Статья "Формирование компьютерной грамотности у детей с ТМНР".
статья

Зотова Ольга Борисовна

В статье рассказано как дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии осваивают навыки компьютерной грамотности. Был создан проект "Компьютерная грамотность" , где дети в упрощенной форме учились пользоваться мышью и клавиатурой, затем учились пользоваться программами  Microsoft Word,  WordArt  и  PowerPaint. После обучения дети совместно с педагогом делали поздравительные открытки к праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_for-nie_kompt-noy_gramotnosti.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

О.Б.Зотова

        ГКУ ЦССВ «Сколковский»

учитель-дефектолог

«Формирование компьютерной грамотности у детей с ТМНР»

                В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Компьютерная грамотность в наши дни нужна не только обычным детям, но и детям с ТМНР, поэтому в начале была разработана адаптированная дополнительная программа «Я и мой компьютер» по освоению  воспитанников  практических умений и навыков при  работе  на компьютере. Данная программа  составлена на основе  программ – «Информатика»   Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, авторской программы по информатике А. В. Горячева и «Авторской программе по информатике и ИКТ» И. Д. Шафиковой, Р. Х. Шафикова.

            После овладения детьми базовых умений и навыков  в нашем Центре мы  начали  работу над проектом «Компьютерная грамотность», целью которого было создать условия для освоения системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роли информационных процессов в обществе через практическую работу в программах Microsoft Word,  WordArt  и  PowerPaint.

            Началом  работы было изучение литературы по проектной деятельности, составление плана работы, после чего были отобраны дети из разных групп общим числом 6 человек, уровни владения компьютером у коих были различны: высокий, средний и низкий.

          Достоинством этой проектной деятельности стала самостоятельная работа детей с ТМНР с оказанием педагогом помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности воспитанников  и содействуя выработки навыков самостоятельной работы. Во многом направленность программы обусловлена применением метода проектирования. Проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности воспитанников.

         Были поставлены следующие  задачи, которые можно разделить на:

  • Обучающие и познавательные: изучить основы наиболее значимых технологий, чтобы овладеть умением работать с различными видами информации – графической и текстовой; овладеть умениями преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии.
  • Развивающие: развить познавательные процессы, интеллектуальные и творческие способности путем освоения и использования методов информатики; приобрести опыт использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной деятельности; развить коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
  • Воспитательные: прививать умения сотрудничества в коллективной творческой деятельности; поднять стремление к здоровому образу жизни, готовность к социальному самоопределению.

          Для осуществления работы в программе Microsoft Word детям были предложены следующие задания:

- написать текст о своей семье в тетради от руки

- создать свой документ на рабочем столе

- набрать текст на клавиатуре с определенным шрифтом, размером шрифта и выравниванием по ширине листа

Так же каждому ребенку была выдана индивидуальная пошаговая инструкция, по которой необходимо было сделать текстовый документ  и украсить его рисунком, после чего необходимо было сохранить файл под своим именем.

           Для практикума в программе Word Art детям нужно было так же, пользуясь пошаговой инструкцией, напечатать несколько слов по временам года различными стилями и сохранить полученный результат.

          Для освоения программы Power Paint в начале брались готовые трафареты (в данном случае это были листья) для заливки, чтобы дети научились работе с цветом, обозначая контур. Затем дети знакомились с панелью инструментов и  пробовали работать различными инструментами изобразительной деятельности.  После чего им была поставлена задача самим создать рисунок,  выполнить работу с цветом путем заливания областей. Темой рисунка было «Зимний день». Результат нужно было  сохранить в месте, указанном в инструкции.

          После освоения базовых умений и навыков  дети участвовали в создании новогодних открыток, поздравительных к 23 февраля и 8 марта для родителей, своих близких,  поздравляли бабушек и дедушек  Ветеранов труда. Воспитанники самостоятельно выбирали готовые шаблоны,  набирали текст поздравления с определенным форматированием и отправляли готовые открытки по электронной  почте.

          В результате систематической и целенаправленной работы над проектом у детей расширился объем знаний о возможностях компьютера и технике выполнения на нем заданий. По мере освоения способов решения элементарных технических вопросов, воспитанники приобретали практический опыт в работе с компьютерными технологиями, уверенность в своих силах, возможностях. Ребята научились преодолевать страх при работе с компьютером.

          Данная  проектная деятельность наглядно показала, что наши воспитанники с ТМНР тоже могут осваивать компьютерную грамотность в упращенном виде,  как и их сверстники с нормой интеллекта, что позволит им адаптироваться в социуме, чувствовать себя нужными  в обществе.

Учебно-методические материалы

  1. Программы дополнительных общеобразовательных учреждений. Информатика 1-4 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
  2. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2012 год
  3. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2012 год
  4. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 2011год
  5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 2010 г.
  6. Горячев А. В.  «Авторская  программа  по информатике. 1-2 класс, Москва, 2015 год
  7.  «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2012 год
  8. Никольская И.Л., Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2011 год
  9. Сборник «Задачи для развития логики».
  10. Тур С.Н., Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2012 год
  11. Рудченко Т. А,, А. Л. Семенов «Информатика», 2 класс,  Москва 2014 год

12. Шафикова И. Д.,  Шафиков  Р. Х. «Авторской программе по информатике и ИКТ» 1-4 класс Москва, 2014год

Оснащение учебного процесса:

  1.  «Игры и задачи»  – 1С: Образование. Дом.
  2. CD: «Мир информатики»1-4 -й год обучения. Кирилл и Мефодий.
  3. СD: «Маленький гений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей с УО основам компьютерной грамотности

Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. У данных детей выражены недостатки внимания, малая устойчивость, за...

Конспект логопедического занятия для детей с ТМНР и системным недоразвитием речи с использованием компьютерной программы "Логомер" "Приключения в деревне".

Конспект открытого занятия для детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности,ТМНР, СНР. Возраст 10-12 лет....

Программа для детей с нарушениями в развитии "Основы компьютерной грамотности"

Программа для детей с нарушениями в развитии "Основы компьютерной грамотности"...

Статья "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста"

В статье "Формирование  компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста" изучены теоретические подходы к вопросам  формирования  компьютерной грамотности у детей ...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...

Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта ( умственной отсталостью)

Статья об особенностях преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности и ИКТ для детей с ОВЗ» (индивидуальный образовательный маршрут)

Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Уметь использовать ПК в повседневной и в учебной деятельности необходимо всем, в том числе и детям с огран...