Воспитывающие функции семьи
статья (9, 10, 11 класс)

Белых Павел Валерьевич

Сегодня, помимо традиционных функций сохранения жизни, здоровья, создания условий для развития и самореализации каждого члена семьи появились новые: психологическая и материальная поддержка детей до определенного возраста, передача детям определенного социального положения, уменьшение количества детей в семье (в связи с ухудшающейся наследственностью), более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи, изменение мотивации брака, изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе, сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга, разрушение многопоколенной (расширенной, родственной семьи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnye_funktsii_semi.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

                              ВОСПИТАТЫВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ

                                                                                       

                                                                                  Белых Павел Валерьевич

педагог дополнительного образования

                                                                                       МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Педагог А. В. Мудрик выделяет следующие параметры семьи:

  • демографический — структура семьи (бездетная, однодетная, мало-или многодетная, полная или неполная);
  • социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
  • социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Издавна семья выполняла три основные функции: продолжение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Действительность такова, что базовые функции современной семьи несколько изменились. Сегодня, помимо традиционных функций сохранения жизни, здоровья, создания условий для развития и самореализации каждого члена семьи появились новые: психологическая и материальная поддержка детей до определенного возраста, передача детям определенного социального положения, уменьшение количества детей в семье (в связи с ухудшающейся наследственностью), более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи, изменение мотивации брака, изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе, сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга, разрушение многопоколенной (расширенной, родственной семьи).

Несомненно, семья является институтом социализации и воспитания детей, однако, в зависимости от того, как она реализует эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба родителя работают, семья достаточно материально обеспечена, родители занимаются воспитанием ребенка; а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может себе найти место. Сегодня также увеличивается число семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появляется тип семьи «новых русских», высокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь — это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Во-вторых, это коллектив, общение членов которого происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.

В-третьих, семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.

Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы. Семейная жизнь во всем многообразии ее особенностей — психологических, моральных, бытовых — это и своеобразная школа подготовки хорошего семьянина, школа будущих жен и мужей, матерей и отцов. Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка.

Успешность семейного воспитания зависит от личностных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отношений старших, взрослых и детей и др. Важное значение для воспитания ребенка имеет наличие и характер целей воспитания, их осознание родителями, что определяется личностными ресурсами семьи.

Условием успешного воспитания ребенка является благоприятная атмосфера в семье, которая в свою очередь зависит от многих факторов. Прежде всего она определяется отношениями супругов, родственников, взрослых и детей, которые должны строиться на основе любви, доверия, искренности, уважения достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу.

Эффективным средством создания благоприятной атмосферы является совместная деятельность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спектаклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрпризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет.

Отмечу тот факт, что определенные трудности возникают и при воспитании единственного ребенка, который становится центром внимания. В такой семье ребенок лишен общения с другими детьми, повседневной заботы о брате или сестре. Значительно облегчается воспитание, если в семье несколько детей. Однако созданию таких семей сегодня препятствуют материальные факторы ( я имею ввиду крепкую финансовую поддержку государства и стабильную зарплату сидящим с детьми материям).Вскользь замечу, что профессия «домохозяйка»  должна быть хорошо оплачиваемой, поскольку именно на сидящую с малышами маму приходится львиная доля забот по дому и по развитию и воспитанию детей.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был приобщен к делам и заботам семьи, выполнял определенные постоянные обязанности при организации быта семьи, участвовал в обсуждении хозяйственных вопросов.

Условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении своих воспитателей, доверии и подчинении их требованиям. Авторитет родителей определяется их позицией по отношению к детям, другим людям. В свое время А. С. Макаренко ввел понятие ложного авторитета, например: «авторитет подавления», построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными; «авторитет любви», когда родители без меры заласкивают своих детей; «авторитет подкупа», когда родители подкупают хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др.

Подлинная семья, авторитет родителей построены на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за советом к родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 10 классе "Типология и функции семьи."

Сформировать знания о семье как особом социальном институте, раскрыть типы семейных структур, развивать  умения анализировать социологические проблемы, воспитать нравственного семьянина...

Функции семьи.

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью...» (Советский энциклопедический словарь, 1985).«Семь...

Особенности и различия социального интеллекта школьников. воспитывающихся в семье и в условиях интерната

В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жиз...

Методические рекомендации «Роль школы в подготовке молодежи к реализации социальных функций семьи»

Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних св...

Конспект урока. Тема " Семья как социальный институт. Функции семьи."

Урок разработан в соответсвии  с ФГОС. Используется дистемно-деятельностная организации изучения темы обучающимися....

Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие р...

Семья.Типы и функции семьи.

Семья — это сложное общественное явление, имеющее различные особенности. С одной стороны, семью можно рассматривать как малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным род...