Статья на тему: Проективные тесты в диагностике уровня невротизации детей младшего возраста
статья

Сультыгова Оксана Борисовна

Обзор наиболее известных методик, направленных на выявление невротизации  детей дошкольников и младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

На тему: «Проективные тесты в диагностике уровня невротизации детей младшего возраста»

Учитель и воспитатель ГБОУ школы № 613

Сультыгова Оксана Борисовна

 

Санкт-Петербург

2018

ОБЗОР МЕТОДИК НА ВЫЯВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ НЕВРОТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Существует 3 вида неврозов: истерия, неврастения и невроз навязчивых состояний. В зависимости от преобладания тех или иных психопатологических проявлений выделяют 3 варианта неврозов навязчивость: обсессивный, фобический и навязчиво-компульсивный.

У дошкольников часто встречающимся видом невроза является обсессивный и фобический неврозы. Обсессивный невроз представляет собой навязчивые движения - навязчивые тики, а также относительно простые навязчивые действия. А при фобическом варианте невроза навязчивости ведущая роль принадлежит страхам (фобиям).

В настоящее время часто встречаются неврозы страха. Наличие страхов у детей приводит к таким личностным особенностям, как замкнутость, застенчивость, нерешительность и т.д. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, согласно которой застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и в последствии закрепляется.

Застенчивость - сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия - от ощущения легкого дискомфорта, до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

Последствия застенчивости могут быть удручающими:

- застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- быть застенчивым - значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза.

Общение с такими детьми требует от взрослых осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной.

Здесь следует обратить внимание на психическую депривацию. Психическая депривация - это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

Проявление психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменения личности от легких странностей, совершенно выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины. Вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Психическая депривация может представлять пеструю картину невропатических признаков, а иногда проявляется выраженными соматическими особенностями.

Диагностика депривации достаточно сложна, ее следует проводить в несколько этапов. Обязательной составной частью такой диагностики должно быть медицинское обследование. Необходимо учитывать то обстоятельство, что деривационные моменты могут иметь решающее значение у некоторых детей, направленных к педиатру с признаками физических нарушений, например запаздывание физического развития. Необходимой составной частью медицинского обследования является неврологическое обследование, которое способствует различению деривационных последствий от нарушений энцефалопатического происхождения.

Только после медицинского обследования ребенка и установление действительно психологических причин депривации следует переходить в начале к патопсихологическому и лишь затем к собственно психологическому обследованию. Специалисты считают, что нет и, вероятно, ни когда не будет специального теста депривации, так что подозрение, которые могут высказать патопсихологи и психологи, должны исходить из результатов довольно обширного исследования.

Для диагностики уровня и вида депривации необходимо получить дифференцированную картину уровня развития психики ребенка по целому ряду отдельных слагаемых: грубая и тонкая моторика, социальное поведение, речь и т.п.

Деривационный ребенок не умеет работать самостоятельно, его рассеивают побочные раздражители, однако у него можно относительно быстро проводить рабочую выучку, он приспосабливается к заданиям и довольно равномерно работает под прямым руководством.

Ценным диагностическим показателем является качество реакций ребенка по отношению к лицам и предметам. Деривационный ребенок вступает в целесообразный рабочий контакт с большим трудом.

В процессе изучения литературы  мной был подобран блок диагностических методик, который, с моей точки зрения, помогает комплексно обследовать детей, страдающих неврозами и установить причину возникновения невроза у ребенка. В этот блок входят следующие методики:

  • методика № 1. Диагностика наличия страхов, предложенная А.И. Захаровым;
  • методика № 1-а. Рисование страхов;
  • методика № 2. Диагностика тревожности;
  • методика № 3. Работа с пиктограммами, на выявление понимания детьми эмоциональных состояний людей;
  • методика № 4. «Лица и эмоции»;
  • методика № 5. Кинетический рисунок семьи;
  • методика № 6. Методика семейного приема.

Методика № 1. Диагностика наличия страхов, предложенная А.И. Захаровым.

Для диагностики наличия страхов с ребенком можно провести опрос по следующей схеме, предложенной  А.И. Захаровым.

Вначале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...»:

1. Когда остаёшься один?

 2. Заболеть?

 3. Умереть?

 4. Каких - то детей?

5. Воспитателей?

6. Того. Что они тебя накажут?

7. Бабу Ягу, Кащея Бессмертного,

 8. Страшных снов?

9. Темноты?

10 .Волка, медведя, собак, пауков, змей?

12.Бури, грозы, урагана, наводнения?

13.Когда очень высоко?

14.В маленькой тесной комнате, в туалете?

15.Воды?

16.Огня, пожара?

17.Войны?

18.Врачей (кроме зубных)? Бармалея, Змея Горыныча?

19.Крови?

20.Уколов?

21.Боли?

22.Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадёт, стукнет?

На основе полученных ответов на перечисленные вопросы психолог делает вывод о наличии страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - есть важный показатель преневротического состояния. Таких детей следует в первую очередь относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таких детей проконсультировать у невролога).

Все перечисленные страхи можно разделить на несколько групп:

«медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с применением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (себя); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты, социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутые пространства) .

Но для того, чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях ребенка, психологу необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом.

Методика № 1-а. Рисование страхов.

Стремление рисовать присуще большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах дети часто не реализуют его из-за односторонней ориентации родителей на более интеллектуально насыщенные занятия. Рисование, как и игра, считается несерьезным занятием, работой «для себя», и подобная установка обедняет духовный мир детей, не дает возможности реализоваться их творческим началам. Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов и увлечений, особенностей темперамента и переживаний. С известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на высокий жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.

Изучение спонтанных, т.е. сделанных по собственному желанию рисунков показывают обычную возрастную направленность у детей с неврозами. Мальчики предпочитают рисовать машины, технику, затем - людей и сражения; девочки - людей, дом и природу, затем - животных.

Тематическое рисование по заданию психолога может осуществляться как во время ожидания консультации, так и дома. Рисунки на темы: «В детском саду, школе», «На улице, во дворе», «Мы дома», «Семья», «Что мне снится страшное» или «Мои страхи», «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Кем я хочу стать» - дают много ценной информации, дополняющей клиническое обследование. Дошкольники изображают себя в детском саду, как правило, рядом с одним из сверстников, с которым поддерживают дружеские отношения. Если сверстников на рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на периферии группы, отображая этим отсутствие лидирующей позиции. О феномене социально-психологической изоляции можно судить по рисункам школьников. Они достоверно чаще изображают себя в одиночестве, чем в окружении сверстников или взрослых. Таким образом, степень принятия в группе (коллективе) уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь, все более выраженными переживаниями «я не такой, как все». Чувство одиночества - одно из центральных переживаний при неврозах - особенно заметно в сюжете «улица, двор». Здесь также достоверно доминирует изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в установлении дружеских, неформальных отношений.

Рисование ситуации «Мы дома» дает возможность воспроизвести взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается нарисовать всех членов семьи по усмотрению автора рисунка в отдельных комнатах, отразив, таким образом, наиболее близких для него лиц. Один мальчик нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее занятость, строгость и принципиальность, отсутствие душевной теплоты в отношениях с сыном.

Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок, проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования, справляется с созданием и заслуживает одобрения близких и похвалу психолога. На первом месте, среди выбираемых для рисования страхов - вне зависимости от возраста находятся чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий (землетрясения, пожары, аварии и т.д.) и войны, а также нападения (бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу для жизни, как и следующие по частоте страха животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет кровь, собака загрызет и т.д.). На последнем месте изображаются страхи одиночества и темноты, поскольку они менее дифференцированы и наиболее трудны для рисования. В младшем школьном возрасте нередко воспроизводятся инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого пространства. Соответственно, эффект от отображения в рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания психолога, что является отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в творческих силах и возможностях .

Тема «Самое плохое (неприятное) событие в жизни» дополняется «Самым хорошим событием», чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого рисунка. У мальчиков и девочек на первом месте среди отрицательных воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах, несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На первом месте у мальчиков воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек - конфликты с родителями, что отражает большую эмоциональную значимость для них таких конфликтов.

«Кем я хочу стать»- заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.

При рисовании на тему «Семья» дается задания изобразить всех, с кем живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать не только объективное отражение семейной ситуации, но и возможность ее изменения в благоприятную для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость расположения фигур, особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Заслуживают внимание и размеры фигур, соотносимые с ролью взрослых в семье и их авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним из взрослых на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывают на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как мальчики, так и девочки на первом месте в норме чаще ставят отца, на втором - мать, на третьем - себя. При неврозах аналогичное расположение фигур отмечается у мальчиков. Девочки на первое место ставят мать, затем отца и себя, отражая эти доминирующую позицию матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при неврозах и в норме менее композиционно едины; чаще проявляются раздробленность пространства или нарушается целостность в изображении членов семьи; фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.

Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует себя чаще не рядом, а в отделении, помещая между собой и этими родителями еще одну фигуру.

Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная тенденция более характерна для детей с неврозами, косвенно указывая на конфликтную диспозицию в семье. Например, мальчики не рисуют себя при конфликте с матерью; саму мать при ее нежелании иметь сына и выделение дочери; бабушку, препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка «забыла» нарисовать мать и вместо нее изобразила дом, очень похожий на избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с отцом, которого любит девочка. У другой девочки нарисованы бабушка и дедушка, которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочка также забывает изобразить себя при физических наказаниях и чрезмерном давлении со стороны родителей. Таким образом, включение в рисунки ребенком себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа психотравмирующей ситуации в семье.

Методика № 2. Диагностика тревожности

Существует тест тревожности, который позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от 4 до 7 лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми .

Авторы теста рассматривают тревожность как вид эмоционального состояния, назначение которого состоит в обеспечении безопасности субьекта на личностном уровне. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Выявление уровня тревожности позволяет оценить внедрение отношения ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, в семье, а детском саду, школе. Диагностика уровня тревожности ребенка позволяет скорректировать поведение, для того чтобы, не травмировать ребенка и при необходимости провести коррекционную работу с целью формирования адекватного уровня тревожности.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков (приложение 1), на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации:

1. игра с младшими детьми (ребенок играет с двумя малышами).

2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая ведет коляску с младенцем).

3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).

4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).

5. Игра со старшими детьми (ребенок играет с двумя старшими детьми).

6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).

8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).

9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).

10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).

11. Собирание игрушек (мать и ребенок сбирают игрушки).

12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).

14. Еда в одиночестве (ребенок сидит один за столом, держа в руке стакан).

Каждая из перечисленных жизненных ситуаций выполнена в двух вариантах: для девочки (изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).

Рисунки предъявляются ребенку психодиагностом в строго перечисленном порядке. Беседа проводится в отдельной комнате.

После предъявления рисунка ребенку психолог спрашивает следующее: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, печальное или веселое?».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции необходимо чередовать название лица. Не следует задавать ребенку  дополнительных вопросов.

Выбор ребенком соответствующего лица (веселого или грустного) и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе, подготовленном заранее.

Предлагаемые на рисунках ситуации отличаются по своей эмоциональной окраске.

Двусмысленные рисунки несут основную проективную нагрузку - то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение, нормальный или травмирующий опыт общения

Методика № 3. «Работа с пиктограммами на выявление понимания детьми эмоциональных состояний людей».

Целью этой методики является выявление понимания детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрывать образ с помощью 1 цвета.

Вопросы к ребенку могут быть следующими:

- Какие взрослые тебе больше всего нравятся?

- Каким чаще всего бываешь ты?

- Каким чаще всего бывает твой папа?

- Какой чаще всего бывает твоя мама?

- Какими чаще всего бывают твои воспитатели?

- Какие дети тебе больше всего нравятся?

Ребенку предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловища, раскрасить одежду человека карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

Методика № 4. «Лица и эмоции».

"Лица и эмоции" - это проективная методика, предназначенная для диагностики самоуважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методика была предложена в 1990 году А.Джахезом и Н.Манши .

Ребенку предлагают 4 задания:

1. нарисовать 6 персонажей, наиболее важных для ребенка: мать, отца, воспитателя, друга, и какого- либо другого знакомого (человека, животного и др.), и, наконец, также семью в целом.

2. Нарисовать 6 ситуаций, наиболее важных в жизни ребенка: дом, школа, свободное время, чтение.

3. Заполнить 3 окружности изображениями 3 лиц (одно лицо в одной окружности), выражающих, по мнению испытуемых, радостные, грустные и нейтральные эмоции.

4. Указать, какое из 3 лиц с разными эмоциями больше всего соответствуют каждому из 12 рисунков (задания 1-2) как наиболее точно отражающее эмоции, которые ребенок обычно испытывает в той или иной ситуации, в присутствии того или иного человека.

С помощью этой методики выявляются источники самоуважения у детей: значимые другие люди и значимые ситуации. Список людей и ситуаций, задаваемых исследователем, был составлен в процессе пилотажного исследования при определении наиболее типичных значимых людей и ситуаций для детей изучаемого возраста.

Авторы данной методики подчеркивают, что методика "лица и эмоции" обладает высокой степенью проективности. Рисунок ребенка является его собственной интерпретацией конкретного значимого другого или конкретной значимой ситуации, в отличие от других методик, в которых модель заранее подготовлена взрослым. Ребенку не нужно объяснят значение рисунка теста: он «присваивает» рисунок в процессе рисования. Для ребенка изображение матери на листе бумаги представляет его собственную мать. В отличие от других рисуночных методик, в которых предусматривается изображение человека, в методике "лица и эмоции" человеческие фигуры сами по себе не являются предметом анализа. Скорее, они повышают валидность содержательную теста.

В ходе исследования нами было сделано предположение о том, что представление о себе как «хорошем» или «плохом», сформированное под влиянием наиболее значимых людей и ситуаций, отражая представление ребенка о своей ценности и о самоуважении. Методика "лица и эмоции" в нашей стране используется редко.

Методика № 5. Кинетический рисунок семьи (КРС).

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

В этом тесте необходимо дать задание ребенку нарисовать свою «семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию: «Нарисуй свою семью». При индивидуальном исследовании время выполнения задания обычно длиться 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут. Если ребенок не понял задания, следует сформулировать ту же инструкцию по-другому. Например: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом», «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь» и т.д.

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации.

Обычно задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние 2 вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Можно задать ребенку для выбора решения б ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 - позитивные. Например:

- Представь себе, что ты имеешь 2 билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

- Представь себе, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? и т.д.

На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. 2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном. 3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает рассказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, т.к. полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализировать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию.

Методика № 6. Методика семейного приема.

Диагностика детей с неврозами осуществляется детским психологом, иногда (особенно в более сложных случаях) к диагностике подключается детский невропатолог или психиатр. Во время предварительной записи семьи на прием сообщается о желательности посещения врача обоими родителями. Это создает необходимый настрой на оказание совместной помощи и способствует повышению эффективности лечения. Характеристика со стороны воспитателя или учителя объективной, и к тому же привлекается излишнее внимание к ребенку. При необходимости можно просмотреть дневник и тетради.

Врач (психиатр, медицинский психолог) ведет прием без халата, в кабинете, украшенном детскими рисунками и проделками. В начале беседы приглашают оба родителя; ребенок в это время играет или смотрит книги в вестибюле. После свободного изложения родителями жалоб и проблем, связанных с детьми, истории заболевания, им дается вопросник типа стандартизованного интервью, в котором последовательно перечисляются особенности поведения и развития детей. Из вопросника вслух зачитывается только, то, что непосредственно касается ребенка, его воспитания и проблем отношений в семье. Врач (психиатр, медицинский психолог) задает уточняющие вопросы. В итоге, получается довольно полное освещение волнующих родителей семейных проблем с акцентом на невротическом регистре патологии у детей. Затем беседа проводится наедине с больным. У детей дошкольного возраста ей предшествует самостоятельная или совместная с врачом игра, облегчающая последующий контакт при разговоре. Затрагиваются разнообразные стороны отношений в семье, отношений со сверстниками, интересы и предпочтения, раскрываются характер воспитания болезненного состояния, степень утомляемости, выраженность беспокойства и страхов, направленность оценок. Возникающие вопросы разрешаются в последующей диагностической беседе с каждым из родителей в отдельности, что даст им возможность оттенить и ряд своих личных проблем. В заключительной беседе с обоими родителями подводится итог встречи, намечается диагноз, анализируются в тактичной форме основные источники - болезненного состояния детей и намечаются пути их преодоления с подчеркиванием необходимости участия в этом всех взрослых членов семьи. Продолжительность семейного приема составляет от 45 мин до 1ч. затраченное время позволяет продуктивно решать многие наболевшие проблемы в семье, особенно, если учесть безрезультатность предыдущих попыток оказания лечебной помощи детям.

При серьезных в семье отношениях, прежде всего в области воспитания, предположении о невротическом заболевании  у одного из родителей, семьи, с ее согласия, снова приглашается, на прием. Пока с одним из родителей проводится стандартизованное интервью с целью выявления невротического состояния, другой отвечает на вопросник Айзенка и анкету "Семейные отношения". Результаты обследования сообщаются сразу, но без категоричности в суждениях, скорее, как основание для раздумий, перестройки некоторых отношений. С детьми проводятся диагностическое рисование и игры, определения внушаемости, уровня притязаний и т.д. в совместном с обоими родителями обсуждении полученных данных вырабатывается общая точка зрения на характер решения проблем воспитания и помощи детям, что уже само по себе значительно уменьшает напряженность в межличностных отношениях в семье.

На следующих приемах детей сопровождает один из родителей. Решение об этом принимается в семье самостоятельно. В большинстве случаев дети приходят с матерью, что оправдано при психотерапии страхов. Матери больше, чем отцы, подвержены беспокойству, и страхи детей - во многом отклик на ранее испытанные или переживаемые в настоящем страхи у матери. Последние проходят, если мать присутствует при обсуждении рисунков детей на тему страхов и активно участвует в их игровом отреагировании.

В дальнейшем желательно, чтобы родители поочередно приводили детей на прием. Это повышает их чувство ответственности и заинтересованность результатах лечения. Уменьшается и конфликтная напряженность в семье, если она была раньше, поскольку всех объединяет цель помочь выздоровлению детей. Таким образом, разрешается и конфликт родителей в вопросах воспитания. Каждый из них может изложить свои проблемы на приеме и получить классифицированный ответ. Этот ответ является в ряде случаев итогом совместного разбора только что проигранной проблемной ситуации с участием врача, больного и родителя. Аналогичным принцип используется во время посещения врача другим родителем. Если оба родителя по собственной инициативе приходят на прием, то это существенно повышает эффект психотерапии неврозов у детей. Многое здесь зависит от тактики врача, его умения вести дискуссию, объединять точки зрения, действовать творчески и инициативно.

Обследование детей с неврозами отличается рядом особенностей. Нередко, на первый взгляд, они не производят впечатления больных, и сами обычно не рассказывают о беспокоящих их ощущениях и переживаниях.

Дошкольникам предоставляется возможность самостоятельной игры. Мальчиков обычно привлекают машинки, роботы, танки; девочек- куклы и мягкие игрушки. У мальчиков и девочек заметный интерес проявляется к разнообразному теремку, внутри которого и рядом расположены фигурки животных, в том числе медведя, волка, лиса, лягушки и зайца. При затруднениях в начале игры врач принимает в ней активное участие, предлагая разнообразные сюжеты. Во время игры он может получить ответ на интересующие его вопросы, выбирая, подходящие паузы и задавая вопросы как бы, между прочим, ненавязчиво, ненастойчиво, учитывая возрастные особенности детей, заторможенность и астению. Вопросы последовательно касаются общения в детском саду и школе, семье, источников напряжения и недовольства, беспокойства и страхов, а также интересов и предпочтений. Без особого привлечения внимания выясняется отношение к нервным, в том числе невротическим, проявлениям. В младшем дошкольном возрасте 2/3 детей не сознают невротические симптомы, в старшем дошкольном - это число сокращается до 2/3. Дети воспринимают невроз как болезненно состояние, препятствующее нормальному самочувствию. Осознание наименее выражено при истерическом неврозе, наиболее часто оно встречается при неврозе страха и обсессивном неврозе, отражая большую степень фиксации на своем болезненном состоянии. Некоторые из данных беседы с детьми, вроде страхов и отношений в семье, приводятся в других разделах книги. Здесь же обратим внимание на использование в целях диагностики игры в кегли, других результатов интервью, изобразительного творчества, а также вопросников и определения внушаемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.

Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"

Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....

«Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Статья на тему: Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства.

Формирование развития творческого воображения, игровой деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкально-художественного восприятия, абстрактного мышления – актуальнейшая  задача сегодня...

Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...