"Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС"
презентация к уроку

Верхотурцева Елена Владимировна

Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общение, социальному взаимодействию.

В последние годы вопросы, связанные с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями стоят достаточно остро. Значительная часть детей данной  категории нуждается в длительной коррекционно-развивающей работе, направленной на смягчение аффективных и интеллектуальных расстройств, нарушений социального взаимодействия, внимания, поведения, моторики и других трудностей. В связи с этим встал вопрос о разработке алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с РАС Подготовила : учитель-логопед Верхотурцева Е.В

Слайд 2

Диагностический этап Уровень речевого и психологического развития ребенка Зрелость социально-эмоциональных навыков Двигательных навыков Сенсомоторной координации

Слайд 3

Организационный этап Составление адаптированной образовательной программы, учебного календарного плана.

Слайд 4

Практический этап Коррекционная работа 1. Адаптационный период 2. Активизирующий период 3.Формирующий период Корригирующий период

Слайд 5

Адаптационный период Знакомство со школой, специалистами, учителями Установление первого контакта Стимуляция психической активности (вызвать заинтересованность ребенка к взаимодействие и контакту)

Слайд 6

Активирующий период Стимуляция психической активности, формирование продуктивной деятельностии игрового взаимодействия Прием растормаживания речи

Слайд 7

Формирующий период Формирование целенаправленного поведения Обучение спонтанной речи Коррекция речевых нарушений Формирование позитивного интереса Развитие когнитивных функций Расширение представление об окружающем мире

Слайд 8

Корригирующий период Коррекции и преодоление социально неприемлемых видов поведения (нежелательное поведение) таких как: агрессия аутоагрессия (агрессия, направленная на себя, кусание руки, удары головой о твердую поверхность, расчесывание кожи, вырывание волос) аутостимулирующее и стереотипное поведение (сосание руки или языка, перебирание пальцами перед глазами, раскачивание, произнесения громких звуков) непослушание, невыполнение требований расторможенности и гипердинамики

Слайд 9

Заключительный этап Подведение итогов Углубленная диагностика. Динамика. Постановка целей на следующий год.

Слайд 10

Социализирующий этап Развитие социального взаимодействия Социализация ребенка в обществе Адаптация и самореализация в социальной среде

Слайд 11

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

«Алгоритм психолого-педагогического сопровождения с ребенком с РАС»

Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общение, социальному взаимодействию.

В последние годы вопросы, связанные с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями стоят достаточно остро. Значительная часть детей данной  категории нуждается в длительной коррекционно-развивающей работе, направленной на смягчение аффективных и интеллектуальных расстройств, нарушений социального взаимодействия, внимания, поведения, моторики и других трудностей. В связи с этим встал вопрос о разработке алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.

Алгоритм состоит из следующих этапов:

Этапы

Структура работы

Родители

I этап-

диагностический

-Определение возможностей ребенка с РАС, уровня его развития.

- Сбор анамнестических данных (беседа, заполнение анкеты сенсомоторного развития), установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями.

II этап-

организационный

Составление адаптированной

образовательной программы,

учебного календарного плана.

- Определение контрольных

измерительных материалов.

- Согласование и уточнение программы.

III этап-

Практический:

Коррекционная работа:

  • Адаптационный период

  • Активирующий

(прием растормаживания)

  •  Формирующий

  • Корригирующий

- В течении 2 недель ребенок в сопровождении родителя знакомится со школой, со специалистами и учителями, проходит тот маршрут, по которому он будет посещать занятия. Если по истечении адаптационного периода не удается установить контакт с ребенком, у него по – прежнему присутствуют негативные эмоции или он реагирует со страхом, то период привыкания продляется.

взаимодействие с ребенком,

растормаживание речи

с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры; развитие мелкой моторики.

- формирование у ребенка целенаправленного поведения, диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы; формирование позитивного интереса.

развитие когнитивных функций;

расширение представлений об окружающем мире, словарного запаса

коррекция речевых нарушений.

-преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений (аутостимуляции);

Родитель активно принимает участие в адаптационном периоде, сопровождает ребенка, дома подкрепляет визуальным расписание (фотографии школы, кабинетов).

Обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организация его режима.

IV этап -

заключительный

Подведение итогов. Углубленная

диагностика. Динамика.

- Постановка целей на следующий

год.

V этап-

социализирующий

- Развитие социального взаимодействия.

- Социализация ребенка в обществе, интеграция со сверстниками.

- Адаптация и самореализация в социальной среде.

1. Адаптационный период:

Первыми шагами в процессе адаптации аутичного ребёнка служат

установление контакта с ребенком, исследование его возможностей,

особенностей и интересов, работа по общей организации его поведения. Одна из задач организации поведения в адаптационный период- формирование

безопасной, комфортной среды для ребенка и формирование

целенаправленного поведения, которое продолжается на всех последующих

этапах.

Адаптационный период заканчивается в тот момент, когда ребёнок

спокойно заходит в новое помещение (центр, сад, школа т. д.).

2. Активизирующий период (растормаживание речи):

Включает в себя стимуляцию психической активности (вызвать

заинтересованность ребенка во взаимодействие и контакту);

растормаживание речи с помощью жестов, песен, стихов в ходе

тонизирующей игры; развитие мелкой моторики.

Непременным условием для развития речи ребенка являются интерес к

общению и сформированные коммуникативные навыки. Поэтому основная

задача данного периода заключается в развитии средств общения и навыков

взаимодействия у ребенка.

Активизирующий период состоит из нескольких частей стимуляции

психической активности:

- Предречевой этап - контакт, общение.

- Растормаживание речи - индивидуальная работа.

- Продуктивная деятельность.

На предречевом этапе формируется первичный навык взаимодействия,

партнерские взаимоотношения с педагогом, где в игре развивается продиа

лог. Часто на этом этапе ребенок не обладает достаточными навыками

подражания и на их развитие должно уйти определенное время, о дать ему

возможность общаться нужно прямо сейчас. Поэтому в работу включаются

средства альтернативной и поддерживающей коммуникации. При

налаживании первичного контакта с ребенком важно правильно выбрать

способ альтернативной коммуникации.

Для аутичного ребенка очень сложно выполнить сразу две задачи:

- обратиться к человеку с просьбой;

- произнести нужное слово/фразу.

Использование альтернативного средства коммуникации позволяет решать

эти две задачи последовательно.

- Ребенок учится обращаться с просьбой, используя альтернативное

средство.

- Ребенок учится произносить звуки и слова в игре на подражание.

Использование альтернативных средств уже на первых этапах работы

приносит значительный эффект и снижает тревожность ребенка.

Первый этап обучения является самым сложным, так как разрушая

старые патологические стереотипы, приходится формировать новые,

социально адекватные механизмы общения и взаимодействия.

На этапе растормаживания речи развиваются навыки подражания,

расширяются возможности артикуляции ребенка, осваиваются звуки речи.

Каждый произвольный звук и слог прикрепляются к определенному смыслу

(предикату). Ребенок начинает пользоваться экспрессивной речью (на уровне

звуков и слогов) для взаимодействия с окружающими (Приложение 3).

Продуктивная деятельность — следующий этап активизирующего

периода.

Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого

невозможно проведение коррекционных мероприятий, мы предлагаем

проводить с ним сенсорные игры.

Сенсорными мы условно называем игры, основная цель которых - дать

ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самые

разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и

вкусовые. Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр

основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира

приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение

сенсорных игр является своеобразным "соблазнением" ребенка. А если

удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного

ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного

человека, ребенок проникается доверием к взрослому, который играет с ним,

начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об

установлении эмоционального контакта.

З.Формирующий период:

Цель формирующего этапа - это формирование у ребенка

целенаправленного поведения, понимания речи и инструкций, диалогической

речи, чтения, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы;

формирование позитивного интереса, а также предоставление таких способов

и приемов формирования речи, включенных в работу педагогов, которые

обеспечат развитие коммуникативных умений у детей с РАС.

Результатом обучения детей должна являться их социальная адаптация

в обществе. Ребенок должен овладеть языком, как средством общения и взаимодействия для общения с людьми.

На формирующем этапе определяют три основных подхода в

обучении:

- Опора в работе не на словесную инструкцию, а на демонстрацию,

наглядный показ и восприятие совместной деятельности.

- Копирование движений, помощь - выполнение методом «рука в руку».

- Совершение движений с опорой на фигуру - образец (копирование образца).

Специалист формирует речевую функциональную систему путём

специальных упражнений и тренировок. В работе опираемся не на словесную

инструкцию, а на демонстрацию, наглядный показ и восприятие совместной

деятельности. Именно системное использование наглядности на занятиях

позволяет создать условия для активизации речевой деятельности,

потребности в общении, познании и вовлечении ребёнка в совместную

деятельность. Весь процесс коррекции строится на интересе к обучению, на

эмоциональных  переживаниях.

Использование телесных контактов, имеющих коммуникативное

значение, работа на коленях педагога вызывают приучение ребёнка.

Использование потешек, логоритмических игр, звукоподражание, телесные

ритмические упражнения, связанные с повышением ощущений и восприятия,

развивают у ребёнка способность к коммуникации.

Только тогда становится возможным применение массажа, проведение

пассивных артикуляционных упражнений с натуральными сладостями,

речевой выдох с использованием ватных шариков, мыльных пузырей, дудочек, свистулек, коктейльных трубочек.

Для развития познавательной и социальной активности, способности к

подражанию проводится совместная деятельность методом «рука в руку».

Используются игры на подражания движениям, повышение активности в

подражании звукам.

Дальнейшие действия - это предметная деятельность с ребёнком. В

необходимых случаях обязательно используется подкрепление действий

ребёнка.

Формируются разного уровня способы деятельности:

- Совместные действия.

- Действия по подражанию: действия производятся параллельно,

сопряженно.

- Действия по показу, последовательность выполнения показ -

воспроизведение (удержание в памяти последовательности и содержания

операций).

- Действия по образцу, планирование деятельности.

- Подсказка местом расположения предметом или его части.

- Подсказка жестом.

Выделяют основные направления работы, на базе которых формируются

коммуникативные умения:

- Развитие подражания (движениям и звукам), формирование эмоций.

- Усиление сенсорных впечатлений.

- Расширение и уточнение представлений об окружающем мире.

- Вербализация сенсорных эталонов и их обозначение невербальными

средствами (жесты, пиктограммы).

- Формирование слогослияния, чтения.

- Формирование умения планировать, регулировать и контролировать

деятельность.

4. Корригирующий период:

На данном этапе специалист оказывает помощь в коррекции социально

неприемлемых видов поведения (нежелательное поведение) такие как:

- агрессия,

- аутоагрессия (агрессия, направленная на себя, кусание руки, удары

головой о твердую поверхность, расчесывание кожи, вырывание

волос),

- аутостимулирующее и стереотипное поведение (сосание руки или

языка, перебирание пальцами перед глазами, раскачивание,

произнесения громких звуков),

- непослушание, невыполнение требований (Приложение 6).

На заключительном этапе осуществляется подведение итогов,

проводится углубленная диагностика, постановка целей на следующий год.

Процесс социализации в значительной степени зависит от общества,

которое образует социальную среду.

Основными источниками социализации являются:

- семья,

- образовательные учреждения,

- формальные и неформальные общественные объединения,

- различные социальные институты.

Важно понять, что обучать аутиста лучше всего в детском возрасте.

Будучи ребенком, он способен научиться самостоятельным действиям,

правилам поведения, нормам общественной жизни, которые потом на

протяжении всей жизни будут помогать ему быть самостоятельным и жить

среди людей.

Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их

проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации и

социальной адаптации детей с аутизмом.

Сопровождение позитивной социализации детей с РАС может быть

реализовано на разных уровнях инклюзии: в образовательной организации, в

культурно-досуговых организациях, спортивных организациях (в учебной и

внеучебной деятельности, вне образовательной организации (сетевое

взаимодействие).

Информацию подготовил: учитель – логопед Верхотурцева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Психолого-педагогический консилиум «Трудный ребенок - как ему помочь?»

Данный консилиум предполагает предварительную работу-проведение анкетирования учащихся с целью выявления трудновоспитуемых.Материалы консилиума показывают пути и методы работы с "трудными" учащимися....

Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и м...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЕНКА

Образец составления  психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольника...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письменной речи

Примерный алгоритм организационных решений относительно детей с трудностями в обучении (ТО) и находящихся среди них детей с дислексией и дисграфией....

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...