Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
рабочая программа
Рабочая программа для учащихся 3 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол №__ от «__» ______2019 г. Приказ № _______________ от «__» ______ 2019 г.
Директор: __________/ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
3 КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 3 КЛАСС)
Учитель: Белова Татьяна Рудольфовна
Москва, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс | 3 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:
- вербальные и невербальные средства коммуникации;
- пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
- буквы, предусмотренные по годам обучения (А, У,М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н);
- членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
- различать изученные буквы (А,У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н);
- находить заданную букву (в слогах и словах);
- составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н) по наложению, по образцу, по следам звуко- буквенного анализа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (68 ч)
- Коммуникация (6 ч)
- установление зрительного контакта с собеседником;
- реагирование на собственное имя;
- приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука;
- узнавание (различение) имен одноклассников, учителей.
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации ( 7ч):
- формирование обобщений по темам «Игрушки», «Продукты», «Посуда»;
- упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе;
- упражнения с пиктограммами «Это – я».
- Чтение и письмо (55 ч):
- знакомство с графическими терминами (прямая линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия);
- рисование прямых, кривых, наклонных линий, круга, овала;
- звуки и буквы А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н;
- письмо букв А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н;
- составление, чтение, письмо слогов и слов из изученных букв.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. | Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя. | Формировать слуховое восприятие. Учить реагировать на свое имя. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентация. | |
3. 4. | Приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука. | Учить приветствовать собеседника, привлекать его внимание с помощью жеста, касания, звука. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
5. 6. | Узнавание (различение) имен одноклассников, учителей. | Упражнять в различении имен одноклассников, соотносить одноклассника по имени, показывать себя и одноклассников на фотографиях. | Беседа, игры в кругу, работа с фотографиями учащихся. | Фотографии учеников. | |
7. | Письмо вертикальных и горизонтальных линий. | Формирование графических навыков. | Беседа, объяснение, показ задания. Выполнение задания у доски и в тетрадях. | Рабочие тетради. | |
8. 9. | Буква А. Письмо печатной буквы А. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
10. 11. | Буква У. Письмо печатной буквы У. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
12. 13. | Буква М. Письмо печатной буквы М. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
14. | Составление, чтение (показ) слогов и слов из букв А, У, М. | Упражнение в составлении из букв азбуки слогов и слов с буквами А,У, М. Соотнесение слова с картинкой. | Работа с разрезной азбукой. Работа с альбомом по чтению. Составление по образцу слогов и слов. Соотнесение слова и его изображения на картинке. | Букварь. Альбом по чтению. Разрезная азбука (буквы А, У, М). Картинки по теме. | |
15. | Контрольная работа за 1 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
16. | Рисование прямых линий в разных направлениях. | Тренировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Формировать умение ориентироваться на листе. | Работа у доски «Соедини точки». Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии. | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочие тетради. |
Итого: 16 часов
2 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. | Составление альбома «Игрушки». | Формировать понимание (узнавание) слов, обозначающих игрушки. Формирование обобщения «игрушки». | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
3. | Рисование круга. | Рисование круга. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. | Показ различных круглых предметов. Обведение заданных фигур по образцу.
| Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
4. | Рисование овала. | Рисование овала. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать овальную поверхность круговыми движениями. | Показ различных овальных предметов. Обведение заданных фигур по образцу.
| Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
5. 6. | Составление альбома «Продукты». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке продуктов питания. Формирование обобщения «продукты». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Продукты питания». Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
7. 8. | Буква О. Письмо печатной буквы О. «Печатание» слогов и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
9. 10. | Буква С. Письмо печатной буквы С. «Печатание» слогов и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
11. 12. | Буква Х. Письмо печатной буквы Х. «Печатание» слогов и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
13. | Звук и буква Ш. | Знакомство с артикуляцией звука «ш» и графическим образом буквы «Ш». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
14. | Письмо буквы Ш по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы Ш. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Ш. Прописывание буквы Ш, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, веревочка. | |
15. | Контрольная работа за 2 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
16. | Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я». | Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры |
Итого: 16 часов
3 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Слоги АШ, ОШ, УШ. Составление, чтение, письмо. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами. Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
2. | Слоги ША, ШО, ШУ. Составление, чтение, письмо. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами. Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
3. 4. | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. | Учить составлять, читать и писать слова с буквами А, У, М, С, О, Х, Ш. Учить соотносить слово и картинку. | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. | Магнитная азбука, наборы букв, рабочие тетради. | |
5. | Звук и буква Л. | Знакомство с артикуляцией звука «л» и графическим образом буквы «Л». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
6. | Письмо буквы Л по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы Л. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Л. Прописывание буквы Л, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, веревочка. | |
7. | Слоги АЛ, ОЛ, УЛ. Составление, чтение, письмо. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами. Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
8. 9. | Слоги ЛА, ЛО, ЛУ. Составление, чтение, письмо. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами. Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
10. 11. 12. | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. | Учить составлять, читать и писать слова с буквами А, У, М, С, О, Х, Ш, Л. Учить соотносить слово и картинку. | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. | Магнитная азбука, наборы букв, рабочие тетради. | |
13. 14. | Составление альбома «Посуда». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке продуктов питания. Формирование обобщения «посуда». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Продукты питания». Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
15. | Звук и буква Ы. | Знакомство с артикуляцией звука «ы» и графическим образом буквы «Ы». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
16. | Письмо буквы Ы по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы Ы. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Ы. Прописывание буквы Ы, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, веревочка. | |
17. 18. | Слоги МЫ, СЫ, ЛЫ. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
19. | Контрольная работа за 3 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
20. | Узнавание своего имени на карточке. | Формировать навыки глобального чтения. Учить узнавать на карточке свое имя. | Беседа, объяснение, показ задания. | Фотографии учащихся, карточки с именами. |
Итого: 20 часов
4 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. 3. | Составление, чтение и письмо слогов и слов из изученных букв. | Учить составлять, читать и писать слова с буквами А, У, М, С, О, Х, Ш, Л, Ы. Учить соотносить слово и картинку. | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. | Магнитная азбука, наборы букв, рабочие тетради. | |
4. | Звук и буква Н. | Знакомство с артикуляцией звука «н» и графическим образом буквы «Н». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
5. | Письмо буквы Н по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы Н. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Н. Прописывание буквы Н, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, веревочка. | |
6. | Слоги АН, ОН, УН, ЫН. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
7. | Слоги НА, НО, НУ, НЫ. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
8. 9. 10. | Составление, чтение и письмо слогов и слов из изученных букв. | Учить составлять, читать и писать слова с буквами А, У, М, С, О, Х, Ш, Л, Ы, Н. Учить соотносить слово и картинку. | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. | Магнитная азбука, наборы букв, рабочие тетради. | |
11. | Повторение в конце года. Подготовка к контрольной работе. | Закрепить полученные знания, подготовить учащихся к выполнению контрольной работы за год. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
12. | Годовая контрольная работа. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
13. 14. 15. 16. | Повторение изученного за год. Составление, чтение и письмо слов из изученных букв. | Развитие памяти, внимания. Формирование графо-моторных навыков. | Работа с букварем, письмо в прописях букв, слогов и слов. Выполнение заданий с раздаточным и демонстрационным материалом. | Букварь, альбом для чтения, прописи. Наборы демонстрационного и раздаточного материала по изученным лексическим темам. |
Итого: 16 часов
Всего: 68 часов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
- Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
- Букварик (Лещинская Т.Л.);
- печатные буквы;
- касса печатных букв для демонстрации;
- разрезные картинки;
- разрезные карточки с буквами;
- буквы (серия «Мини игры»);
- буквы (серия «Умные карточки»);
- пазлы «Алфавит»;
- лото «Буквы»;
- рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;
- речевая гимнастика;
- пальчиковая гимнастика»;
- предметные картинки;
- Книжки-малышки;
- сюжетные картинки;
- фотографии;
- игрушки животных;
- кукла;
- аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
- картинки с изображением действий;
- иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
- презентации;
- видео- и аудиозаписи;
- индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
- индивидуальные коммуникативные книги;
- индивидуальные коммуникативные полоски;
- дидактические игры по темам;
- визуальное расписание учебного дня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011..
- Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014.
- Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.
- Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
- Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009
- Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 с
- Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
- Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос, 2010. – 279 с.
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42283.jpg)
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/27/picture-62224-1356598005.jpg)
программа по предмету Культура общения для начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида
Программа расчитана на 4 учебных года, в основу легла программа Шипицыной. Если заинтересует - подробнее можно прочитать в пояснительной записке к программе....
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-303598-1412526866.jpg)
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физическо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-606524-1426262344.jpg)
Рабочая программа по штукатурно - малярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
Знания по штукатурно-малярному делу имеют важное значение в повседневной жизни. Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой мотор...
Рабочая программа по истории отчества в 7 - 9 классах специальной коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой,2011г. Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/09/picture-1138711-1557401965.jpg)
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6 специального (коррекционного) класса VIII вида"
Рабочая программа 6 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекц...