Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д ] – [Т]»
план-конспект

Сапрыкина Наталья Николаевна

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._d_-_t.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           3 класс.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д ] – [Т]»

Цель: закреплять  дифференциацию звуков [д] и [т] в словах и предложениях

Задачи:

  Образовательные:

 - учить различать звуки и буквы /Д-Т/ в устной и письменной речи;

- закреплять правописание /Д-Т/  посредством выполнения упражнений на индивидуальных карточках;

Коррекционно - развивающие:

        - развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата посредством выполнения артикуляционной гимнастики;

        - развивать зрительное и слуховое восприятие посредством различения звуков на слух;

        - развивать внимание, память посредством выполнения упражнения на дифференциацию звуков, соотнесение слов и схем

Воспитательные:

        - воспитывать положительную мотивацию к учению;

        - воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе;

БУД:

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные:  умение работать с учебными принадлежностями (дидактическим материалом)

Познавательные: умение делать простейшие обобщения, сравнивать, на наглядном материале.

Тип:комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, индивидуальные карточки с заданиями, презентация к занятию.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям. И начнём занятие с хорошего настроения

- Вместе настроимся на работу, проговорим наш девиз:.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

2. Артикуляционная гимнастика

-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику.

-Упражнение «Улыбка». Выполняйте под счёт до пяти. Уголки рта широко расставлены. Вот так (показ).

-Упражнение «Хоботок». Выполняйте под счёт до пяти. Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

-Упражнение «Иголочка». Выполняйте под счёт до пяти.Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. 

-Упражнение «Лопаточка». Выполняйте под счёт до пяти. Рот открыт,широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Дыхательное упражнение: «Бабочки»

II. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы будем работать над звуками, а вот над какими, вы узнаете отгадав загадки.

– Отгадайте загадку:  (Слайд № 1)

Его весной и летом    

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево.)

- Назовите первый звук в слове «дерево».

- Назовите букву, которой он обозначается.

(Прикрепляю на доску Д)

– Отгадайте следующую загадку:  (Слайд № 2)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь.)

- Назовите первый звук в слове «тетрадь».

- Назовите букву, которой он обозначается.

(Прикрепляю на доску Т)

- Как вы думаете, о каких парных согласных мы будем говорить на занятии?

2. Постановка темы и целевой урока

-Сегодня на занятии мы будем продолжать  учиться правильно произносить и различать звуки [Д] и [Т] на письме и при чтении.

3. Артикуляция и характеристика звуков.

-  Давайте произнесем звук [д], а теперь  [т].

- Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем  снова эти звуки.

Произнесите звук [Д] - работают голосовые связки. Звук звонкий.

Произнесите звук[Т] - не работают голосовые связки. Звук глухой.

1.Выбери правильную характеристику звуков [Д] (Слайд № 3)

Звук [Д] – гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый.

2.Выбери правильную характеристику звуков [Т] (Слайд № 4)

Звук [Т] – гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый.

4.Дифференциация  [д]- [т] в словах .(Слайд № 5)

- Вам нужно закрасить квадратик, соответствующий месту звука [Д] или [Т] в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)

                                                                                                         

дом                             стул                   тапки

 5.Физминутка. Гимнастика для глаз.(Слайд № 6).

 6.Вставьте пропущенные буквы Д - Т в слова.(Слайд № 7).

ве … ро                                                 посу … а

ребя … та                                             моло … ок

яго … а                                                 каран … аш

                                                                                                     

7. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в предложениях.  .(Слайд № 8)

-Закончи предложения, используя картинки.

Даша рисует цветными ... (карандаши).

Гвозди забивают ... (молоток).

Воду носят ... (ведро).

Дрова рубят (топор).

Землю копают ... (лопата).

Рыбу ловят ... (удочка).

Дети сидят за ... (парта).                                                                                                   

8.Дифференциация звуков [Д ] – [Т].

Посмотрите на картинки и скажите, какие предметы отдадим букве Д, а какие букве Т.

Пирамида, тыква, стакан, стул, помидор, куртка, лопата, ведро, сковорода, диван, редиска.

9.Итог занятия
- Над различением, каких звуков вы работали сегодня на занятии?

- Все ли задания тебе удалось выполнить?

-  В каких заданиях ты допустил ошибки?

 - Какие задания выполнил правильно?

- Какое задание оказалось самым интересным?

10. Рефлексия

На партах у вас кружки разного цвета. Выберите и поднимите один из них.

1.Красный - если было радостно, интересно работать. У вас всё получилось.

2.Жёлтый -  у вас что-то не совсем получилось.

3.Зелёный - было грустно и вы не довольны своей работой.

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

Открытое логопедическое занятие

 «Дифференциация Д - Т»

 Сапрыкина Наталья Николаевна

                                                                           учитель – логопед      

2019-2020 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков [с] - [ш].

Тема логопедического занятия: "Дифференциация звуков С-Ш". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [С...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков р -л. Поездка на Кремлёвскую ёлку"

 Тема: Дифференциация звуков  Р - Л.           Поездка на Кремлевскую елку.Цели:  выработать четкую дифференциацию звуков «Р – Л» в словах, предложениях и в стихах с опорой на артикуляторные, зрительн...

Агитбригада ЗОЖ. Логопедическое занятие:Дифференциация звуков Ш-Ж.

Алк                         Алкоголь – к черту !...

Презентация логопедического занятия "Дифференциация звуков с-ш"

Цель логопедического занятия: формировать умение различать звуки с – ш в слогах, словах и фразах;  закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям; р...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Дифференциация звуков [с-ш] в слогах и словах.»

Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...