ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
статья

Лисицына Вера Алексеевна

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Лисицына Вера Алексеевна,

Учитель – дефектолог,

ГКОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат №1»,

г. Нижний Тагил

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.

Практика показывает, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Одним из направлений, позволяющее решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создания творческой атмосферы в коллективе является исследовательская деятельность.

Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается в том числе благодаря и исследовательской деятельности.

В том числе исследовательская деятельность является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания и образования в специальной (коррекционной) школе.

Что же такое исследовательская деятельность?

Одно из самых первых определений дал С. Л.Рубинштейна (1922). По его словам, исследовательская деятельность является совместном исследованием, проводимое учителем и учеником.

Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Г. Алексеева и др.

Также исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, направленная на получение нового знания. В то же время целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность.

Исследование – один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

Следует отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

Исследовательская деятельность осуществляется посредством решения исследовательских задач, которые ставит учитель перед учащимися. Каждая исследовательская задача решается посредством выполнения определенной совокупности исследовательских действий, предполагающих наличие основных этапов:

 постановка проблемы;

 выдвижение гипотезы;

 подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

 выполнение деятельности по плану;

 обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.

Надо отметить, что выше перечисленные этапы в коррекционной школе выполняются совместно с учителем и под его руководством.

Немаловажную роль в формировании исследовательских компетенций играет и роль учителя. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для проведения уроков – исследований.

Главная цель урока-исследования – это приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Как показывает практика в специальных (коррекционных) школах лучше проводить уроки – исследования, в связи с психофизическими особенностями учащихся (слабой мотивацией и дефицитом внимания).

Для того чтобы урок-исследование прошел на должном уровне, прежде всего, необходима проблема, которая будет решаться на таком уроке. На уроках – исследованиях лучше использовать различные способы постановки проблемы – это и проблемный вопрос, и эксперимент, и проблемная ситуация. Так же не маловажную роль при этом играет и мотивация.

Введение в процесс образования на уроках в коррекционной школе исследовательской деятельности открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Исследовательская деятельность в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, она ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности.

Список литературы:

  1. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – с. 3-4.
  2. Кукушкина, О.И. Коррекционная (специальная) педагогика. Ст.2. Альманах №5/2002 Института Коррекционной Педагогики РАО. М.: Академия, 2000.
  3. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Учен. зап. высш. Шк. Т.2. г. Одесса, 1922. – 106 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего...

доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

Краткий анализ литературы на тему "Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью"....

Формирование умения выполнять самостоятельно творческое задание у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и р...

Методическая разработка на тему: « Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на дому».

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание св...