Выступление на м/о учителей начальных классов
статья

Ерёмина Валентина Алексеевна

 Тема: «Лексика и фразеология детей , поступающих в первый класс.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.docx12.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на м/о учителей начальных классов по теме: «Лексика и фразеология детей , поступающих в первый класс.»

             Особенности словаря первоклассников индивидуальны.  В активном словаре ребенка, поступающего в школу, отражена его жизнь: он знает и употребляет  относительно  много слов,связанных с домашним бытом, с играми, знает немало названий растений, животных, лексику защиты родины, труда,  наиболее популярных профессий, лексику космоса, лексику чтения.

Некоторая часть слов усвоена детьми у взрослых без понятийной основы: дети неточно понимают значение этих слов или не понимают вовсе и употребляют не у места: «строчили с автоматов»; «синички прыгали по веткам( воробьи)».

Детское словотворчество встречается не у многих детей. Слова созданные самими детьми, как правило, не нарушают норм русского языка: купательный  вместо купальный, растеплело, улет птиц, покупил…

Словарь семилеток беден, им часто не хватает слов, причем чаще всего  из- за узости  активного словаря :слово ребенку понятно , но сам он его не использует;  в процессе синтеза предложений берет первое попавшееся. Не ищет наиболее точного , так как  не умеет пользоваться  синонимикой русского языка (большой, очень большой, очень- очень большой.) В речи детей нередки формы  обладающие высокой выразительностью, эмоциональными окрасками. Но дети уже стесняются  непосредственных и наивных метафор и начинают их избегать.

 Редки фразеологизмы, особенно литературные,  встречаются отдельные фразеологические единицы народно- поэтического присхождения( битый небитого везет).  Значительно снижается  использование детского фольклера: песенок ( втом числе заимствованых из детских книжек), считалок,  стихотворных текстов связанных с процессом игры, и  т. п.

Насколько  же  детская речь соответствует нормам ,принятым  в литературном языке?  Наиболее распространенный недостаток у них- инертность слов и оборотов речи, состоящая в том , что ребенок повторяет уже раз употребленную речевую форму в последующих высказываниях: ( Было лето. День был солнечный. Небо было  голубое. Нам было жарко.)

Также будущие первоклассники допускают много ошибок , связанных с грамматикой. Они не всегда  знают правильное управление (Нарубили дрова; были у сестре),  ошибаются в согласовании ( большая окошко, вся семья были рады), неудачно используют местоим6ния( Дети, когда они пришли домой, они подарили маме цветы.) Частая ошибка – неудачный порядок слов.

  Очень большую роль играет  в речевом развитии речевая среда. В речи появляются обороты не свойственные возрасту: канцеляризмы,  штампы, рассуждения.Дети перенимают многие фразы,раноначинают пользоваться обособленными оборотами, вводными словами. Употребляют  сложноподчиненные предложения.  Понятие, какие слова можно употреблять, а какие нельзя  формируется в семье.

Знание достоинств и недостатков речи поможет учителю в организации речевого развития  детей , поступающих в первый класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»

Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти опт...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью»....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...