Статья на тему: "Профилактика девиантного поведения младших школьников"
статья

Лазарева Юлия Игоревна

Индивидуальная помощь девиантному ребенку в классе - это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с воспитанником или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_deviantnogo_povedeniya_mladshih_shkolnikov.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика девиантного поведения младших школьников

Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, учителей и родителей. Школа, как мощный институт социализации несовершеннолетних, должна стать центром и правовой культуры, и социализации подростков. В каждой школе необходимы психолог и социальный педагог. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи, необходимо, прежде всего, потому, что личность матери и личность отца, их характер, темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских взаимоотношений, повседневное поведение в быту, степень их культурности, образованности являются решающим фактором воспитания детей.

Основными направлениями работы с девиантным поведением у младших школьников являются: диагностика девиантного поведения и его признаков, профилактические мероприятия и коррекция отклоняющегося поведения. Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения младших школьников осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и педагога предметника имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.

Работа классного руководителя является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с подростками; делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; организует и координирует комплексную работу по коррекции девиантного поведения школьников.

Педагог дополнительного образования изучает интересы учащихся; создает условия для их реализации; развивает возможности личности в профессиональном самоопределении; решает проблемы рациональной организации свободного времени.

Социальный педагог изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне; поддерживает подростков, попавших в экстремальные ситуации; взаимодействует с центрами психологической поддержки подростков с девиантным поведением.

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

- диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;

- проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

- содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения (психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;

- реализация разрабатываемых программ на уровне школы;

- информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы.

Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения младших школьников.

При осуществлении индивидуального подхода к детям задачи социального работника заключаются в следующем: хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования; при выборе приёмов воспитательного воздействия на младших школьников учитывать их индивидуальные особенности; проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку.

Коррекция девиантного поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ученика. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного агрессивного школьника и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.

Индивидуальная помощь девиантному ребенку в классе - это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с воспитанником или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

При оказании индивидуальной помощи в коррекции девиантного поведения необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем школьника с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
  2. Классификация выявленных проблем по принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам; источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного ребенка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация; степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.
  3. Ранжирование проблем ребенка по степени значимости их с точки зрения его социализации.
  4. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.
  5. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
  6. Выбор основного пути индивидуальной помощи детям с девиантным поведением на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.
  7. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
  8. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).
  9. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы ребенка младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Ковальчук М.А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста / М.А. Ковальчук // Начальная школа. – 2002. – №12. – С.31-33.
  2. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально-опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
  3. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция / Н.А. Рычкова. – М., 2001. – 416 с. – ISBN 5-9472-3061-1.
  5. Семенов Г.С. «Методики работы социального   педагога», М,2004 г.
  6. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Трикста, 2015. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики девиантного поведения младших школьников

В основном воспитательная работа по кор­рекции девиантного поведения направлена на то, чтобы поста­вить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, за­мещение, вытесне...

Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»

Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»...

Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.

Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ "ПРОФИЛАКТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение являются базой и средством дальнейшего обучения.Ошибки письма носят у младших школьников с...

Статья "Причины и факторы девиантного поведения школьников".

Одной из важных проблем современной школы является проблема отклоняющегося (девиантного) поведения школьников. Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возраст...

Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»

Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....

Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»

Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»...