Конспект индивидуального логопедического занятия «Транспорт»
план-конспект

Наталья Владимировна Задорожная

Активизация словаря по теме: “Транспорт”.
Формирование навыка образования сложных слов.  Совершенствование грамматического строя речи по теме «Транспорт». Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Конспект индивидуального логопедического занятия  «Транспорт»


Цели:
• Активизация словаря по теме: “Транспорт”.
• Формирование навыка образования сложных слов. 
• Совершенствование грамматического строя речи по теме «Транспорт».
• Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. 
• Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. 
Оборудование: Предметные картинки, символы земли, воды и воздуха, игрушки: самолёт, самосвал 
Ход занятия:
1. Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками. 
1. Закружу, заверчу, 
В небеса улечу. (Вертолёт) 
(На стол кладётся картинка со словом-отгадкой. Аналогичная работа проводится с другими загадками.) 
2. Ни пера, ни крыла, 
А быстрее орла. 
Только выпустит хвост -
Понесётся до звёзд. (Ракета) 
3. Что за птица:
Песен не поёт, 
Гнёзда не вьёт, 
Людей и груз везёт? (Самолёт) 
4. Овсом не кормят, 
Кнутом не гонят
А как пашет – 
Семь плугов тащит. (Трактор) 
– Повтори все слова-отгадки. (Вертолёт, ракета, самолёт, трактор.) 
- Какое слово тут лишнее и почему? (трактор, т. к. это наземный транспорт) 
- Перечислите транспортные средства, относящиеся к наземным видам транспорта. (Автобус, автомобиль, … .) 
– Какие ещё вид транспорта вы знаете? (Водный) 
Перечислите все транспортные средства, которые относятся к водным видам транспорта. (корабль, катер, теплоход, яхта, парусник, лодка) 
2. А сейчас я проверю, хорошо ли вы можете определять виды транспорта:
Игра "Найди ошибку"
- На столе разложены символы земли, воды и воздуха, транспорт, но неправильно, задача детей найти ошибки, исправить их и объяснить их выбор. 
3. Лексико-грамматическое упражнение «Чего не стало? »: 
— Давайте поиграем с этими картинками. Я буду убирать по одной картинке, а вы догадаетесь, чего не стало.
4. Лексическое упражнение «Подбери действие к предмету»:
— Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок. 
Самолет – летит, плывет, гудит, стоит, прыгает, взлетает, отплывает, приземляется. 
Повторите за мной слова – действия, которые выполняет самолёт, их всего 4 (индивидуальное и хоровое проговаривание) 
Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет, проезжает. 
Аналогично дети повторяют слова – действия. 
5. Многозначность слов
Какое удивительное это слово «хвост»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова».
6. «Назови части»
У самолета есть корпус, крылья, хвост, иллюминаторы, шасси. 
У корабля есть нос, корма, палуба, труба, иллюминаторы, спасательный круг, якорь. 
У автомобиля есть колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы, окна. 
7. Игра «Угадай по действию»: 
Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:
- Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина. 
- Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина. 
- Какая машина помогает врачу оказывать помощь? – Это скорая помощь. 
8. Образование двусоставных слов:
Ребята, в названиях транспорта есть такие, которые образуется при слиянии двух слов.
Например: машина убирает снег – снегоуборочная машина
А машина, на которой возят молоко, ее назовем? (молоковоз). 
Машина, которая едет и мешает бетон – бетономешалка. (показ) 
Скажите как называется воздушный транспорт, который сам летает? (самолет).

 У которого вертится пропеллер и  он летает? (вертолет) .
Как называется водный транспорт, который паром ходит? (пароход) 
9. Упражнение «Почему так называется». Объясняем образование составных слов: Вездеход, паровоз, самолет, самосвал, самокат. 
10. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему"Автоматизация звука ч"

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков в игровой форме...

Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района»     Конспект  индивидуальной...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "Транспорт"

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях...