6 класс ИЗО. Урок 1. ТЕМА УРОКА: Беседа «Декоративно – прикладное искусство».
план-конспект урока (6 класс)

Поурочное планирование по ИЗО 6 класс для  детей  с  ограниченными возможностями 8  вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 урок                                                                                       6 класс

ТЕМА УРОКА:   Беседа «Декоративно – прикладное искусство».

ЦЕЛЬ УРОКА:   ознакомление учащихся с лучшими образцами декоративно-      прикладного искусства. Развитие их эстетического вкуса, памяти, мышления. Прививать любовь к прекрасному.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:  иллюстрации различных видов декоративно-прикладного искусства, видеофильм по декоративно-прикладному искусству.

ХОД УРОКА.

  1. Организационная часть.

  1. Основная часть:

БЕСЕДА: «Декоративно-прикладное искусство».

   Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, парков и так далее. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные: мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки, а также орнаментные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий.

   Наш народ создал на протяжении многовековой истории своего развития произведения высокой художественной ценности. Народное изобразительное искусство богато и многообразно. В нём отразилось духовная и материальная жизнь народа, определяющаяся социально-экономическими и природными условиями. Творцами русского народного искусства издавна были крестьяне, городские и деревенские ремесленники.

   Произведения народного искусства всегда имели практическое назначение – это художественно оформленные орудия труда, жилища, предметы домашнего обихода, средства передвижения (телеги, сани), одежда, игрушки и многое другое.

   Создавая своё произведение, художник отталкивался от окружающей действительности, заимствовал формы и краски у природы, творчески перерабатывая их. Народному искусству свойственны красочность и декоративность.

  1. Резьба по дереву: ещё в прошлом веке  в крестьянском быту дерево было самым  распространённым материалом в строительстве, в изготовлении посуды, мебели и всевозможных орудий труда. Но крестьяне не только заботились об удобстве и практичности деревянных изделий, но и думали о их красоте. Простые обиходные вещи, сработанные из неброской липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, если бы искусные руки мастера не обрядили их изящной резьбой, способной соперничать тончайшими кружевами. С прикосновением резца к древесине происходило чудное преображение вещи. Солоницы, чаши, ковши, прялки, вальки, скамьи, сани, дуги. Архитектурные элементы избы, становились высокохудожественными произведениями декоративно-прикладного искусства. Лучшим материалом для резьбы является мягкая порода древесины лиственных пород: липы, ольхи, осины, груши, яблони, клёна. Существует несколько разновидностей резьбы по дереву. Старые мастера выполняли резьбу чаще всего без эскиза, постоянно импровизируя.

  1. Ткачество: широкое распространение в народном декоративно-прикладном искусстве получили узорное ткачество и набойка. Узорным ткачеством прославился г. Сапожок Рязанской губернии. Ткани выполнялись очень сложным переплетением нити утка и требовали большого технического мастерства. Орнамент преимущественно был геометрический. В сапожковых тканях он отличался сложным изрезанным контуром. Богатство достигалось определённой закономерностью сочетаний белого, чёрного, красного цветов. В некоторых старых деревенских домах и сейчас ещё можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшают стены «красный уголок», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы, рукава рубах, сарафаны, юбки. Особенно нарядную одежду надевали женщины, когда шли на сенокос или на первый выгон скота. В эти дни зелёные луга словно расцветали ослепительно переливающимися красками узоров. Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком богатом полотенце подносили хлеб, соль почётным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали стол в праздники. Все эти вещи, как правило, ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества  обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.

  1. Ручное ковроделе: когда археологи раскопали курганы на Горном Алтае, они обнаружили среди других предметов древнего быта остатки ковров, сотканные за несколько веков до нашей эры. Ковры ценили всегда. Ими торговали с другими странами. Они часто входили в посольские дары. Коврами взималась дань. Многие народы украшали свои жилища. Коврами застилали столы, лавки, сундуки, устилали полы, завешивали стены. Да и теперь без ковра в доме неуютно. В прошлом ковры ткали только вручную. С середины минувшего века их стали вырабатывать и машинным способом. Но и сейчас ковры ручной выработки  наиболее ценны. Они славятся прочностью, завершённостью рисунка, богатством колорита.

  1. Резьба по камню: камень – любимый отделочный материал архитекторов. Это естественно: он прочен, долговечен, а главное – красив. Самые смелые замыслы художников воплощаются в камне и живут века. Обработка камня – дело нелёгкое, оно требует терпения, упорства и огромного мастерства. Для художественной обработки применяется камень самых различных пород: это гранит, туф (дом культуры в ст. Вознесенской выложен туфом привезённым из  Армении), мрамор, известняк.

3. Просмотр видеофильма «Декоративно-прикладное искусство».

4  Закрепление нового материала:

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Расскажите об искусстве резьбы по дереву.

Что собой представляло ткачество на Руси?

Что такое ковроделие?

Рассказать о резьбе по камню.

4 Итог урока: на уроке проводилась беседа «Декоративно-прикладное искусство Руси». Просматривался видеофильм по декоративно-прикладному искусству.

  1. Домашнее задание: подобрать дома кусочки ткани с рисунком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии ." Народное и декоративно-прикладное искусство

  Урок дает последовательность выполнения работы по Бисероплетению. Даны основные Способы плетения бисером и пошаговая инструкция выполнения.    1.Способ параллельного плетения.    2.Способ  «скрутка»...

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству

Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования.  С каждым годом всё большее число...

УРОК ИЗО «Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства. Мозаика»

УРОК ИЗО«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства. Мозаика»...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Тема открытого урока: «Вязание крючком как вид декоративно- прикладного искусства».

Сформировать творческие способности у обучающихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка посредством вязания крючком....

Презентация к открытому уроку «Вязание крючком как вид декоративно- прикладного искусства».

Сформировать творческие способности у обучающихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка посредством вязания крючком....