Мероприятия по профилактике нарушений письменной речи
презентация к уроку

Николаева Мария Дмитриевна

Презентация для учителей начальных классов "Мероприятия по профилактике нарушений письменной речи". В данной презентации рассказывается о нарушениях письменной речи, таких как дисграфия и дислексия. Причины их возникновения. Классификация дисграфических ошибок и логопедическая работа по профилактике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon narusheniya_pismennoy_rechi.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения письменной речи Составитель: учитель-логопед Николаева М.Д.

Слайд 2

Нарушения письменной речи

Слайд 3

Дислексия Частичное расстройство овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Слайд 4

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Слайд 5

Дисграфия Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письма.

Слайд 6

Причины возникновения нарушений письменной речи Органические речевые расстройства Системное нарушение речи, недоразвитие устной речи во всех её звеньях Задержка в формировании определенных функциональных систем, важных для овладения письменной речью Трудности становления процесса латерализации Несформированность произвольной моторики, недостаточность слухомоторных координаций и чувства ритма Наследственная предрасположенность

Слайд 7

Классификация дисграфических ошибок Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия Пропуски гласных букв: всят- висят; комнта- комната . Пропуски согласных букв: комата- комната; вей- всей ; Пропуски слогов и частей слова: стрки- стрелки ; Замена гласных: пище- пищу, сесен- сосен ; Замена согласных: тва-два, роча-роща . Перестановка букв и слогов: онко- окно ;

Слайд 8

Недописывание букв и слогов: чере- через, на ветка- на ветках; Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, сснег- снег ; Искажение слова: мальни- маленький, чайщик- чащи ; Слитное написание слов и их произвольное деление: д ва- два, в ся – вся ; Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл землю. Белым ковром.- Снег покрыл землю белым ковром. Нарушение смягчения согласных: болшой- большой, толко- только.

Слайд 9

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Нарушения согласования слов: с еловый ветки- с еловой ветки, появилось трава - появилась трава. Нарушения управления: с ветка - с ветки. Умчались к чащу - умчались в чащу. Замена слов по звуковому сходству. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще - в роще, на бухли - набухли.

Слайд 10

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б; замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов : и-ш, ц-щ ; замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м; зеркальное написание букв: с, э, Ю ; пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Слайд 11

Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии: Развитие фонематического восприятия . Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Развитие навыков звукового анализа и синтеза . Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Слайд 12

Игры и упражнения , способствующие устранению нарушений процесса письма

Слайд 13

Прочитай пословицу по первым буквам картинок Упражнение «Расставь буквы» Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и написать слова, которые получились

Слайд 14

«Найди все слова в цепочке» «Спрятанные слова» Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов. Упражнение: «Составь слова» к, о, с (сок) е, р, о, м (море) у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша) м, р, и (мир) а, к, у, р (рука) т, о, р (рот) б, о, н, е (небо) ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса) д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников

В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....

Профилактика нарушений письменной речи у первокласников

В презентации описано понятие дисграфии, виды ошибок при различных формах дисграфии и примерные задания, направленные на профилактику нарушений письменной речи...

Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".

В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...