Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе
рабочая программа (6 класс)

Яричевская Лариса Ивановна

     Изучение географии нашей страны в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

      Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает  им правильно употреблять новые слова в связной речи.

       В VI классе в «Начальном курсе физической географии» приводятся в систему все полученные в младших классах первоначальные географические знания, основанные на непосредственных наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью в ближайшем окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_klass.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Календарно-тематическое планирование        

по географии в 6 классе

на 2019-2020 учебный год.

(68 ч в год. 2 ч в неделю)

Тема урока.

Кол-во час.

Дата.

Основные понятия.

Словарь.

Вид деятельности.

Национально-региональный компонент.

I четверть. (16 часов)

I

ВВЕДЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК ОТКРЫВАЕТ ЗЕМЛЮ. (4 часа)

1

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. c. 4-7

1

04.09

География, природа Земли, население, хоз. деятельность.

Знакомство с учебником. Знакомство с физической картой полушарий.

Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, население.

2

Изучение природы своей местности.

с. 12-13

1

05.09

Сутки, восход, заход, высота Солнца. Продолжительность дня и ночи, равноденствие. Температура воздуха, сезонные изменения.

Чтение и обобщение календарей природы и труда.

Признаки времён года на Дону.

3

Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности.

с. 13-16

1

11.09

Понятие о погоде: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности.

Беседа, рассказ; работа с учебником, по карте, в атласах, запись в тетрадях.

Особенности природы родного края в разные времена года.

4

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия.

с. 17

1

12.09

Местность, Ростовская область, г. Новочеркасск, предприятия города.

Экскурсия для выяснения запаса элементарных геогр. представлений. ПР.Р.

Геогр. положение Ростовской области, г. Новочеркасска. Промышленность города.

II

ПО РОДНОМУ КРАЮ.  

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. (9 часов)

5

Ориентир. Мир вокруг нас.

1

18.09

Ориентир, значение.

Нахождение заметных ориентиров рядом со школой.

6

Горизонт. Линия горизонта.

с. 18-19

1

19.09

Горизонт, поверхность Земли.

Зарисовка линии горизонта.

7

Ориентирование по солнцу.

с. 20-22

1

25.09

Ориентирование по солнцу, направления ориентирования.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу.

ПР.Р.

8

Стороны горизонта.

с. 23-24

1

26.09

Название сторон горизонта.

Зарисовка сторон горизонта. ПР.Р.

9

Лесное озеро

с. 24-25

1

02.10

Ориентирование по солнцу, направления ориентирования. Название сторон горизонта.

Определение одной из сторон горизонта (по месту восхода солнца). Расположение сторон горизонта.

10

Компас и правила пользования им.

с. 26-27

1

03.10

Компас, строение, обозначение сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

11

Земля – магнит. Ориентирование по компасу.

с. 28-30

1

09.10

Магнитные полюса Земли. Принцип работы магнитного компаса. Правила работы с компасом.

Упражнения в определении сторон горизонта по компасу. ПР.Р.

12

Выбор ориентиров на местности. 

с 32.

1

10.10

Направления ориентирования, компас, стороны горизонта.

Определение сторон горизонта по местным признакам.

13

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

1

16.10

Направления ориентирования, компас, стороны горизонта.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу, компасу и местным признакам. ПР.Р.

Местоположение здания школы. Ориентирование на школьном дворе.

III

ПО РОДНОМУ КРАЮ.  

ПЛАН И КАРТА (11 часов)

14

Географическая карта.

с.33-34

1

17.10

Термины «географическая карта», «атлас». Значение, применение.

Демонстрация, обсуждение. Упражнения в определении направлений по карте.

15

Условные знаки. Условные цвета физической карты.

с.35-37

1

23.10

Легенда карты. Условные знаки физ. карты.

Полушария, масштаб, цвета карты.

Зарисовка условных цветов. Чтение карты с помощью условных знаков. Упражнения в определении направлений на плане, зарисовка в тетрадях условных знаков плана. ПР.Р.

16

Вид местности сверху.

с.38

1

24.10

Условные знаки.

Упр. в определении направлений на плане. Зарисовка предметов и их плана (вида сверху).  ПР.Р.

II четверть (16 часов)

17

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. с. 39-41

1

06.11

Масштаб, карта, план.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане в масштабе.

18

План класса.

1

07.11

Масштаб, план, чертёж. Условные знаки. Правила составления плана местности.

Сравнение рисунка и плана предмета. Зарисовка предметов и их плана (вида сверху). Чтение планов по условным знакам. ПР.Р.

19

План школьного участка.

с.41-43

1

13.11

Масштаб, чертёж. План, рисунок, вид сверху, соотнесение рисунка и плана. Отличие плана от рисунка и географической карты.

Вычерчивание простейшего плана, чтение плана по условным знакам. ПР.Р.

Вычерчивание плана пришкольного участка.

20

Измерение расстояний.

с.43-44

1

14.11

Карта, ориентирование по карте, масштаб, легенда карты.

Упражнения в определении расстояний по плану. ПР.Р.

21

Глазомерная съёмка местности.

с. 45-48

1

20.11

Глазомер, ориентирование на местности по местным признакам. Понятие «глазомерная съёмка». Этапы глазомерной съёмки.

Чтение планов по условным знакам. Упражнения в определении расстояний по плану. ПР.Р.

22

Составление плана местности.

с.48-50

1

21.11

Масштаб, план, чертёж. Правила составления плана местности.

Работа с учебником. Чтение планов по условным знакам. ПР.Р.

23

По дорогам и по тропам.

с. 51-54

1

27.11

Масштаб, план, чертёж. Условные знаки. Правила составления плана местности.

Чтение планов по условным знакам. Упражнения в определении расстояний по плану. ПР.Р.

24

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. с. 55-56

1

28.11

Физ. карта, Россия, значение карты.

Ориентировка по карте, нахождение географических объектов. ПР.Р.

Физическая карта Ростовской области.

IV

НАША ЗЕМЛЯ (24 часа)

25

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

1

04.12

Формы рельефа г. Новочеркасска.

Экскурсия. ПР.Р.

Знакомство с формами рельефа г. Новочеркасска.

26

Особенности земной поверхности.

с. 56-57

1

05.12

Формы земной поверхности.

Нахождение и показ на физической карте различных форм земной поверхности.

27

Путешествия древних народов. с.58-59

1

11.12

Путешествия древних народов (историческая справка). Путешественники.

Обозначение на к\карте путешествий древних народов. ПР.Р. (кон. карта)

28

Материки и океаны.

с. 60-61

1

12.12

Понятия «материк» и «океан». «Западное» и «Восточное» полушария. Распределение материков и океанов на земной поверхности. Соотношение воды и суши на Земле. Количество океанов, их названия и местоположение на карте и глобусе. Значение. Условные обозначения.

Нахождение на карте материков и океанов.

Обозначение на к\карте д материков и океанов. ПР.Р. (кон. карта)

29

Великие географические открытия. Первые кругосветные путешествия.

с.61-64

1

18.12

Первые кругосветные путешествия (историческая справка). Путешественники.

Обозначение на к\карте первых кругосветных путешествий. ПР.Р. (кон. карта)

30

Первооткрыватели. Первое русское кругосветное плавание.

с. 66-67

1

19.12

Первое русское кругосветное плавание. (историческая справка). Путешественники.

Обозначение на к\карте первого русского кругосветного плавания. ПР.Р. (кон. карта)

31

Открытие Антарктиды.

с. 68-70

1

25.12

Кругосветное путешествие. Материк Антарктида. Трудности плавания вокруг Антарктиды.

Нахождение и показ на физической карте материка Антарктида.

32

Географические названия.

с.70

1

26.12

Названия материков и океанов. Расположение материков и океанов в западном и восточном полушариях земли.

Нахождение на карте материков и океанов.

III четверть (20 часов)

33

Земля из космоса.

с. 71

1

15.01

Земля – планета. Форма земли, в каких космических движениях участвует. Первый космонавт.

Беседа, работа с учебником. Просмотр и обсуждение презентации: «Первый человек в космосе».

34

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. с. 73-75

1

16.01

Глобус, полюса, земная ось, экватор. Изображение воды и суши на глобусе.

Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов. ПР.Р.

35

Космическое путешествие.

с. 75-76

1

22.01

Форма земного шара, устройство глобуса. Первооткрыватели космоса.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Земля из космоса».

36

Современные исследования материков.

с. 76-78

1

23.01

Понятие материка, местоположение. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Какие задачи ставят современные исследователи материков.

Просмотр видеофильма «Путешествие по материкам Земли».

37

Движутся ли материки?

с. 79-80

1

29.01

Причины изменения облика нашей планеты (гипотезы).

Просмотр и обсуждение видеофильма «Дрейф материков».

38

Открываем Землю.

с. 81-82

1

30.01

Наша планета. Представления о Земле в древности. Доказательства, что Земля – шар. Освоение космоса. Другие планеты Солнечной системы. Краткие сведения о планетах.

Хронология географических открытий (историческая справка).

Просмотр презентации «Открываем Землю».

39

Изучение мирового океана.

с.82-83

1

05.02

Определение понятий «море, океан», отличие от пресных водоёмов. Роль в жизни человека. Ураганы, штормы. Глобус, карта, легенда карты, цвета воды и суши.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Мировой океан».

Опыт: растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой. ПР.Р.

40

К тайнам морских глубин.

с.83-84

1

06.02

Глубоководные аппараты. Батискаф, батисфера. Акваланг, аквалангист.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Тайны морских глубин».

41

Различия освещённости земной поверхности.

с. 85-88

1

12.02

Причины смены времён года. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

42

Тепловые пояса.

с. 89-91

1

13.02

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Пять поясов, отличие друг от друга.

Выполнение в тетрадях схем расположения поясов освещённости. Нанесение поясов освещён. на глобус ПР.Р. (кон. карта)

Пояс освещённости Ростовской области.

43

«Единственные жители Земли.

с. 91-93

1

19.02

Естествоиспытатель Николай Николаевич Миклухо-Маклай и его открытия.

Просмотр и обсуждение презентации «Н. Миклухо-Маклай»

44

Многообразие природы Земного шара.

с. 94-96

1

20.02

Неравномерность распределения света и тепла на Земле. Соотношение тепла и влаги. Влияние этих факторов на многообразие природы Земного шара.

Работа с текстом учебника. Просмотр и обсуждение видеофильма «Разнообразие природы».

45

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

С. 97-99

1

26.02

Климат, погода, отличие друг от друга.

Работа с текстом учебника

Мы – жители умеренного теплового пояса.

46

Наблюдения за погодой и высотой солнца.

с. 99-100

1

27.02

Осадкомер, флюгер, снегомерная рейка, гномон.

Работа с текстом учебника.

Словарная работа. Просмотр и обсуждение презентации «Наблюдения за погодой и высотой солнца».

Климатическая зона Ростовской области.

Особенности погоды и климата нашего края в разные времена года.

47

Влияние человека на природу.

с. 101-103

1

04.03

Воздействие человека на компоненты природы – воздух, воду, горные породы, почвы, растительный и животный мир.

Работа с текстом учебника, просмотр и обсуждение презентации «Влияние человека на природу».

Экологические проблемы г. Новочеркасска.

48

Спасатели.

с. 104-106

1

05.03

Тепловой пояс.

Нахождение и показ на физической карте, глобусе Индийского океана, острова Шри-Ланка.

V

ПО РОССИИ (20 часов)

49

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва.

с. 108-110

1

11.03

Россия, столица, государство, Москва.

Показ на физической карте, на глобусе России, г. Москва.

50

Моря у берегов России.

с. 111-112

1

12.03

Очертания России, названия морей и океанов, омывающих Россию.

Показ на физической карте, на глобусе очертаний России, морей и океанов, омывающих Россию.

51

Морские и сухопутные границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

с. 113-114

1

18.03

Понятие границы, приграничных территорий, государства, граничащие с Россией на западе и юге. Выход России в моря и океаны. Приграничные территории.  Моря Северного Ледовитого океана.

ПР.Р. Обозначение границ нашей Родины на к\карте.

Показ на физической карте океанов, морей России.

Границы Ростовской области.

52

Северный морской путь.

с. 114-116

1

19.03

Роль Северного морского пути. Понятие «навигация».

Работа с текстом учебника, словарная работа.

IV четверть (16 часов)

53

Острова и полуострова.

с. 116-118

1

01.04

Понятие острова и полуострова, отличие, заливы, бухты.

Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострова. ПР.Р.

54

Особенности рельефа России, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы, горы, долины. с. 28-30

1

02.04

Понятие рельефа, формы рельефа. Различие плоских и холмистых равнин.

Показ на физической карте России равнин и гор.

Особенности рельефа г. Новочеркасска.

55

Хребет Черского.

с. 121-123

1

08.04

Географическое положение. Значение покорения хребта Черского.

Показ на физической карте. Просмотр и обсуждение видеофильма «Покорение хребта Черского».

56

Различие гор и равнин по высоте.

с. 123-125

1

09.04

Различие гор и равнин по высоте. Названия равнин, гор и их расположение на карте.

Работа с текстом учебника. Работа с картой и глобусом.

57

Таинственный мир земных глубин.

с. 126-127

1

15.04

Исследование пещер.  Спелеологи.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Тайны подземного мира».

58

Вулканы.

с. 128

1

16.04

Образование вулканов. Вулканы на территории России. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Показ по физической карте вулканов на территории России. Зарисовка схемы вулкана в разрезе. ПР.Р.

59

Месторождения полезных ископаемых.

с. 129-132

1

22.04

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Условные обозначения полезных ископаемых, месторождения, добыча.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте.

Месторождения Ростовской области.

60

Внутренние воды России.

с. 132-134

1

23.04

Водные объекты нашей страны: реки, озёра, болота, ледники и подземные воды. Термины: «водохранилища», пруды, каналы. Их использование. Условные обозначения внутренних вод России на карте.

Нахождение и показ по физической карте России водоёмов.

Водные объекты, созданные человеком в нашей местности. Составление рассказа об одном из водоёмов Ростовской области. Охрана воды от загрязнения в Ростовской области.

61

Подземные воды.

с. 135-136

1

29.04

Источники подземных вод. Процесс образования родников. Практическое использование подземных вод.

Работа с текстом, рисунком учебника. Словарная работа.

Источники подземных вод в нашей местности.

62

Река, её части. Горные и равнинные реки.

с. 136-138

1

30.04

Образование рек, части реки, определение, правого и левого берега. Отличие горных рек от равнинных. Скорость течения. Названия крупных рек России.

Выделение частей реки. Зарисовка схемы реки. Нахождение на карте рек Дон, Днепр, Урал.

Реки Ростовской области.

63

Использование рек.

с.139-141

1

06.05

Как люди используют реки. Использование рек в промышленности и с\х. Строительство ГЭС Значение воды в природе и жизни человека.

Показ рек на физ. карте России.

Использование рек Ростовской области в жизни и деятельности человека.

64

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

с. 141-143

1

07.05

Понятия: озеро, пруд, водохранилище. Отличие. Значение в жизнедеятельности человека. Озёра Ладожское и Онежское.

Зарисовка схемы озера. Показ на физической карте крупных озёр России.

Водохранилища, пруды, озёра Ростовской области.

65

Озеро Байкал.

с. 144-145

1

13.05

Местоположение, значение, природные условия, растит. и жив. мир, деятельность человека.

Нахождение и показ по к\карте изученных озёр. ПР.Р.

66

Природа России и её охрана.

с. 145-148

1

14.05

Разнообразие природы России. Охрана природы. Заповедники, национальные парки.

Показ по физической карте заповедников и национальных парков на территории России.

Особенности природы Ростовской области. Охрана природы родного края.

67

По карте России.

с. 148-150

1

20.05

Игра-конкурс знатоков России.

Игра-путешествие по России (по карте). ПР.Р.

68

Итоговый урок. Экскурсия «По страницам учебника».

1

21.05

Повторение изученного в 6 классе материала.

Групповые задания по разделам учебника.

Учебно-дидактический материал для учащихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006

Методические пособия для учителя

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997

3. Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002

4. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000

5. Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М.: «Интеллект – Центр», 2001

7 класс

Учебно-дидактический материал для учащихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004

Методические пособия для учителя

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002

8 класс

Учебно-дидактический материал для учащихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004

Методические пособия для учителя

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

4. Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000

9 класс

Учебно-дидактический материал для учащихся

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII  вида. М.: «Просвещение», 2005

Методические пособия для учителя

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...