Групповое логопедическое занятие. Звуки [с] [с`]. Буква Сс
план-конспект

Гладких Нина Владимировна

Групповое логопедическое занятие для учащихся первого класса с ОНР или ФФН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_s.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки  [с] [с’]. Буква Сс.

Цель занятия: Уточнить и закрепить  правильное произношение звуков [с] [с’], дать их характеристику, учить дифференциации звуков [с] [с’].

Задачи:

Обучающие:

Учить слышать звуки [с] [с’] в потоке других согласных звуков;

Учить определять место звука в слове;

Учить звукослоговому анализу слова;

Познакомить с буквой Сс и её графическим изображением;

Формировать навык чтения.

Коррекционные:

Развивать фонематический  и речевой слух, память, мышление, артикуляционную и общую моторику, словарный запас.

Исправлять недостатки произношения в процессе занятия способом «по подражанию»

Воспитательные:

Развивать навыки самоконтроля;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе:

Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;

Воспитать положительную мотивацию к процессу воспитания.

  1. Организационный момент. Поздороваться с гостями.
  2. Дыхательная гимнастика. Пропеть гласные звуки. Сколько гласных звуков в русском языке. (В русском языке  6 гласных звуков)
  3. Послушайте стихотворение. Подумайте и  скажите, какой согласный  звук чаще всего встречается в этих строчках.

Соня спит, она устала,

Но давно уж солнце встало.

Соня, Сонечка, проснись,

Солнцу, Соня, улыбнись!

  1. Какие звуки мы будем изучать на занятии? Звуки [с] [с’].
  2. Тема занятия: Звуки [c] [c’], букса С  (эс)
  3. Цель занятия: Научиться слышать звуки[c] [c’] в потоке речи и правильно писать слова.
  4. Гимнастика для язычка.
  1. Заборчик-трубочка,
  2. Блинчик
  3. Наказать непослушный язычок.

6.Давайте вспомним, как правильно произносится этот звук.  Улыбнитесь, покажите зубки, оставьте между зубами небольшую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх, чтобы она была похожа на горку. Струя воздуха идёт вперёд только через маленькую щель.

 Произнесём С…..

Произнесем С’…..

Произносим хором.

В момент выдоха определите, какой воздух вы ощущаете - холодный или горячий?

7.Давайте посмотрим на звуковичка и дадим характеристику звукам [с] [с’]. Кто даст характеристику звука [с] [с’]?

8.Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

9.Давайте посмотрим, как пишется буква Сс и напишем её в воздухе.

10.Подготовка рук к письму.  Пальчиковая гимнастика: «Пальчики встали – сели», «Яблоко».

11.Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. «Капельки»

12.Откройте тетради, пропустите 2 узких строчки, в третьей узкой строчке запишите число.

13.Запишем заглавную и строчную букву Сс.

14.Ребята, а давайте вспомним, когда мы пишем слова с заглавной буквы? (города, имена, фамилии и т.д.).

15.К нам на занятие пришли ребята: Соня и Сеня.

Чем их имена похожи? Они начинаются с буквы С.

А чем отличаются? Имя Соня начинается с твердого звука, а имя Сеня с мягкого звука. Запишем в тетради имена ребят и зажжем огоньки.

  1. Поиграем в игру «Поймай звук».

Ловим звуки [c] [c’]. Хлопаем в ладоши, когда услышите эти звуки.

[с] [к] [п’] [б] [ с’] [в] [к’] [п] [c] [д] [х] [х’] [c’] [c]

  1. Молодцы. Соня и Сеня играли с карточками и перепутали их, давайте поможем ребята правильно разложить карточки по конвертам.

Команда Сони будет собирать карточки, где звук [c] твердый, а команда Сени будет собирать карточки, где звук [c’] мягкий.

Делаем вывод, какие гласные буквы помогают звуку стать мягким как травка, а какие гласные буквы оставляют звук твёрдым как лед.

  1. Гимнастика. «Солнце, воздух, ветер, вода, земля»
  2. Ребята Соня и Сеня очень любят гулять в парке и кормить птиц. Давайте узнаем, каких птиц кормит Соня, а каких Сеня.
  3. У вас на столе лежат карточки с цифрами, возьмите их и разложите на парте перед собой. Я буду называть слово, а вы считать, какие по счёту будут в слове звуки [c] [c’].

Сок (1), квас (4), каска (3), вкус (4), санки (1), сосна (1-3), семья (1).

  1. Ребята, мы с вами прочитаем скороговорку, но наша задача читать четко и правильно.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

     Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Возьмите простой карандаш и вычеркните все буквы с.

Поработайте в парах. Возьмите зеленую ручку или зеленый карандаш и проверьте друг друга. Все ли буквы Сс вычеркнул ваш сосед. Обведите незачеркнутые буквы в зеленый кружок.

  1. Подведем итоги.  Какие мы сегодня изучали звуки? Дайте их характеристику.
  2. Ребята, а давайте поблагодарим наших помощников Соню и Сеню и угостим их конфетами. Кто получит синюю, а кто зеленую конфету.
  3. Проанализируем свою работу. Если вы считаете, что хорошо поработали, то поднимите желтый кружок, если работали хорошо, но что-то не получилось, то желтый и голубой.
  4. Спасибо за внимание, занятие окончено.

Приложение:

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 

2. «Блинчик» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

  

3. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

 

Провинился язычок, 
Ничего сказать не смог. 
Мы его похлопаем, 
Губками пошлепаем.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

         Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

         Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

         Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

         Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

         Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

        Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

        Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

        Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

        Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

        Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

        Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.

        Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп.

Соня

Сеня

СЫ   СИ

СА    СЯ

СУ    СЮ

СО    СЁ

СЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.

Конспект фронтального  занятия для детей подготовительной  к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....

Групповое логопедическое занятие с 1 классом "Звук и буква А. Игрушки".

Цель: Закрепление графического образа буквы А.Задачи: Коррекционно-образовательные:развитие звукового анализа слов;расширять и активизировать активный словарь по теме «Игрушки»;закрепление н...

Открытое логопедическое занятие: "Звуки [к], [к’]. Буква Кк" 1 класс.

Знакомство со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков....

Открытого логопедического занятия: "Звуки [д], [д’]. Буква Д д".

В помощь учителям-логопедам и учителям начальных классов....

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [х] и буква Хх

Тема: Звук [х]. Буква ХхЦель: Закрепить знания детей о звуке [х].Задачи:-научить давать характеристику звука [х];-уточнить его артикуляцию;-научить чётко интонировать звук[х] в словах;-научить выделят...

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [п] и буква Пп

Тема: Звук [п] и Буква ПЦель: закрепить знания детей о звуке [п].Задачи:-учить давать характеристику звука [п];-учить выделять из ряда звуков,слогов,слов;- учить детей звуковому анализу слогов т...

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [т] и буква Тт

Тема: Звук [т] и буква ТЦель: Закрепить знания детей о звуке [т].Задачи:-учить давать характеристику звуку [т];-учить детей определять места звука [т] в слогах, в словах-учить детей искать букву Т сре...