Логопедические занятия
методическая разработка

Сапрыкина Наталья Николаевна

Логопедические занятия коррекционной - школы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Звук и буква ё ».

Место и роль занятия в изучаемой теме: второе занятие по теме.

Цель занятия: закреплять знания детей в соотношении звука и буквы ё.

Задачи занятия:  

  1. Вырабатывать умение читать слоги и слова с буквой  ё.
  2. Развивать и корригировать артикуляционную моторику на основе произношения слов со звуком [ё], слуховое восприятие на основе упражнений  в выделении звуков, зрительное внимание.
  3. Воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Тип занятия:   закрепление материала. 

БУД, которые формируются в ходе занятия:

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные:  умение работать с учебными принадлежностями (дидактическим материалом)

Познавательные: умение делать простейшие обобщения, сравнивать, на наглядном материале.

 

Оборудование: компьютер, индивидуальные зеркала; предметные картинки, кассы букв, карточки с буквами.

Ход занятия

I. Орг. момент.

  1. Приветствие.

-  Добрый день, ребята.  Я рада вас видеть на занятии. Хочу вам пожелать хорошего настроения, для  этого дарю вам по цветку с разноцветными лепестками. Сядет тот, кто правильно назовет цвет. Каким цветом верхний лепесток, середина, правый лепесток.  (дети кладут лепестки на край стола).

II. Подготовительный этап.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был язычок, спал в своей кроватке, проснулся, потянулся и начал делать зарядку. Лёг он блинчиком, трубочкой. 

Потом проголодался и начал лакать молоко.

Посмотрел какая погода 

   вниз-лужи

  вверх-тучи 

Стало темнеть, он нагулялся и пошёл  домой, а за ним побежал….

А чтобы узнать, кто побежал за язычком, мы выполним дыхательное упражнение.

  1. Дыхательное упражнение.

«Что под песком?»

 Подуйте на песок и вы увидите кто побежал.

III. Актуализация  знаний .

  1. Произнесение слова ЁЖИК.
  2. - С какой  буквы начинается слово ЁЖИК?

3. Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, с какой буквой и звуком мы будем работать сегодня?

- Правильно. Сегодня мы продолжим работать над буквой Ё.

- Что вы знаете про букву Ё?

4. Выкладывание  буквы Ё .

- Давайте выложим букву Ё из фасоли (учащиеся выкладывают букву).

IV. Основная часть занятия.

Развитие мелкой  моторики и слухового внимания.

- Посмотрите и подумайте, чего не хватает ёжику? Правильно иголок.

- Только ёжик  запутался  и не может вспомнить какого цвета были у него иголки, а я вам подскажу.

- Две красные, одна жёлтая,  две зелёные, одна синяя. Запомнили, а теперь прикрепите иголки ёжику.

-Правильно молодцы.

3. Физминутка.         (слайд)

5. Упражнение для коррекции слухового восприятия.

- Ребята, я вам буду произносить слоги, а вы внимательно слушайте и если услышите звук [ё] хлопните в ладоши.

ма , мё,  сё ,  су, рё , ба, лё,  на,  нё ,  ву,  вё — хлопаем на изученный звук.

  1. Чтение слогов с буквой  Ё.

Мё ,  рё ,  лё , нё  , вё , ёл,  ёр,  ёт,  ём, ёв

Работа с кассой букв.

- Сейчас мы составим слова, которые  будут являться отгадками к  загадкам.

 Загадки:

К нам пришла она из леса

Запах хвои принесла

Все её мы ждём зимою

Новогоднюю порою

                             (Ёлка)

Рыбка та невелика,

С нею варится уха.

Хоть колюч, но так хорош!

Догадались? Это – (Ёрш)

6. Задание на внимательность.

- У вас на столах лежат карточки с буквами. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой  букву, которую мы сегодня учили.

V.   Итог.

- С какой буквой мы сегодня работали?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

VI. Рефлексия.

- Ребята, оторвите тот лепесток, который подходит для вашего настроения.

Все лепестки прикрепляю на доске.

- Я рада, что у нас получился цветок – хорошего настроения.

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

Открытое занятие по логопедии

в 1классе

 на тему: «Звук и буква Ё»

                                                                                   Учитель – логопед:

                                                                                     Сапрыкина Н.Н.

2016-2017 учебный год

Н Т Д А И М Д С Х Ш Д Л Н Р К Д П Т О Ы Д З В Ж  Г Д Ь

Д Е Ы У Б М С Г Х Д Ш Л Н Р Д К П Т О А У И Ь Д Б Д Й З

М С Д Ш Х Р Е Д Ж Г Й Ь Е А Д З В Н У Ы Д К Т Р Е Х Ё Д З

Н Т Ё А И М Ё С Х Ш Ё Л Н Р К Ё П Т О Ы Ё З В Ж  Г Ё Ь

Ё Е Ы У Б М С Г Х Ё Ш Л Н Р Ё К П Т О А У И Ь Ё Б Д Й З

М С Ё Ш Х Р Е Ё Ж Г Й Ь Е А Ё З В Н У Ы Ё К Т Р Е Х Ё З

Н Т Ё А И М Ё С Х Ш Ё Л Н Р К Ё П Т О Ы Ё З В Ж  Г Ё Ь

Ё Е Ы У Б М С Г Х Ё Ш Л Н Р Ё К П Т О А У И Ь Ё Б Д Й З

М С Ё Ш Х Р Е Ё Ж Г Й Ь Е А Ё З В Н У Ы Ё К Т Р Е Х Ё З



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «Дифференциация Ж- Ш»

Цель: учить дифференцировать звуки [Ж] – [Ш].

Задачи:        

Образовательные:

      - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш]в словах и предложениях;

      - развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова                                                        со звуками [ж] и [ш];

       - закреплять правописание ШИ –ЖИ посредством выполнения упражнений на индивидуальных карточках;

Коррекционно - развивающие:

        - развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата посредством выполнения артикуляционной гимнастики;

        - развивать зрительное и слуховое восприятие посредством различение звуков на слух и посредством выделения лишней картинки;

        - развивать внимание, память посредством выполнения письменных и устных работ;

        - активизировать мыслительную деятельность детей;

Воспитательные:

        - воспитывать положительную мотивацию к учению;

        - воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе;

Методы: словесные, практические,наглядные.

БУД, которые формируются в ходе занятия:

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные:  умение работать с учебными принадлежностями (дидактическим материалом)

Познавательные: умение делать простейшие обобщения, сравнивать, на наглядном материале.

Оборудование: зеркала, компьютер, обучающее – развивающая программа «Игры для тигры», предметные картинки,индивидуальные карточки с заданиями, снежинки (для дыхательной гимнастики)

Ход занятия

1.Орг. момент

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям. И начнём занятие с хорошего настроения.

- Вместе настроимся на работу, проговорим наш девиз:.

Наступила тишина,

Заниматься нам пора.

Будем четко говорить

И за звуками следить.


2. Артикуляционная гимнастика 
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику
«Улыбка – трубочка», «Лошадка», «Лопаточка», «Часики»

3.Дыхательное упражнение: «Снежинка»

- Возьмите в руки снежинки. Налетел сильный ветер. Дуем на снежинки сильно(вдох через нос, выдох через рот). Ветер стихает , и мы подуем тихо. Снова налетел сильный ветер. Дуем сильно, но бесшумно.

4.Сообщение темы занятия.

-  Послушайте стихотворения, и скажите, какой звук чаще всех повторяется?

1. Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише.»

  1. Жук однажды так жужжал, 
    Даже ежик задрожал.
    Жук ежу не угрожал, 
    Ежик все же убежал.

 - Какие звуки встречаются чаще всего? (ж, ш)

- Правильно . Сегодня на занятии будем сравнивать и различать согласные звуки Ж-Ш.


- Как вы думаете, для чего мы должны  различать  эти звуки?

-Чтобы правильно произносить звуки Ж и Ш , чтобы не путать их в словах.
5. Артикуляция и характеристика звуков.

-  Давайте произнесем звук [ш], а теперь  [ж].

- Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

- Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены.

-  Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем  снова эти звуки.

 - Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук   [ж] — дрожит.

- Ребята, давайте сравним эти звуки!

Эти звуки гласные или согласные? Твердые или мягкие? (каким цветом обозначаются?) Звонкие или глухие?

[Ж] – согласный, твёрдый, звонкий;

[Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

6. Развитие фонематического восприятия.
- Сейчас поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши один раз, если в слове услышите звук Ж,  хлопните в ладоши два раза, если в слове услышите звук Ш.

Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.

Молодцы, хорошо справилась с заданием, поймали все слова со звуками [ш] и [ж].

7. Дифференциация звуков Ж – Ш в слогах.

Работа с карточками

Закончи слово, добавив слог ЖИ или ШИ:

Мы_,  лы_,  но_,  лу_,  пи_,  ма_,  кры_, ска_, спе_, сло_,  поло_,  дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

8.Динамическая пауза. Игра с мячом. 

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч

прижму

И другой рукой начну.

9. Дифференциация звуков Ж и Ш в словах. ( Тренажер)
Игра «Четвёртый лишний»

10. Дифференциация звуков Ж – Ш в предложениях

Работа с карточками.

- Вставьте  пропущенные буквы: Ж или Ш

На  белую  рома_ку  сел  _ук.

Бабу_ка   вя_ет  теплый  _арф.

Весной  из  берлоги  вы_ел   медве_онок.

Ма_а  видела в лесу  у_ей.

На  лу_айке  прыгали  лягу_ки.

11. Развитие памяти и внимания.

Игра «Собери ромашку»

- «Сейчас я покажу вам картинки. Внимательно рассмотрите их, и отберите те картинки в которых есть звук [Ш], Ж] назовите их.

12.Итог занятия
- О каких звуках мы сегодня говорили?

 - Чем они отличаются?
 - Для чего нужно различать эти звуки?- Какое задание оказалось самым интересным?

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

Открытое логопедическое занятие

 «Дифференциация Ж - Ш»

 Сапрыкина Наталья Николаевна

                                                                           учитель – логопед      

2017-2018 учебный год



Предварительный просмотр:

         Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Б – П»

Цель.

Закреплять  дифференциацию звуков [Б] и [П] в словах и предложениях

Задачи.

Образовательные:

 - учить различать звуки и буквы [Б-П] в устной и письменной речи;

- закреплять правописание [Б-П]  посредством выполнения упражнений на индивидуальных карточках;

Коррекционно - развивающие:

        - развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата посредством выполнения артикуляционной гимнастики;

        - развивать зрительное и слуховое восприятие посредством различения звуков на слух, выделения лишней картинки;

        - развивать внимание, память посредством выполнения упражнения на дифференциацию звуков, соотнесение слов и схем

Воспитательные:

        - воспитывать положительную мотивацию к учению;

        - воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе 

Тип: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, индивидуальные карточки с заданиями, презентация к занятию.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Прежде, чем сесть, мы повторим наше правило: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать. Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно"

1.Речевая зарядка.

Сядьте ровно, спина прямая,
Урок с улыбки мы начинаем!
Запаситесь вниманием,
Наберитесь терпения.
Сейчас урок произношения.

2.Психогимнастика.

Ребята, настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу.  Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

3. Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво и четко произносить звуки,выполним артикуляционную гимнастику.

-Упражнение «Улыбка». Выполняйте под счёт до пяти. Уголки рта широко расставлены. Вот так (показ).

-Упражнение «Хоботок». Выполняйте под счёт до пяти. Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

-Упражнение «Лопаточка». Выполняйте под счёт до пяти. Рот открыт,широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

-Упражнение «Иголочка».Выполняйте под счёт до пяти.Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. 

II. Введение в тему.

Упражнения на коррекцию мышления (Слайд №1)

Игра “Четвёртый лишний”Посмотрите на картинки, определите, к какому времени года они относятся, а какой рисунок лишний, объясните почему.

А какое сейчас время года? Какой месяц?  А какое время суток?

III. Работа по теме.

1. Повторение изученного

1. Дайте характеристику согласным звукам.

(Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. )

2.Отгадайте загадки (Слайд №2)

Хоть чернил он не видал, фиолетовый он стал.

Любит овощ Ваня, Жан. Так ведь это БАКЛАЖАН

Я и вкусен. Я и сочен. И на вид красивый очень.(Слайд №3)

Всем известный с давних пор под названьем ПОМИДОР.

-Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?

-Правильно, звуки [Б] и [П].

2. Постановка темы и цели занятия

-Сегодня на занятии мы будем продолжать  учиться правильно произносить и различать звуки [Б] и [П] на письме и при чтении.

3. Закрепление изученного материала

1. Артикуляция и характеристика звуков.

-  Давайте произнесем звук [Б], а теперь  [П].

- Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем  снова эти звуки.

Произнесите звук [Б] - работают голосовые связки. Звук звонкий.

Произнесите звук[П] - не работают голосовые связки. Звук глухой.

2.Выберите правильную характеристику звука [Б](Слайд № 4)

Звук [Б] – гласный, согласный, звонкий, глухой.

3.Выберите правильную характеристику звука [П](Слайд № 5)

Звук [П] – гласный, согласный, звонкий, глухой.

4.Дифференциация звуков на уровне слов.

Замените звуки [Б] и [П] в словах (устно) (Слайд № 6).

Набор-…                        Право-…

Башня-…                        Папочка-…

Забор-…                         Спор-…

Бочка-…                         Папка-…

V.Физминутка. Гимнастика для глаз (Слайд № 7).

5. Вставьте пропущенные буквы Б - П в слова.(Слайд № 8).

ю…ка                                                            кар…ы  

су…чик                                                         ла…ки

ду..ки                                                             гри..ки

Подберите  прилагательные к данным словам, ставя вопросы: какой? какая? какие? Используйте карточки (Устно).

 (пушистые, осенние, красивая, вкусный, зелёные, прудовые).

6. Работа в тетрадях.

Какой сегодня день недели? Какой день был перед вторником? Какой день будет после пятницы? В каких днях недели есть наши звуки [Б] - [П]?

7. Дифференциация звуков[Б] и [П] в предложениях (Слайд № 9).

Работа с карточками.

 Найди слова в тексте, в написании которых допущены ошибки. Напишите первое и четвёртое предложения. Подчеркните букву Б двумя чертами, букву П – одной чертой.              

Белый ягнёнок гуляет по болянке. Над цветком порхает бапочка. В сарае хранится лобата и пила. Мы поймали польшую рыпу. 

8. Соотнесите слова со схемами (Слайд № 10).

Бусы. Парус. Гриб. Арбуз. Пушка. Облако. Лопата.

VI.Итог занятия
- Над различением каких звуков вы работали сегодня на занятии?

- Чем отличаются звуки друг от друга? 

- Все ли задания тебе удалось выполнить?

-  В каких заданиях ты допустил ошибки?  

 - Какие задания выполнил правильно?

- Какое задание оказалось самым интересным?

VII. Рефлексия

На партах у вас кружки разного цвета. Выберите и поднимите один из них.

1.Красный - если было радостно, интересно работать. У вас всё получилось.

2.Жёлтый  -  у вас что-то не совсем получилось.

3.Зелёный - было грустно и вы не довольны своей работой.

 

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

                                 Конспект

                  логопедического занятия

       на тему «Дифференциация звуков Б - П»

                                5 класс

        

 

                                                                         учитель – логопед      

Сапрыкина Наталья Николаевна

Сосин Кирилл

Найди слова в тексте, в написании которых допущены ошибки.                

 Белый ягнёнок гуляет по болянке.

 Над цветком порхает бапочка.

 В сарае хранится лобата и пила.

 Мы поймали польшую рыпу.

Волкова Ксения

Найди слова в тексте, в написании которых допущены ошибки.                

 Белый ягнёнок гуляет по болянке.

 Над цветком порхает бапочка.

 В сарае хранится лобата и пила.

 Мы поймали польшую рыпу.

пушистые    осенние

 красивая     вкусный

зелёные       прудовые

пушистые    осенние

 красивая     вкусный

зелёные       прудовые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...