Рабочая программа кружка по развитию речи детей 5-6 лет
календарно-тематическое планирование

Бурлакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа по развитию речи воспитанников старшей группы детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Развивающих логопедических занятий по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей шестого года жизни

на 2015-2016 уч.г.

Автор: учитель-логопед

             Бурлакова О. А.

Москва, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум  ветра,  журчание  воды.… Но  слова -  речевые  звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь  обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Развитие речи – её фонетической стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим – по своей направленности.

                Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха,   внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их ”тренировки“ часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление речевых дефектов у школьников, пропедевтическую логопедическую работу рекомендуется  начинать с  младшего дошкольного возраста.

        Предлагаемая программа подразумевает работу с детьми старшего дошкольного возраста в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.

Цели  программы:

 Предупреждение возникновения речевых нарушений и совершенствование    речи детей 5-6 лет, посредством игровых технологий.

В соответствии с этой целью ставятся основные задачи:

  • расширять объём понимания речи;
  • обогащать  словарный  запас;
  • формировать и совершенствовать грамматический стой речи;
  • совершенствовать фразовую речь;
  • развивать навыки  связной речи;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание, необходимых для успешного формирования звуко-произносительной системы языка;
  • формировать слоговую структуру слова;
  • развивать когнитивные функции (рече-слуховую память, слуховое внимание, словесно-логическое мышление)

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

Педагогу необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, Становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Все перечисленные выше особенности речи детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать при составлении планирования работы по предупреждению возникновения речевых нарушений у старших дошкольников.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Эффективность развивающих логопедических занятий определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов педагогического процесса: логопеда, родителей и педагогов.

           Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

            Развивающие логопедические  подгрупповые занятия по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей старшего  возраста проводятся с 1 октября.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходный характер речевого развития.  Частота проведения занятий: 2  раза в неделю.

Количество детей: до 10 человек.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

          Содержание  работы логопеда с детьми старшего  дошкольного возраста, в соответствии с федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного образования  (далее – ФГОС ДО), направлено на:

- организацию профилактической работы  по предупреждению возникновения речевых нарушений у дошкольников;

Подгрупповые занятия обеспечивают  расширение речевой практики детей.  В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Месяц

№ занятия

Лексическая тема

Развитие слухового и зрительного внимания

и восприятия, развитие фонематического восприятия,

дифференциации звуков, работа над слоговой структурой слова

Развитие просодической стороны речи, уточнение произношения звуков, воспитание общих речевых навыков

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Развитие речевого общения, связной речи

Октябрь

1

2

Игрушки

1. Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных

2. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных [а], [у], [о], [и] в словах; в выделении согласных [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков; в выделении конечных согласных [т], [п], [н], [м], [к] в словах.

3. Научить детей выделять  [б], [д], [г], [ф], [б'|, [д'], [г'], [ф']-  из ряда звуков, слогов, слов,

1. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики подготовить  артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции свистящих  и шипящих звуков.

2.Уточнить артикуляционные уклады свистящих и шипящих звуков.

3. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.

4. Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах.

5. Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

1. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.

2. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.

3. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.

4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.

5. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные: шерстяной, шелковый, резиновый, кожаный, пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый.

6. Закрепить в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть.

7. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы).

8. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао и т.д.

1. Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них. Помочь перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству.

3. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану.

3

4

Осень

5

6

Фрукты

7

8

Овощи

Ноябрь

9

10

Ягоды

11

12

Лес

13

14

Домашние животные

15

16

Домашние птицы

Декабрь

17

18

Дикие животные

1. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом

2. Познакомить детей с согласными звуками [в], [х], [в'], [х'], [с], [з], [с'], [з']., а также гласным звуком [ы].  

3.Научить выделять эти и другие пройденные звуки из ряда звуков, слогов, слов.

1.Продолжить совершенствование артикуляционного аппарата.

2.Уточнить правильную артикуляцию звуков  [р] [р’]

3. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.

4. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.

5.Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.

6. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

 

1. Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.

2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле.

3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят

4. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные

5. Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей, характеризующие ее.

6. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (кот-котик— котенька—котище)

1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.

2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.

3. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по предложенному плану (по всем лексическим темам).

4. Обучать составлению рассказов из 2—3 предложений по картинке с использованием данного плана.

19

20

Зимующие птицы

21

22

Животные жарких и холодных стран

23

24

Зима. Новый год

Январь

25

26

Человек. Семья.

зимние

27

28

Зимние забавы

29

30

Дом

31

32

Мебель

Февраль

33

34

Посуда

35

36

Продукты

37

38

Бытовые приборы

39

40

Защитники Отечества

Март

41

42

Мамин день

1. Работать над трехсложными словами со стечением согласных  и закрытым слогом (абрикос, будильник, сомосвал).

2.Познакомить детей со звуками [ш], [ж|; научить анализировать слоги с ними, выделять их из слов.

3.Познакомить детей с гласным [э]. Научить выделять его из ряда звуков.

1.Продолжить совершенствование артикуляционного аппарата.

2.Уточнить правильную артикуляцию звуков звуков [л], [л']

3. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета. Развивать и поощрять речевое творчество детей.

4. Совершенствовать четкость дикции.

5. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном

2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).

3. Продолжать работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных

4. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги (по всем темам).

5. Учить согласовывать числительные два и пять с существительными

6. Учить образованию и практическому употреблению глаголов в единственном и множественном числе

1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей — вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.

2.Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2—3 картинок и по картинке, в творческих пересказах.

3. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

43

44

Одежда

45

46

Обувь

47

48

Головные уборы

Апрель

49

50

Город

51

52

Транспорт

53

54

Профессии

55

56

Весна

Май

57

58

Перелётные птицы

59

60

Насекомые

61

62

Рыбы

63

64

Лето

Методическая литература.

1. Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез,  2011.

2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2001г.

3. В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2000г.

4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», Москва, Просвещение, 1991г.

5. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова «Логопедическая работа с дошкольниками», Москва, «Академия», 2003г.

6. А. Герасимова, О. Жукова «Уникальная методика развития речи дошкольника», СПб, «Нева», 2002г.  «Просвещение», 1981г.

7. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», Москва,

 8.Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» (в 2-х частях), Москва, «Просвещение», 1995г.

9. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников», СПб, «Союз», 2004г.

10. М.Г. Генинг, Н.А. Герман «Обучение дошкольников правильной речи», Чебоксары, 1980г.

11. Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет), Москва, «Гном и Д», 2002г.

12. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», М., «Просвещение», 1981г.

13. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва, «Гном-Пресс», 1998г.

14. Н.В. Дурова «Фонематика», Москва, «Мозаика-Синтез», 2002г.

15. Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова» , Москва, 2001г.

16. Н.В. Новоторцева «Учимся писать, обучение грамоте в детском саду», Ярославль, «Академия развития», 1998г.

17. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия,

18. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду», М, Просвещение, 1987 г.

19. Борисенко М.Г.,Лукина Н.А «Комплексных  занятия по сказкам», М, Паритет, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. 5 кл. Развитие речи. Для коррекционных школ

Рабочая программа. 5 кл. Развитие речи. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по разделу "Развитие речи и окружающий мир"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Развитие речи и окружающий мир»  Составила: учит...

Рабочая программа Письмо и развитие речи 4 класс VIII вида

Аннотация к программе Письмо и развитие речи, 4 класс         Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи   составлена на основании «Пр...

Рабочая программа кружка "Театр, где играют дети"

Рабочая программа кружка "Театр, где играют дети"...

Рабочая программа кружка по развитию речи детей 3-4 лет.

Рабочая программа по допобразованию...

Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4-5 лет.

Рабочая программа кружка по развитию речи у воспитанников средней группы детского сада...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...