Главные вкладки

    Методическая брошюра "Биологическая обратная связь БОС «Здоровье»"
    материал

    Гуржуева Наталия Константиновна

    «Сознательное управление механизмами здоровья, в частности диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи биологической обратной связи» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Методическая брошюра1015.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основа методики — уникальный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), выработанный по методу БОС. Этот тип дыхания известен в России и за рубежом как дыхание по методу Сметанкина А.А. 
    Достижения в области медицины, физиологии и электроники позволили создать базу для принципиально нового направления в исправлении нарушенных функций организма методом биологической обратной связи (БОС). Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Дыхание–важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца используются датчики частоты сердечных сокращений (ЧСС), прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов –ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

    Программа рассчитана на детей от 5 лет часто и длительно болеющих ОРЗ и гриппом. Программа БОС проводится как индивидуально так и в группе оптимально до  4-х человек.

    Цель программы БОС «Здоровье»:  Укрепление  и  оздоровление  часто  и  длительно  болеющих воспитанников на основе метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца.

    Задачи:1.Формирование у детей нового типа дыхания - синхронизация фаз дыхания и работы сердца.2. Снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка.3.Обучение детей валеологическим знаниям.
    Назначение :
    —профилактика заболеваний дыхательной ,сердечно-сосудистой и нервной систем;
    — предупреждение и защита от последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения; 
    — оздоровление организма, формирование навыков здорового образа жизни.

    Показания: 
    Медико-психолого-педагогические показания: 
    — профилактическая  работа в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
    — оздоровление группы часто и длительно болеющих детей;
    — коррекция поведения (гиперактивность, дефицит внимания);
    — улучшение концентрации внимания, памяти;
    —повышение академической успеваемости;
    — умение справляться со стрессом;
    — адаптация к трудностям самостоятельной жизни;
    — формирование навыков здорового образа.
     

    Критерии ограничения и противопоказания на участие в занятиях..В этой программе не принимают участие дети:

    1. Младше 4,5 лет.2. С повышенной судорожной готовностью и выраженным органическим поражением головного мозга.3. С сопутствующими  соматическими заболеваниями  в  фазе обострения.4.С острыми инфекционными заболеваниями.5.С диагнозом эпилепсия.6. С нарушениями сердечного ритма.

    Этапы освоения диафрагмально-релаксационного дыхания
    1. Обучение технике дыхания животом (диафрагмальное дыхание,проводится без сигналов обратной связи)

    2. Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС-БОС)   http://smetank.in/Htm_Rus/pict/zdor_datchik3_mini.jpg

    1. Датчики ЧСС регистрируют частоту сердечных сокращений. 
    В ходе урока здоровья (сеанса БОС) учащийся видит и слышит, как работает его сердечно-сосудистая и дыхательная системы
    2. Компьютерный тренажер преобразует изменения в работе сердца (ДАС) в видимые и слышимые сигналы обратной связи.

    http://smetank.in/Htm_Rus/pict/zdor_interface8_mini.jpg






    Частота сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе увеличивается:
    цветовой столбик в окне программы нарастает, тональность звука повышается
    ЧСС на выдохе уменьшается:
    цветовой столбик опускается, тональность звука понижается
    ЧСС ниже установленного порога — выдох сделан правильно!

    окно программы свободно от цветового столбика, слышен “струнный звук”
    3. Компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха, помогает выработке навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

    Игра - главное условие реализации технологии БОС. Игра – важнейший вид детской деятельности, путь детей к познанию мира. В детском возрасте игра является важнейшим средством образовательного и воспитательного процесса.
    В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7-10 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха (подборки слайдов в музыкальном сопровождении) и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Цикл занятий: «Здоровый окружающий мир» знакомит детей с окружающим миром, миром животных, растений, транспорта, явлениями природы. «Здоровая Азбука» помогает ребёнку познакомиться и изучить буквы родного алфавита. Дети совершают путешествие в мир букв и слов, учатся находить место буквы в слове, знакомятся с делением слов на слоги.

         

    ГБУ ЦСРДИ и ДОЖ

    «СОЛНЫШКО»

    Биологическая обратная связь

    БОС  «Здоровье»

    «Сознательное управление механизмами здоровья, в частности диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи биологической обратной связи»

    А.А. Сметанкин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

    В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

    презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

    В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

    Организация обратной связи на уроках истории

    Способы и приемы проверки домашнего задания и обученности обучающихся....

    ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЭНЕРГИЯ - ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

    Этот урок является завершающим в разделе: «Законы сохранения в механике». На него отводится два учебных часа. Для его проведения я вы...

    Урок «Биологическая обратная связь – зеркало здоровья»

    Тема урока:«Биологическая обратная связь – зеркало здоровья».Цель урока:Ø дать обучающимся представление о методе биологической обратной связи. Планируемые результаты  (в соответствии ФГОС)1...

    МАСТЕР – КЛАСС «Биологическая обратная связь – зеркало здоровья»

    Дыхание. Связь работы сердца и дыхания.Всем известно, что:Без еды человек может прожить 30-40 дней;Без воды 5-10 дней;Без воздуха всего лишь несколько минут.Это означает, что дыхание – важнейший физио...