ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТА «ИНТОН-М»
методическая разработка

Любой ребёнок с нарушением слуха нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции этих произносительных навыков.

Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть.

          Одним из способов  достижения наилучших результатов в развитии ритмико-интонационной стороны речи, является использование речевого тренажера ИНТОН-М. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ritmiko-intonacionnoy_storony_rechi.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

                                                   

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТА «ИНТОН-М»

                                                     

Составитель:

учитель-дефектолог

Трусова  В.А.

Г. Нижневартовск

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТА «ИНТОН-М»

                                              -_1.jpg

           Для произношения  глухих и слабослышащих  детей характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной её стороны. Речь отличается монотонностью и неинтонированностью.

          Интонацией мы называем – совокупность звуковых средств, которые фонетически организуют речь, устанавливают между частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, выражают чувства. Фонетическими средствами интонации являются: темп, ритм, ударение, сила и высота голоса.

Темп- скорость произнесения элементов речи (звуковслогов, слов).

Ритм- чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Ударение- выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

·                слога в составе фонетического слова — словесное ударение,

·                слова в составе синтагмы — логическое ударение,

Сила голоса- это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах (зависит от размаха колебаний голосовых связок).

Высота голоса - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками (зависит от частоты колебаний).

          Любой ребёнок с нарушением слуха нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции этих произносительных навыков.

Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть.

          Одним из способов  достижения наилучших результатов в развитии ритмико-интонационной стороны речи, является использование речевого тренажера ИНТОН-М.

         Тренажер представляет собой целостную функциональную систему, в которой используются три базовых сенсорных канала речевого воздействия: слуховой (остаточный слух),зрительный и вибрационно-тактильный.

    По мере формирования произносительных навыков подключается кинестетический (мышечный) канал речедвигательных ощущений.

       Восприятие элементов речи по разным сенсорным каналам позволяет глухому ребенку эффективно анализировать речь преподавателя, а также контролировать собственное произношение, в результате чего включается механизм биологических обратных связей.
          Функции в речевом тренажере позволяют организовать индивидуальную работу с ребенком для решения следующих задач: 
•    работу над высотными модуляциями голоса (тренировка механизмов голосообразования); 
•    работу над силой звука; 
•    работу над интонацией речи; 
•    отработку логического ударения. 
           Прибор обеспечивает слуховой контроль речевых упражнений через наушники. 

            В настоящее время большинство глухих и слабослышащих детей обеспечены индивидуальными слуховыми аппаратами. Учитывая это, в конструкции тренажера «Интон-М» была заложена возможность применения индивидуальной индукционной петли (ИИП), которая подключается вместо наушников. Это  позволяет ребенку в слуховом аппарате пройти комплексное обучение речевым навыкам, предусмотренное функциональной структурой тренажера. Большинство СА, кроме встроенного микрофона, имеют в своём составе индукционную катушку для приёма электромагнитного излучения динамика телефонной трубки (положение «т»). В этом режиме СА получает звук только от катушки. При использовании ИИП восприятие речи через слуховой аппарат идёт устойчиво, не зависит от расстояния до говорящего, от его положения, но отношению к слушающему. Кроме того, ученик может более полноценно воспринимать собственную речь за счет фронтально расположенного рабочего микрофона. Регулировка уровня электромагнитного поля ИИП производится ручкой регулировки громкости «ПРАВОЕ УХО» тренажера (для того, чтобы не проводить подстройку громкости в индивидуальном слуховом аппарате).

РАБОТА НАЛ ВЫСОТНЫМИ МОДУЛЯЦИЯМИ ГОЛОСА

           Неумение управлять высотой голоса (частотой колебания голосовых связок) обусловлено у глухих и слабослышащих детей отсутствием или недостаточностью обратной связи через слуховой канал. В этих условиях процесс голосообразования не приводит к развитию и закреплению механизмов целенаправленного изменения частоты основного тона.

Прибор «ИНТОН-М» компенсирует недостаточность слуховой обратной связи на счет использования зрительной обратной связи. Светящаяся шкала позволяет наглядно контролировать повышение и понижение голоса и тем самым тренировать механизмы произвольного управления голосовыми связками. Частотный диапазон шкалы тона соответствует интервалу 100-500 Гц.

Чтобы при работе с тоном не отвлекала внимание шкала , ее можно отключить с помощью кнопки «ГРОМКОСТЬ».

РАБОТА НАД СИЛОЙ ЗВУКА

          Помимо развития навыков управления голосом у глухих и слабослышащих детей необходимо тренировать механизмы управления громкостью произношения. Благодаря такой комплексной работе развивается совокупная пластичность органов речи. Кроме того, интенсивность звучания является одним из компонентов динамического ударения.

Работа над силой звука производится с помощью вертикальной светодиодной шкалы, включаемой кнопкой «ГРОМКОСТЬ». При этом надо стараться, чтобы так называемое «задувание» микрофона, которое обычно происходит при произнесении взрывных согласных, не искажало результатов контроля. Для этого микрофон надо держать на некотором удалении ото рта, или защищать рабочую поверхность микрофона поролоном.

С помощью шкалы интенсивности можно наглядно наблюдать естественную разномощность гласных звуков, когда при одинаковом произносительном усилии реальная интенсивность звука [А] существенно превосходит интенсивность звука [И] (гласные [О], [Э], [У] по интенсивности занимают промежуточное значение). Этим обстоятельством вызваны серьёзные трудности при восприятии глухими и слабослышащими словесного ударения, если оно падает на гласный [И].

РАБОТА НАД СЛИТНЫМ ПРОИЗНЕСЕНИЕМ СЛОВ И ФРАЗ

       Следует отметить роль индикатора «СЛИТН.» в формировании навыков речеобразования при индивидуальной работе. Индикатор слитности / раздельности произнесения слов или фраз при речевой работе ученика дает ему возможность визуально контролировать навык слитного произнесения различных сегментов, расстановку пауз, то есть в конечном итоге контролировать общий ритмический характер своей речи. Простота интерпретации работающего индикатора слитности (в отличии, например, от шкалы интенсивности) позволяет ученику легче схватывать его динамику и воспроизводить предлагаемые образцы.

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ И ЛОГИЧЕСКИМ УДАРЕНИЕМ

          Мелодический компонент интонации с помощью зрения (то есть посредством чтения с губ) практически не воспринимается совсем, так как изменение высоты тона, связанное с работой голосового аппарата, не доступно для глаз. Исследования показали, что глухие учащиеся, по состоянию слуха относящиеся ко 2 -ой группе, с трудом дифференцируют фразы по модуляции голоса. В то же время роль интонации в речи очень велика, поэтому дополнительные средства её контроля имею принципиальное значение.

          Интонация не только фонетически организует речь, формируя целостность и законченность высказывания, она также несёт и смысловую нагружу.

Прежде всего, интонация выражает цель высказывания: вопрос, сообщение, побуждение. Для отработки интонации вопроса и утверждения удобно использовать фразы, оформленные из одного слова. Например: «Мама? - Мама». При вопросительной интонации происходит значительный подъём высоты голоса, при утверждении - высота голоса остается на некотором среднем уровне.

               Для освоения такой вопросно-ответной модели включается шкала основного тона, и упражнение произносится в микрофон. Преподаватель сначала сам произносит эти две фразы (вопрос и ответ), демонстрируя их как образец.              На вопросе загорается большее количество элементов световой шкалы - это вызвано подъёмом высоты тона; на ответе (т.е. утверждении) загорается несколько элементов и при этом отсутствует динамика.

           Помимо цели высказывания интонация оформляет логическое ударение в речи. Перемещение логического ударения во фразе меняет её содержание.

         На слове, выделенном логическим ударением, происходит существенный подъём высоты тона. При контроле интонации с помощью прибора на ударном слове наблюдается увеличение количества светящихся элементов шкалы.

Для отработки интонации речевые упражнения следует подбирать так, чтобы слова не имели глухих согласных. В этом случае работа голосовых связок не будет прерываться на протяжении всего упражнения. После закрепления интонационных моделей на специально подобранных упражнениях, навык переносится на произвольную речь.

          При использовании  речевого комплексного тренажёра  «ИНТОН-М» в работе над формированием ритмико-интонационной стороны речи. Нужно отметить положительное отношение детей к работе на тренажере. Ученикам нравиться "слушать на приборе". Несмотря на ежедневное восприятие детьми речи с использованием ИСА, слушание с помощью новой аппаратуры является комфортным и полезным в обучении глухих и слабослышащих учеников.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения языковым знаниям и формирование навыков (произносительная сторона речи)

В работе дается описание методики работы по формированию произносительных навыков у учащихся. На начальном этапе многие учителя уделяют этой работе большое внимание. Но позже этому уделяется всё меньш...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП СУР с учеником 4 класса ( 1 вид+ ЗПР) по теме: «Семья. Дифференциация звуков [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».

Конспект индивидуального занятия  по РСВ и ФП СУР с учеником 4 класса ( 1 вид+ ЗПР) по теме: «Семья. Дифференциация звуков     [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи»...

Методическая разработка на тему: «Работа над ритмико-интонационной стороной речи с детьми с нарушениями слуха»

Конечной целью  воспитания и обучения  детей с нарушением слуха является социальная адаптация, способность детей к самостоятельному общению. Учитывая исключительную роль устной речи,  к...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...

Формирование лексико-грамматической стороны речи у учащихся с ОНР. «Моя Родина - Россия»

Технологическая карта занятия по логопедиии, для детей с ОВЗ....