Семинар - практикум «Особенности коррекционной работы в школе»
консультация

Содержание 

1.     Проведение фонетических зарядок в школе.

2.     Адаптация речевого материала.

3.     Работа с труднопроизносимыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Семинар - практикум

«Особенности коррекционной работы в школе»

План:

  1. Проведение фонетических зарядок в школе.
  2. Адаптация речевого материала.
  3. Работа с труднопроизносимыми словами.

  1. Проведение фонетических зарядок в школе

Фонетические зарядки - одна из форм организации работы над произношением. Они  проводятся на первом уроке (воспитательском занятии), продолжительность одной зарядки не превышает 3-5 минут.

Цель фонетических зарядок:

  • автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение их распада;
  • совершенствования и предупреждение распада звуков;
  • подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться на фронтальных уроках и занятиях.

Методика организации фонетических зарядок в школе для глухих детей была разработана Н.Ф. Слезиной.

Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, словом, фразой, голосом, ритмико-интонационной стороной речи, правилами орфоэпии. Конкретное содержание определяется программными требованиями. Так же содержание зависит от состояния устной речи класса и от индивидуальных особенностей произношения каждого ученика.

   Тема фонетической зарядки не меняется в течение недели.  Например, тема звук «Ш»; в понедельник - Ш в начале слов перед гласными ( ш__ ; ш__ а; ш__ о; ш__ у, шар, шорты, шум и т.д.), во вторник - Ш между гласными (ш___, аш__а, аш__у, аш__и ….), в среду Ш в конце слов ( ш ___, аш__ , ош__ , уш__.... ), в четверг - Ш в стечении с другими согласными ( ш__ , ш__ ла, ш__ ко, ш__ ка….) в пятницу Ш - во всех позициях.

    Все упражнения  в течение недели объединены общей темой звук «Ш», материал подбирается в зависимости от позиции звука. (Таблица 1)  

Материалом фонетических зарядок служат слова, слоги, словосочетания, фразы.

В процессе проведения фонетических зарядок должно быть соблюдено одно из основных требований – смена видов работ и видов речевой деятельности. Существует достаточно большое разнообразие видов работ с различным речевым материалом.

Приведем некоторые из них:

  •  чтение слогов;
  •  составление слогов из данных звуков;
  •  дополнение слогов до слова;
  •  чтение слов (с разложением на части или без разложения);
  •  составление слов из данных слогов;
  •  сопоставление слов;
  •  классификация слов;
  •  называние картинок;
  •  придумывание слов с данным звуком (на данный звук);
  •  называние слов с определенным звуком с опорой на сюжетную картинку;
  •  чтение словосочетаний;
  •  составление словосочетаний из данных слов;
  •  дополнение словосочетаний (с опорой на картинку или самостоятельно);
  •  чтение предложений;
  • чтение предложений с постепенным наращиванием;
  • дополнение предложений (с опорой на предметную или сюжетную картинку, слова для справок, самостоятельно);
  •  составление предложений (с данным словом, с опорой на картинку);
  •  восстановление целостности фразы (из «рассыпного текста);
  •  ответы на вопросы и т.д.

Виды речевой деятельности:

  • подражание;
  • сопряженное и отраженное проговаривание;
  • называние картинок;
  • чтение;
  • рядовая речь;
  • ответы на вопросы;
  • самостоятельные высказывания.

 Необходимо при составлении фонетических зарядок обратить внимание на то, что не всегда смена видов работ влечет за собой смену видов речевой деятельности. Это обязательно должно учитываться при планировании  зарядок.

Во время проведения зарядки необходимо замечать и исправлять все произносительные ошибки.

          При исправлении дефекта звука в слове, фразе не ограничиваться его изолированным воспроизведением, а обязательно ввести этот звук в слово или фразу.

При устном воспроизведении слов и фраз дирижировать.

Соблюдать требования к речи учителя, не утрировать, говорить голосом нормальной громкости, соблюдать нормы орфоэпии и т.д.

При проведении фонетических зарядок учитель обязательно исправляет произносительные ошибки, допускаемые по теме зарядки. 
Н.Ф. Слезина рекомендует следующие варианты коррекции:

  • замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;
  •  замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;
  • с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;
  • с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля.

В конце фонетической зарядки нужно обязательно подвести итог, при этом одобрить тех, кто хорошо говорил.

Фонетические зарядки планируются ежедневно и фиксируются в рабочем  плане урока, на котором проводиться зарядка.

2.Адаптация речевого материала

Как таковых теоретических понятий по адаптации речевого материала в литературе не существует.

Я могу только поделиться  с вами опытом своей работы.

Речевой материал дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо учитывать состояние слуха, уровень развития речи, уровень обучаемости и общее развитие ребенка. Для сильных учеников подбирается речевой материал большего объема и с более сложными речевыми конструкциями. Для слабых учеников речевой материал сокращается, конкретизируется, в основном состоит из простых предложений.

Каждый педагог обязан расширять и обогащать словарный запас учащихся. На уроках и внеклассных занятиях новые слова, термины и названия разъясняются педагогом кратким пояснением. Учащиеся должны не только понимать слова  и термины, но и уметь их употреблять в своей устной и письменной речи. Для этого необходимо периодически вывешивать таблицы терминов и трудных слов по каждой дисциплине, по различным видам внеклассной деятельности.

  1. Работа с труднопроизносимыми словами

Воспитатель (как и учитель) на каждом занятии выделяет время для работы с труднопроизносимыми словами, используя для этого аналитико–синтетический метод.

 Под этим методом подразумевается система, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова. По такому принципу мы и  работаем с труднопроизносимыми словами.

Новые слова следует писать на доске или табличке со всеми надстрочными знаками.

Учитель-дефектолог

Трусова Виктория Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы по развитию фонематических процессов в школе VII вида

ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы...

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Доклад по теме:«Особенности коррекционной работы воспитателя  в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа»....

Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»

Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...

Выездной семинар - практикум для учителей ОБЖ, географии "Школа выживания"

Главной целью программы данного семинара  является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:-         обновить зна...

Выступление на семинаре практикуме «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.Внимание - это не самостоятельный познават...