаются в вузах, 67% – в колледжах. Трое из них обучается в магистратуре. Конечно, цифры не велики, но они для нас очень важны и значимы, ведь речь идет о молодежи с особыми образовательными потребностями.

Персонализированная среда объединяет педагогический и ученический коллектив в большую и дружную семью. Поэтому многие наши выпускники, получив образование в колледжах и вузах, возвращаются в родные стены, в любимый теплый дом. 15% работников школы являются нашими выпускниками.

Мир ребенка с нарушением слуха ограничен из-за трудностей коммуникации. Поэтому ключевым звеном развития персонализированной среды в школе стало дополнительное образование, которое является вариативной, изменяющейся, развивающейся системой включения детей с нарушениями слуха в социальное пространство. Это позволило нашим детям выйти за рамки школы и успешно реализовываться в системе организаций дополнительного образования города Петропавловска, заниматься спортом и творчеством совместно со здоровыми сверстниками, свободно общаться с ними в рамках различных культурно-массовых программ и мероприятий, спортивных соревнований и праздников.

За последние 10 лет наши воспитанники участвуют и завоёвывают самые высокие награды в городских, областных, республиканских и международных конкурсах детского творчества, спортивных и профессионально-технических соревнованиях не только среди сверстников с особыми образовательными потребностями, но и наравне со здоровыми детьми. На протяжении нескольких лет наши дети успешно представляют Республику Казахстан в России, Белоруссии, Киргизии, Дании, Малайзии, Германии, Турции, Южной Корее, Таиланде, Болгарии, Литве, Италии и Испании. Руководитель единственного в Казахстане ансамбля бального танца «Sensitive» для детей с нарушениями слуха Ростовщикова Ольга Николаевна за активную и плодотворную благотворительную деятельность и милосердие получила высокую государственную награду Республики Казахстан - медаль «Шапағат».

Учитывая наши достижения и эффективный опыт, мы с большим желанием станем наставниками в создании и развитии эффективной системы дополнительного образования.

Получив конкретные результаты в процессе создания и формирования персонализированной среды, мы пришли к выводу, что дети с нарушениями слуха способны занять достойное место в обществе, быть полноценными и активными участниками всех общественных и государственных событий, иметь друзей и возможность обрести интересную работу, создавать семьи. И, главное - быть нужными и приносить пользу окружающим!

Таким образом,  мы открыты для всех и способны стать наставниками в области создания  персонализированной среды!

Моя экспертная оценка

Персонализированная среда, созданная общими усилиями педагогов в этом учебном заведении, обеспечивает уникальные возможности для эффективного саморазвития детей с нарушениями слуха и профессионального роста педагогов школы. Методическая гибкость, вариативность, заинтересованность каждого члена коллектива в конечных результатах, благоприятный психологический климат, адаптация персонализированной среды к нуждам каждого ребенка  - вот составляющие  их успеха.

Мы все разные, я в очках - это моё ограничение. Мы с вами не знаем язык Брайля и многие из вас не смогут общаться с глухими людьми. Это наши ограничения! Но какие-то ограничения общество приняло, а какие-то нет. Сегодняшнее обновляющееся образование получило очень большую задачу -  вырастить поколение способное жить вместе!

Я призываю вас обратить внимание на этот коллектив, потому что они, благодаря своему опыту по формированию персонализированной среды,   могут стать  хорошими и эффективными наставниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему:"Создание в процессе обучения творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся"

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развивать их. Это возможно только в рзультате педагогической деятельности,создающей условия для творческого развития уча...

Образовательный проект "Экологическое воспитание - грани и возможности"

           Человек и природа – это вечная и всегда актуальная тема. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

Образовательный проект "Экологическое воспитание - грани и возможности"

           Человек и природа – это вечная и всегда актуальная тема. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

Современные возможности фотографии: грань между реальностью и вымыслом.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме "Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка"....