Преемственность в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ЗПР
материал

Клементьева Светлана Васильевна

Описание системы взаимодействия специалистов (участников образовательного процесса) в работе в дошкольниками с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ЗПР

Образовательная область

Воспитатель

Учитель – дефектолог

Педагог - психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по ФК

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Труд

Создание условий (поощрение самостоятельности, поручения) для формирования КГН и навыков самообслуживания в режимные моменты.

Формирование элементарных орудийных действий в процессе игр с песком, водой, сыпучими материалами и т.п. (экспериментирование).

Привлечение внимания к действиям педагогов и других работников детского сада для формирования первичных представлений о труде окружающих взрослых.

Развитие игровой деятельности

Проведение разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на формирование элементарного игрового опыта и коммуникативных умений.

-игры с природным, бросовым материалом и тканью;

- игры с бытовыми предметами – орудиями;

- игры с образными игрушками;

- театрализованные игры;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры.

Формирование коммуникативных навыков

Установление и поддержание эмоционального контакта с ребенком, включение его в совместную деятельность с детьми и взрослыми;

Проведение работы по преодолению повышенного психического возбуждения детей, поддерживать их положительный эмоциональный настрой;

Обучение детей элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно;

Сглаживание негативных тенденций в поведении  и во взаимоотношениях детей с окружающими, преодоление поведенческих стереотипов и формирование новых адекватных ситуации поведенческих моделей в режимные моменты, в совместной деятельности с ребенком и в процессе НОД;

Знакомство детей с эмоциональными проявлениями, связанными с оценкой и результатом поступка или деятельности, с эмоциональными состояниями  людей, сказочных героев, привлечение их внимания и стимулирование интереса к различным эмоциональным состояниям  человека.

Речевое развитие

Развитие речи и профилактика речевых нарушений

Систематизация и актуализация практически накопленного детьми речевого опыта на занятиях, организованных по принципу речевого общения на материале лексических тем.

Проведение специально организованных (индивидуальных и подгрупповых) занятий по развитию всех компонентов речи и профилактике речевых нарушений.

Работа по обогащению и развитию речи в режимные моменты и различных формах и видах детской деятельности

Чтение художественной литературы.

Актуализация сказочных сюжетов и образов в ходе образовательной деятельности

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира

Систематизация и актуализация представлений детей о себе и окружающем мире (с учетом изучаемой лексической темы) на занятиях, организованных по принципу речевого общения, в  ходе наблюдений, бесед и организации разнообразных отобразительных и сюжетно-ролевых игр во время, отведенное для свободной деятельности детей.

Проведение игр и игровых упражнений в рамках подгрупповых и индивидуальных занятий направленных на формирование у детей представлений о себе и окружающем мире.

Сенсорное развитие

Создание условий для развития всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного-двигательного, проприоцептивного, обонятельного и вкусового) с целью формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей (преодоление сенсорной дезинтеграции) во всех видах детской деятельности.

ФЭМП

Закрепление  и уточнение знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях учителя – дефектолога в играх и игровых упражнениях с математическим содержанием, а так же в режимные моменты, в игре и совместной деятельности с ребенком.

Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий направленных на:

- Формирование сенсорных эталонов

- Формирование количественных представлений;

- Развитие пространственного восприятия;

- Формирование временных представлений;

- Обучение счетным операциям.

Закрепление сенсорных эталонов, количественных представлений, развитие пространственного восприятия

Конструирование

Организация конструктивных игр во время, отведенное для свободной деятельности детей.

Проведение конструктивных игр в рамках подгрупповых занятий по ФЭМП.

Проведение игр направленных на развитие пространственных представлений

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Игры, построенные на использовании техник лепки, аппликации, рисования, организуемые на специальных занятиях, проводимых по подгруппам.

(Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, недоразвития их познавательной активности, внимания, допускается участие учителя – дефектолога или педагога – психолога в занятиях воспитателя. Тогда занятия проводятся интегрировано).

Использование элементов изобразительной деятельности в рамках подгрупповых занятий.

Творческие задания.

Музыкальное воспитание

Совместное проведение занятий с музыкальным руководителем

Сопровождение игр и игровых упражнений звучанием  фольклорных и классических  музыкальных произведений, инструментальной музыкой, детскими песнями;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Психолого-педагогический консилиум «Трудный ребенок - как ему помочь?»

Данный консилиум предполагает предварительную работу-проведение анкетирования учащихся с целью выявления трудновоспитуемых.Материалы консилиума показывают пути и методы работы с "трудными" учащимися....

Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и м...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЕНКА

Образец составления  психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольника...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...