Использование среды Монтессори в работе учителя-дефектолога
статья

Мусиенко Инна Николаевна

Для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями работа с Монтессори-материалом является не только обучающей средой, но и средой для формирования жизненных компетенций, т. е. делают его более самостоятельным, ребенок учится быть включенным в деятельность, достигать определенной цели, а также способствует эмоциональному благополучию и социальной адаптации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование среды Монтессори

в работе учителя-дефектолога

Методика Монтессори достаточно благотворно влияет на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует улучшению результатов их обучения.

Как и в традиционной системе М. Монтессори,все пространство нашего кабинета разделено на определенные зоны:

- зона упражнений практической жизни (материалы, с помощью которых ребёнок овладевает теми навыками, которые нужны ему в повседневной жизни;приобретает важные практические умения: следить за собой, своими вещами,обучается навыкам самообслуживания«Пересыпание крупы»«Переливание воды», шнуровки, рамки-застежки и др.);

- зона сенсорного воспитания (предназначена для развития и утончения восприятия; совершенствования работывсех видов анализаторов: слухового (материалы«Шумовые цилиндры»«Шумовые шары», музыкальные игрушки); зрительного (материалы для различения цвета, формы,величины:); обонятельного («Баночки с запахами», осязательного (материалы«Доски для ощупывания»«Шершавые таблички»«Набор с тканями», вкусового («Вкусовые баночки»). Для развития стереогностического чувства используются материалы«Геометрические тела»«Основные тела» пособие Дары Фрёбля», «Волшебные мешочки»«Сухой бассейн»; барического чувства («Весовые таблички»).

- математическая зона (пособия предназначены для понимания школьником порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления и т. д.Материалы«Красно-синие штанги»«Веретена»«Шершавые цифры»«Золотые бусины»«Числа и чипсы» и др.).

- зона русского языка (работая с данным материалом, ребенок знакомится с буквами, ведется работа по подготовке руки к письму, расширению словарного запаса и т. д.Материалы: металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой подвижный алфавит; материал для чтения - серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек и др.);

- зона космоса (материал для знакомства с окружающим миром, значением роли человека в нём).

В нашей школе обучаются дети различных нозологий: это дети с расстройством аутистического спектра, школьники с ДЦП, а также дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития и т. д. Для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями работа с Монтессори-материалом является не только обучающей средой, но и средой для формирования жизненных компетенций, т. е. делают его более самостоятельным, ребенок учится быть включенным в деятельность, достигать определенной цели, а также способствует эмоциональному благополучию и социальной адаптации.

Подготовленная среда и предсказуемость ежедневной активности в Монтессори-кабинете обеспечивают стабильность детям с РАС.

Для детей с аутизмом чрезвычайно трудна целенаправленная деятельность. Они быстро пресыщаются, устают, отвлекаются даже от интересных и любимых занятий. Предупреждению этого способствует частая смена видов деятельности и учет желания и готовности ребенка взаимодействовать с педагогом. Содержательной стороной занятий является деятельность, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, то есть педагогу необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия каждого ребенка.

Для развития познавательной деятельности ребенка с РАС существует трехуровневая система.

Выделяют 3 уровня, характеризующие различную степень развития познавательной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к познанию, способностью к самообслуживанию и самоконтролю своих действий, к оценке своих результатов. Развивается умение ребенка находить нужный предмет, брать его в руки, передавать педагогу. Понимать элементарные инструкции, выполнять простейшие осознанные манипуляции с предметами, соотносительные действия.

II уровень. Все признаки овладения познавательной деятельности еще нестойки. Но вместе с тем ребенок уже может познавать, хотя и возможны всякие отклонения в поведении.На этом уровне решаются такие задачи как: формирование навыка действовать по образцу; развитие и умение пользоваться определенными терминами (цвет, форма, величина, учится использовать противоположности: как вверх-вниз; худой - тонкий; холодный - горячий и т. д.

III уровень — начало формирования познавательной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. С освоением каждого уровня задачи усложняются познавательным содержанием; возрастающими требованиями к умственной деятельности ребенка; развитием его самостоятельности.

Задачами этого уровня является углубление знаний об эталонных системах и закрепление в продуктивной деятельности: конструирование, лепка, работа с мозаикой; изучение временных понятий; диких и домашних животных; развитие логического мышления через решение задач разного спектра.

В работе с детьми с ДЦП использование Монтессори-материаловпомогает решать следующие задачи:

- Предоставить каждому ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможность развивать и совершенствовать моторику, особенно мелкую мускулатуру рук и пальцев. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.

- Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться, раздеваться, причесываться и расстегивать одежду, мыть руки, выполнять самостоятельные действия по самообслуживанию. Для развития необходимых умений и навыков используются Упражнения практической жизни (переливание воды, пересыпание и сортировка круп, мелких деталей, нанизывание, закручивание, шнурование предметов, работа с рамками-застежками). (Демонстрация материала). Такие упражнения происходят из повседневных домашних дел, в которые ребенок с удовольствием включается. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность выполняется им совершенно самостоятельно.

- Также очень важно упражнять ребенка в проявлении заботы об окружающей среде: уборка мусора, подметание, сервировка стола, уход за цветами.

- Предоставить возможность ребенку индивидуально развивать и совершенствовать сенсорные эталоны.

Обучение построено максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных и интеллектуальных возможностей школьников. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией в будущем.

Дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития (или дети со сложной структурой дефекта)отличаются значительными нарушениями познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Закономерностью психического развития детей со сложной структурой дефекта является трудность их адаптации в социуме и взаимодействию со специальной средой.

Дети со сложной структурой дефекта способны к развитию, хотя их развитие осуществляется замедленно, на аномальной основе и имеет существенные отклонения и своеобразные черты. Ведущими развивающими факторами для таких детей являются специальное обучение и воспитание. Основной задачей такого обучения является подготовка детей к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем, выработать умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность в повседневной жизни. Педагоги, работающие с детьми данной категории, используют Монтессори-материалы, способствующие развитию каких-либо навыков и умений, позволяющие ребенку сделать необходимые выводы, а точнее, маленькие открытия.

К материалам, позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только специально разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в повседневной жизни. Например, …

Применение элементов методики М. Монтессори в обучении детей со сложной структурой дефекта положительно влияет на динамику развития.

Чрезвычайно значимым является содержательный компонент педагогики Монтессори: большое внимание уделяется сенсомотоному развитию ребенка, развитию у него речи, мышления, умению концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение.

Большое значение имеет и конечная цель: воспитание самостоятельного, независимого, социально адаптированного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Разное печенье".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Разное печенье»....

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

Использование песочной терапии в работе учителя - дефектолога

Данный материал будет интересен педагогам и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с младшими школьниками с ОВЗ....

Использование подручных средств в работе учителя-дефектолога

В условиях дистанционного обучения родителям приходится становится не только педагогом для своего ребенка, но еще и находить для занятий материал. На самом деле, при организации занятий можно воспольз...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Опыт работы "Использование макросреды ДОУ в работе учителя-дефектолога"

Использование макросреды ДОУ в работе учителя-дефектолога (из опыта работы)...