Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4-5 лет.
календарно-тематическое планирование

Бурлакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа кружка по развитию речи у воспитанников средней группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_5.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Развивающих логопедических занятий по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей пятого года жизни

на 2015-2016 уч.г.

Автор: учитель-логопед

             Бурлакова О. А.

Москва, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

          В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

         В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

          Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

           В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

        Предлагаемая программа подразумевает работу с детьми младшего дошкольного возраста в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.

Цели  программы:

 

Предупреждение возникновения речевых нарушений и совершенствование    речи детей 4-5 лет, посредством игровых технологий.

В соответствии с этой целью ставятся основные задачи:

  • расширять объём понимания речи;
  • обогащать  словарный  запас;
  • формировать и совершенствовать грамматический стой речи;
  • совершенствовать фразовую речь;
  • развивать навыки  связной речи;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание, необходимых для успешного формирования звуко-произносительной системы языка;
  • формировать слоговую структуру слова;
  • развивать когнитивные функции (рече-слуховую память, слуховое внимание, словесно-логическое мышление)

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

          Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

         

         Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

         

         Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом

         

          В этот период совершенствуется речевой слух детей.                           Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

         

           Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

         

            В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

            К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами

         

             В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

        Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер.

           Со временем дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, Становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Все перечисленные выше особенности речи детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать при составлении планирования работы по предупреждению возникновения речевых нарушений у  дошкольников 4-5 лет.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Эффективность развивающих логопедических занятий определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов педагогического процесса: логопеда, родителей и педагогов.

           

           Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

           

           Развивающие логопедические  подгрупповые занятия по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей среднего  возраста проводятся с 1 октября.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходный характер речевого развития.  Частота проведения занятий: 1  раз в неделю.

Количество детей: до 10 человек.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

          Содержание  работы логопеда с детьми среднего  дошкольного возраста, в соответствии с федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного образования  (далее – ФГОС ДО), направлено на:

- организацию профилактической работы  по предупреждению возникновения речевых нарушений у дошкольников;

Подгрупповые занятия обеспечивают  расширение речевой практики детей.  В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Месяц

№ занятия

Лексическая тема

Развитие слухового и зрительного внимания

и восприятия, развитие фонематического восприятия,

дифференциации звуков, работа над слоговой структурой слова

Развитие просодической стороны речи, уточнение произношения звуков, воспитание общих речевых навыков

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Развитие речевого общения, связной речи

Октябрь

1

Игрушки

1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов

2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

3. Работать над двусложными и трехсложными словами из открытых слогов

4. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

5. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау|, [уа].

6. Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].

1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях

3. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа — названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели.

2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей).

3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

4. Закрепить в речи простые предлоги: на с, в из.

5. Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.

1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.

2. Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов: — Кто это? — Это кот. — Что ты видишь? — Я вижу дом. Где книга? — Книга на столе.

3. Учить детей составлять простые предложения из 2—3 слов (по демонстрации действия и по картинке).

4. Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2—3 предложений об овощах, фруктах, грибах,домашних животных и птицах, игрушках.

2

Осень

3

Фрукты

4

Овощи

Ноябрь

5

Ягоды

6

Лес

7

Домашние животные

8

Домашние птицы

Декабрь

9

Дикие животные

1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.

2. Работать над односложными словами из закрытого слога.

   

 3. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].

4. Учить детей выделять из ряда звуков гласные |о|, |и|.

5. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ои], |ио|, |ao], [оа], [уо], [оу], [иу|, [уи].

6. Учить детей выделять начальные ударные звуки |у|, [о] в словах и различать слова с начальными ударными звуками |а], [у], [и], [о].

1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

2. Уточнить  правильную артикуляцию свистящих звуков.

3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [и], [м], [н], [д], [т], [г]. [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

4. Закрепить умение изменять силу голоса, учить детей говорить тише, громче.

5. Продолжить работу над темпом речи.

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию.

1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

2. Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в из, по.

3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят.

4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных:

1. Заниматься совершенствованием диалогической речи. Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.

2. Закрепить умение строить предложения из 2—3 слов по демонстрации действий и по картинке.

3. Закрепить умение повторять рассказ из 2—3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных.

4. Учить детей пересказывать тексты из 2—3 простых предложений.

10

Зимующие птицы

11

Животные жарких и холодных стран

12

Зима. Новый год

Январь

13

Человек. Семья.

зимние

14

Зимние забавы

15

Дом

16

Мебель

Февраль

17

Посуда

18

Продукты

19

Бытовые приборы

20

Защитники Отечества

Март

21

Мамин день

1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.

2. Работать над двусложными словами с закрытым слогам (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, аист).

3. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными |а|, [у], [о], [и].

4. Упражнять детей в выделении звуков [т|, |п], [н], [м|, [к] из ряда звуков.

5. Учить выделять конечные, а затем начальные согласные 1т1 [п| [н|, 1м], [к] в словах.

6. Упражнять детей в анализе и синтезе обратных слогов: an, on, уп, ип; am, от, ут, ит; ак, ок, ук, ик и т.д., а затем и прямых слогов: та, то, ту, ти и т.д.

7. Дать детям представление о гласном и согласном звуках их различиях.

8. Учить детей подбирать слова на заданный согласный звук.

1. Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.

2.Уточнить артикуляционные уклады шипящих звуков

3. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

4. Работать над плавностью речи.

5. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.

1. Закрепить в речи все пройденные предлоги: на, с, в, из, по.

2. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.

4. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д.

1. Закрепить умение составлять предложения из трех слов.

2. Продолжать упражнять детей в пересказе текстов из 2—3 предложений.

3. Учить детей составлять рассказы из 3 предложений о предмете и по картинке, сначала предметной, а потом сюжетной.

4. Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.

5. Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца.

22

Одежда

23

Обувь

24

Головные уборы

Апрель

25

Город

26

Транспорт

27

Профессии

28

Весна

Май

29

Перелётные птицы

30

Насекомые

31

Рыбы

32

Лето

Методическая литература.

1. Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез,  2011.

2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2001г.

3. В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2000г.

4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», Москва, Просвещение, 1991г.

5. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова «Логопедическая работа с дошкольниками», Москва, «Академия», 2003г.

6. А. Герасимова, О. Жукова «Уникальная методика развития речи дошкольника», СПб, «Нева», 2002г.  «Просвещение», 1981г.

7. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», Москва,

 8.Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» (в 2-х частях), Москва, «Просвещение», 1995г.

9. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников», СПб, «Союз», 2004г.

10. М.Г. Генинг, Н.А. Герман «Обучение дошкольников правильной речи», Чебоксары, 1980г.

11. Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет), Москва, «Гном и Д», 2002г.

12. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», М., «Просвещение», 1981г.

13. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва, «Гном-Пресс», 1998г.

14. Н.В. Дурова «Фонематика», Москва, «Мозаика-Синтез», 2002г.

15. Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова» , Москва, 2001г.

16. Н.В. Новоторцева «Учимся писать, обучение грамоте в детском саду», Ярославль, «Академия развития», 1998г.

17. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия,

18. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду», М, Просвещение, 1987 г.

19. Борисенко М.Г.,Лукина Н.А «Комплексных  занятия по сказкам», М, Паритет, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....

Рабочая программа кружка по развитию речи детей 3-4 лет.

Рабочая программа по допобразованию...

Рабочая программа кружка по развитию речи детей 5-6 лет

Рабочая программа по развитию речи воспитанников старшей группы детского сада...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...