Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)
проект

Лёвочкина Наталья Александровна

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Семья»

        Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

       В ходе обучения в десятом классе обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а так же в досуговой деятельности.

       В десятом классе все уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физическая культура», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. Обучение учащихся на основе метода « проектов» основано на концентрическом принципе.

       Актуальность реализации проекта:

 Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между членами семьи всей тяжестью ложится на ребенка.

      Выбор тем для проекта ориентирован на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отражает различные стороны человеческого бытия: явления нравственной жизни подростка и окружающих его сверстников и взрослых

      Для подготовки и реализации «проекта  семья» на интегрированных уроках по предметам, которые учащиеся изучали в первом-девятом классах, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки с иллюстрациями и подписями по теме «Семья», поделки из природного, бросового материала, бумаги и ткани, подготавливается спектакль или ситуационная сюжетно-дидактическая игра, выпускается настенная газета.

     В процессе работы над проектом «Семья» предполагается последовательное использование следующих упражнений: практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения; театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности.

    Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. В ходе трудовых операций, в конструктивной деятельности. Тематическое планирование по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «ручной труд», «Адаптивная физическая культура» осуществляется на основе содержания уроков по этим предметам, представленного в девятом классе. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Таким образом, тематическое планирование уроков по предметам, указанным выше, соотносится с темами проектов и направлениями социализации учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.

Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам

Проект «Семья»

Содержание проекта:

-сюжетно-ролевая игра «Семья» (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»;

-рассматривание картин, фотографий семей учащихся, отражающих их совместный отдых, труд родителей и пр. (уроки по предмету «развитие речи и окружающий мир»);

-изготовление фоторамок и помещение в них фотографий семей учащихся (уроки по предмету «Ручной труд»);

-вязание крючком кухонных прихваток, изготовление салфеток для украшения дома, выставка работ учащихся, конкурс на лучшее изделие (уроки по предмету «ручной труд»);

-чтение (в том числе пиктографическое) текстов,  заучивание стихотворений о членах семьи, о совместности  активном отдыхе, о безопасном поведении дома и т.п. (уроки по предметам «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ»);

-спортивные игры, двигательные упражнения в соответствие с психофизическими возможностями учащихся (уроки по предмету (Адаптивная физическая культура»).

Итоговое мероприятие: праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на 2019-2020 уч.год ( 10 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Упражнения на формирование осанки. Игра «Семья»

1

2

Упражнения  на движения мимической мускулатуры  по подражанию

1

3

Упражнения на развитие слухового восприятия. Игра «»Семья и я»

1

4

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

1

5

Экскурсия в осенний парк. Осенние прогулки с семьей

1

6

Словесные игры «Кто старше? », «Кто младше? », «Подскажи словечко», «Родственные отношения»

1

7

Настольная игра «Чей малыш?»

1

8

Упражнения  с сюжетной  картиной «Семья»

1

9

Чтение стихов и сказок о семье, совместное их обсуждение

1

10

Рассматривание картин, фотографий семей

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» на 2019-2020 уч.год ( 10 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

«Чтение» пиктографических стендов по теме: Семья

1

2

Составление рассказа «Мама, папа, я» с опорой на пиктограммы

1

3

        Разыгрывание содержание картины «Мы идем в магазин».

1

4

Подбор карточки со своим именем к своей  фотографии

1

5

Заучивание стихотворений по пиктограммам на тему «Семья»

1

6

Рассматривание  сюжетно-бытовых картин на тему: «Бытовые приборы».

1

7

Театрализованная игра  «Семья на отдыхе» (имитация движений, звукоподражание)

1

8

Знакомство со словами МАМА, ПАПА, БАБА

1

9

Слушание аудиокниг на тему «Семья»

1

10

Совместный с учащимися выпуск стенгазеты «Моя семья»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» на 2019-2020 уч.год ( 15 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Пальчиковая гимнастика: «Сорока - белобока», «Ладушки»

1

2

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров

1

3

       Упражнение с внутренними трафаретами: «Семейный дом» (обводка)

1

4

Рисование по точкам – ориентирам: «Семья»

1

5

  Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры на тему: «Семейные праздники»

1

6

Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура. Аппликация «Семья»

1

7

Выполнение узора на полоске. Аппликация «Семья».

1

8

Упражнения в написании заглавных букв своего имени по контурным линиям (точкам)

2

9

«Письмо»  букв: А, О, У, И по внутреннему трафарету

1

10

«Письмо»  букв: М, П, Б, Д по внутреннему трафарету

1

11

       Подпись  своего имени по контурным ориентирам под фотопортретом

1

12

Запись числа даты рождения по контурным линиям (по точкам) в тетради

1

13

Изготовление книжек самоделок по бытовым ситуациям: «Умывание», «Навыки одевания»

2

Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» на 2019-2020 уч.год ( 15 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная), их назначение

1

2

Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению.

1

3

       Уход за обувью (средства и приспособления для ухода за обувью).

1

4

Овощи и фрукты.  Значение продуктов питания для здоровья человека.

1

5

     Виды салатов, рецепты.

1

6

Столовая посуда, приборы – назначение.

1

7

Виды мебели. Д/И «Узнай и покажи»

1

8

      Гигиенические требования к жилому помещению.

Д/И «Чистота – залог здоровья»

1

9

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)

1

10

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

1

11

Правила поведения в гостях. Ролевая игра «Вы пришли в гости»

1

12

      Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе

1

13

Магазин «Фруктов». Виды товаров, порядок приобретения, стоимость.

1

14

Магазин «Овощей». Виды товаров, порядок приобретения, стоимость

15

Правила поведения в магазине.

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» на 2019-2020 уч.год ( 5 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Развитие умения правильно держать карандаш

1

2

      Рисование линий.

1

3

     Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы.

1

4

     Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу

1

5

     Раскрашивание контурных изображений красками на тему: «Семья»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» на 2019-2020 уч.год ( 50 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров

1

2

Пальчиковая гимнастика

1

3

      Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами.

1

4

Лепка из пластилина «Овощи»

2

5

      Лепка из пластилина «Фрукты»

2

6

Лепка из пластилина «Стол»

2

7

Лепка из пластилина «Дом»

2

8

Лепка из пата (цветного теста) хлебобулочных изделий

2

9

Аппликация из геометрических фигур по образцу «Дом», «Кораблик», «Машина»

1

10

Упражнения с разрезными картинками со смысловым значением на тему «Семья»

1

11

Конструирование из палочек по рисунку-образцу «Рыба», «Бабочка»

1

12

      Изготовление из семян «Осеннее дерево»

2

13

Изготовление из природного материала «Собака»

3

14

Аппликация из крупы «Курица»

2

15

Аппликация из крупы «Цыпленок»

2

16

Металлический конструктор «Качели»

1

17

      Изготовление фоторамок и помещение в них фотографий семей учащихся

4

18

Свойства ниток. Наматывание ниток на геометрические фигуры

1

19

Связывание ниток в пучок. Аппликация из ниток «Кот»

2

20

Плетение косички из толстых шнуров

2

21

Завязывание узелков на концах

1

22

Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из пучков нитей, шпагата

4

23

Вышивание закладки

3

24

Вязание крючком кухонных прихваток

4

25

Игрушка из ниток «Домашний питомец»

3

Календарно – тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» на 2019-2020 уч.год ( 10 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Расширение знаний учащихся о предметах одежды.

1

2

Бытовая стиральная машина: общие сведения об устройстве и порядке работы. ТБ при машинной стирке.  

2

3

Правила применения моющих средств,  при стирке.

1

4

Дифференциация одежды при стирке.

1

5

Сушка выстиранных предметов

1

6

Электроутюг: подготовка к работе и ТБ при работе.

1

7

Глаженье мелких предметов.

2

8

Последовательность ремонта одежды по распоровшемуся шву.

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Самообслуживание» на 2019-2020 уч.год ( 5 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Правила работы в кабинете. Правила поведения в кабинете.

1

2

Рабочее место за партой. Порядок на рабочем месте во время уроков.

1

3

Школьные принадлежности. Содержание в порядке школьных принадлежностей.

1

4

Части тела человека.

1

5

Правая, левая рука, правая, левая нога.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

    В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ...

«Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

    В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ...

Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...