Урок обществознания в 10 классе "Типология и функции семьи."
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

Солодовников Сергей Михайлович

Сформировать знания о семье как особом социальном институте, раскрыть типы семейных структур, развивать  умения анализировать социологические проблемы, воспитать нравственного семьянина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_v_internet.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                          УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ

Тема урока:   Типология и функции семьи

Тип урока:  ролевая игра

Задачи:  сформировать знания о семье как особом социальном институте, раскрыть типы семейных структур, развивать  умения анализировать социологические проблемы, воспитать нравственного семьянина

Оборудование: таблички-указатели: моногамная семья, полигамная семья, полигиния, полиандрия, традиционная семья, эгалитарная семья, расширенная семья, нуклеарная семья; проекционные схемы

                                                ХОД УРОКА

  1. Учитель объявляет тему и задачи урока
  2. Учитель объясняет понятие « семья» – малая группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве, регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи совместно ведущие домашнее хозяйство, но юридически не оформленные. Число таких  семей в последнее время заметно увеличилось, что не может гарантировать сохранение правового статуса не только супругов, но и детей.
  3. С учетом желания учащихся учитель распределяет роли и каждый участник получает свои таблички -  указатели:

Патриарх ( старший мужчина в семье)

Отец ( муж)

Мать ( жена)

Брат и сестра матери и отца

Дети

  1. Учитель с помощью класса определяет функции семьи с одновременной их проекцией на экран:

Репродуктивная

Воспитательная

Социально – статусная

Экономическая

Досуговая

Особое внимание обращается на репродуктивную функцию, т.к. именно в семье, как особом социальном институте, происходит воспроизводство нового поколения, а остальные функции могут выполнять, в принципе, и другие социальные институты.

  1. На столах выставляются таблички – указатели типов семьи, одновременно на экране проецируется схема « Типология семьи»:

Полигамия

Полиандрия

Полигиния

Традиционная семья

Неотрадиционная семья

Эгалитарная семья

Расширенная семья

Нуклеарная семья

  1.  Учащиеся в соответствии со своими ролями занимают свои места  в соответствии определенному типу семьи. Учащиеся фиксируют особенности каждого типа семьи:

-Полигамная семья – один муж и его жена. Такая семья сложилась на стадии разложения первобытных  родовых отношений.

-Полиандрия – одна жена и несколько мужей. Распространена крайне редко, встречается на Тибете, в России никогда не существовала.

-Полигиния – семья из одного мужа и нескольких жен, другое название – гарем. Распространена , в основном у представителей ислама, в странах Азии, Африки, частично на Кавказе. В России не существует и юридически запрещена.

-Традиционная ( патриархальная) семья – семья, предполагающая одновременное проживание в одном доме нескольких поколений во главе со старшим мужчиной.

Для такой семьи характерно:

Экономическая зависимость жены от мужа

Жесткое распределение  домашних мужских и женских обязанностей

Безусловный приоритет мужчины

-Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки, но без достаточных экономических оснований.

- Эгалитарная семья или семья равных ( партнерская семья). Для такой семьи характерно:

справедливое распределение обязанностей, взаимозаменяемость ( ролевая симметрия) в решении бытовых проблем, обсуждение основных проблем.

- Расширенная семья ( по составу) в которой проживают не только родители и дети, но и другие родственники каждого из супругов. Процессы индустриализации и урбанизации привели к значительному сокращению таких семей.

- Нуклеарная семья – семья в которой проживают родители и дети. Такие семьи могут быть бездетные, малодетные и многодетные.

7.  Учитель обращает внимание на информацию о демографическом воспроизводстве:

Для демографического воспроизводства необходимы 25 % двухдетных семей, 33% - трехдетных, 20% - четырехдетных , 7 % пятидетных и более, 15 % однодетных.

В современной России преобладают одно-   и двухдетные семьи ( более 90 %). К тому же около 25 % брачных союзов распадаются. Учитель указывает на необходимость ответственности и серьезного отношения к браку и воспитанию детей.

8.  Учитель подводит итог урока и выставляет оценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознания "Правовые основы брака и семьи"

Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку. данную работу можно использовать на уроке  обществознания 9 класса. На сла...

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Конспект урока. Тема " Семья как социальный институт. Функции семьи."

Урок разработан в соответсвии  с ФГОС. Используется дистемно-деятельностная организации изучения темы обучающимися....

Методическая разработка урока обществознания " Влияние инфляции на экономику семьи"

В ходе обучения, важно опираться на личные потребности обучающихся. Формировать у них умение действовать финансово грамотно. Необходимо показать учащимся, что инфляция оказывает влияние на бюджет семь...

Урок обществознания в 7 классе. Тема: «Деньги и их функции» (Глава 2 «Человек и экономика»; 25 урок в КТП по обществознанию в 7 классе)

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.Развивающая: продолжить работу по разви...